Задатки и способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:34, реферат

Краткое описание

Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности

Файлы: 1 файл

реферат Задатки и способности.docx

— 39.32 Кб (Скачать)

 

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание  у одних и тех же людей изучает  психология индивидуальных различий. Откуда берутся индивидуальные психологические  различия людей? Как они возникают? Один из ответов на данные вопросы  предлагает А.Анастази: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды» 1 .

 

Влияние среды, как и воздействие  наследственности, начинает проявляться  уже при рождении ребенка. Например, новорожденные дети-близнецы имеют  не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек  с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются  на его индивидуальности, могут облегчать  или затруднять формирование у него других личностных свойств.

 

    Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуаль ных различий: Тексты. — М, 1982. — С. 9.

 

 

Тот факт, что у младенцев  вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом эмоциональном  состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

 

Особый интерес в связи  с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют результаты исследований гомозиготных (имеющих идентичную наследственность) и гетерозиготных (обладающих разной наследственностью) близнецов. Некоторые  из них, взятые из работ А.Басса и Р.Плоумина, представлены в табл. 14.

 

Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что вопреки ожиданию их индивидуальные психологические  и поведенческие различия от этого  не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной семье, причем в некоторых  случаях даже уменьшаются.

 

Таблица 14

Корреляция между гомозиготными  и гетерозиготными близнецами разного  пола по ряду личностных характеристик (средний возраст сравниваемых детей  — 4 года и 7 месяцев)

 

Оцениваемая индивидуальная характеристика

 

Коэффициент внутригрупповой  корреляции

 

 

 

Мальчики

 

Девочки

 

 

 

 

 

гомозиготные

 

гетерозиготные

 

гомозиготные

 

гетерозиготные

 

 

 

Эмоциональность

 

Активность

 

Социабельность (общительность,

 

контактность)

 

0,68 0,73

 

0,65

 

0,00 0,18

 

0,20

 

0,60 0,50

 

0,58

 

0,05 0,00

 

0,06

 

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного  воспитания становятся иногда более  похожими друг на друга, чем в том  случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный  факт тем, что детям-одногодкам, постоянно  находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между  такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

 

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих  характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение  о том, что их психологическая  общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать  влияние среды на психическое  и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие  его наследственности.

 

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводится одним из следующих способов:

 

    Систематическое  варьирование условий обучения  и воспитания, разностороннее изучение  детей, выросших в разных социальных  культурах, регионах и семьях.

    Сравнительное  изучение психологии и поведения  гомозиготных и гетерозиготных  близнецовых пар.

 

 

Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей в нашей стране было уделено  в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств.

 

Под свойствами нервной системы  понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К  числу таких свойств относятся:

 

    Сила нервной  системы по отношению к возбуждению,  т.е. ее способность длительно  выдерживать, не обнаруживая запредельного  торможения, интенсивные и часто  повторяющиеся нагрузки.

    Сила нервной  системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать  длительные и часто повторяющиеся  тормозные влияния.

    Уравновешенность  нервной системы по отношению  к возбуждению и торможению, которая  проявляется в одинаковой реактивности  нервной системы в ответ на  возбудительные и тормозные влияния.

    Лабильность нервной  системы, оцениваемая по скорости  возникновения и прекращения  нервного процесса возбуждения  или торможения.

 

 

В настоящее время в  дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств  нервной системы человека (ВД.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

 

В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова— Небыли-цына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы 1 . Она включает:

 

    Общие, или системные,  свойства, охватывающие весь мозг  человека и характеризующие динамику  его работы в целом.

    Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях  работы отдельных «блоков» мозга  (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально  разделенных подкорковых структур  и т.п.).

    Простейшие, или  элементарные, свойства, соотносимые  с работой отдельных нейронов.

 

 

На основе проведенных  исследований, касающихся связи свойств  нервной системы человека с решением задач (мышлением), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.

 

Таким образом, свойства нервной  системы не предопределяют психические  качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б.М.Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие» 2 .

 

Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой  индивидуальных различий заключается  не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной  системы пути и метода обучения детей  с данным типом нервной системы.

 

    1 Русаков В.М.  Дифференциальная психология: Основные  достижения и перспективы изучения  индивидуальности человека // Психологический  журнал. — 1988. —Т. 1. — № 2.

    2 Теплов Б.М.  Современное состояние вопроса  о типах высшей нервной деятельности  и их определение // Психология  индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - С. 25.

 

 

Развивая в этом плане  идеи Б.М.Теплова, В.Д.Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

 

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств  его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

 

Обратимся теперь к непосредственному  анализу некоторых фактов, свидетельствующих  за и против генотипической обусловленности  индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных особенностях детей, т.е. в их задатках.

 

В результатах исследований, которые были направлены на выявление  наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних  случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью  обнаруживается, в других — нет. Однако «типичный результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные» 1 . Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.

 

Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно  было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипи-ческую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.

 

Однако — и это очень  важный факт — ни одно из известных  свойств нервной системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда. И.В.Равич-Щербо пишет: «Чем выше в деятельности роль специфически человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют

 

    'Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982. -С. ПО.

 

 

Приведенные данные позволяют  сделать вполне определенный вывод  об отсутствии выраженной биологической  и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной  системы человека, но не снимают  другой важный вопрос и предполагают его специальное обсуждение. Это  вопрос о генотипической обусловленности  межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека. Так ли это на самом деле и что по данному поводу может сказать современная наука?

 

Анализ данных, полученных во многих экспериментальных сравнительно-психологических  исследованиях, показывает, что общие  суждения типа «Девочки лучше владеют  речью, чем мальчики», «Мальчики  более склонны к математике, чем  девочки», «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят  их в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и более чувствительны  к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики», «Мальчики более-агрессивны и более независимы в своем поведении, чем девочки» не вполне соответствуют действительности. Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.

 

Вместе с тем небольшие  различия возрастного характера  в проявлении частных способностей между ними все же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно  имеется чуть больший словарный  запас, чем у мальчиков, и они  лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят  их в других отношениях, например в  способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие усредненные межполовые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных различий, которые существуют внутри одного и того же пола.

 

    'Там же.

 

 

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей  разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза проявляются заметно только в связи с одной чертой — внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.

 

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и  психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.

Информация о работе Задатки и способности