Скоростно-силовые способности и индивидуальные осо-бенности как задатки их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия партнера или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий – перемещений, изменений положения тела, атак и защит в поединке и т.д.
Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений.

Файлы: 1 файл

16. Скоростно-силовые способности и индивидуальные осо-бенности как задатки их развития.docx

— 40.05 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Контрольная работа №2

по дисциплине «Физкультура»

по теме «Скоростно-силовые способности и индивидуальные особенности как задатки их развития»

 

 

Вариант №16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия партнера или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных  двигательных действий – перемещений, изменений положения тела, атак и  защит в поединке и т.д.

Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик  его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому  скоростные способности считают  сложным комплексным двигательным качеством.

Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, непрерывная предельная продолжительность которой, даже у высококвалифицированных спортсменов, не превышает 20–25 секунд. Естественно, что у менее тренированных людей эти возможности гораздо меньше.

Скоростные способности  человека очень специфичны, и прямого  переноса быстроты в координационно не схожих движениях у тренированных  спортсменов, как правило, не наблюдается. Небольшой перенос имеет место  лишь у физически слабо подготовленных людей. Все это говорит о том, что, если необходимо повысить скорость выполнения каких-то специфических  действий, то нужно тренироваться  преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАЗВИТИЯ

1.1. Понятие о скоростных способностях, их виды

Для характеристики возможностей выполнять двигательные задания  с максимальной скоростью в течение  ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность  форм проявления движений и высокую  их специфичность, этот термин в последние  годы заменили на понятие «скоростные способности».

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся:

1. Скорость двигательной  реакции;

2. Скорость одиночного  движения;

3. Частота движений (количество движений в единицу  времени).

К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:

1. Способность  быстро набирать скорость на  старте до максимально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном спорте, рывки в футболе).

2. Способность  к достижению высокого уровня  дистанционной скорости – в беге, плавании и других циклических локомоциях.

3. Способность  быстро переключаться с одних  действий на другие и т.п.

1.2 Классификация  двигательных способностей

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т.п.). Они  реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и  марафонский бег предъявляют  организму различные требования, вызывают проявление различных физических качеств.

В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого  физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры  мало или совсем не связаны друг с другом. Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота  движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность  длительное время поддерживать достигнутую  максимальную скорость. К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и другие. Сложной структурой характеризуются и другие, раннее считавшиеся едиными качества: выносливость, сила, гибкость.

Несмотря на усилия учёных, длящиеся уже около столетия, пока не создана единая общепринятая классификация  физических (двигательных) способностей человека. Наиболее распространённой является их систематизация на два  больших класса. Кондиционные или  энергетические (в традиционном понимании  физические) способности в значительно  большей мере зависят от морфологических  факторов, биомеханических и гистологических  перестроек в мышцах и организме  в целом. Координационные способности  преимущественно обусловлены центрально-нервными влияниями (психофизиологическими  механизмами управления и регулирования). Отметим также, что ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают и  как бы на границе двух классов (Менхин, Ю. В, 2006).

Следует различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга. Относительные показатели позволяют судить о появлении двигательных способностей с учетом этого явления. Например, к абсолютным (явным) показателям относятся скорость бега, длина прыжка, поднятый вес, длина преодоленной дистанции и т.д. Относительными (скрытыми) показателями способностей являются, например, показатели силы человека относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скорости, показатели координационных способностей в отношении к скоростным или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида. Абсолютных и относительных показателей двигательных способностей представлено довольно много. Учителя физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели физических способностей детей и юных спортсменов. Это поможет им определить явные и скрытые двигательные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно – координационные или кондиционные способности, и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного процесса.

Вышеназванные способности  можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциально существующими  способностями), и как проявляющейся  реально, в начале и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные двигательные способности). В этой связи  проверочные тесты всегда дают информацию о степени развития у индивида актуальных физических способностей. Чтобы на основании тестов получить представление о потенциальных  способностях, необходимо проследить за динамикой показателей актуальных способностей в течение нескольких лет. Если ученик сохраняет всегда высокое  ранговое место в своём классе или прогрессирует, заметно опережая сверстников в ходе тренировок, –  это признак высоких потенциальных  возможностей.

В.И. Лях отмечает, что с определённой долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Элементарными являются координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, быстрота реагирования в простых условиях, гибкость в отдельных суставах и др., а более сложными – координационные способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.

Двигательные способности  делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие. Специальные  двигательные способности относятся  к однородным группам целостных  двигательных действий: бегу, акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям, спортивным играм. Так различают  специальную выносливость к бегу на короткие, средние и длинные  дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, штангиста и т.п. Координационные, силовые и скоростные способности  ведут себя также неодинаково  в зависимости о того, в каких  двигательных действиях они проявляются.

О специфических проявлениях  физических способностей можно говорить как о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру. Попытки описать  структуру каждой отдельной двигательной способности пока еще не являются завершенными. Тем не менее установлено, что структура каждой из основных двигательных способностей (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) не является гомогенной (однородной). Напротив, структура каждой и названных способностей гетерогенна (разнородна).

Так, основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная  устойчивость, произвольное расслабление мышц. Эти способности относятся  к специфическим координационным  способностям. Основным компонентом  структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях.

К проявлениям силовых  способностей относят статическую (изометрическую) силу и динамическую (изотоническую) – взрывную, амортизационную. Большой сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатин фосфатный источник энергии – без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах – статическая выносливость, выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 50–90% от максимальной и др. Менее сложными являются формы проявления гибкости, где выделяют активную и пассивную гибкость.

Результат развития ряда конкретных специальных и специфических  двигательных способностей, своего рода их обобщение составляют понятия  «общие координационные», «общие силовые», «общие скоростные» и «общие двигательные»  способности. Под общими двигательными  способностями следует понимать потенциальные и реализованные  возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению  различных по происхождению и  смыслу двигательных действий. Специальные  двигательные способности в данной связи – это возможности человека, определяющие его готовность к успешному  осуществлению сходных по происхождению  и смыслу двигательных действий. А  тесты дают информацию прежде всего  о степени сформированности специальных и специфических двигательных способностей .

 

1.3. Механизмы, обеспечивающие проявления скоростных способностей

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1) состояния центральной  нервной системы и нервно-мышечного  аппарата человека;

2) морфологических особенностей  мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых  и медленных волокон);

3) силы мышц;

4) способности мышц быстро  переходить из напряженного состояния  в расслабленное

5) энергетических запасов  в мышце (аденозинтрифосфорная  кисло та — АТФ и креатинфосфат —КТФ);

6) амплитуды движений, т.е от степени подвижности в суставах;

7) способности к координации  движений при скоростной работе;

8) биологического ритма  жизнедеятельности организма; 

9) возраста и пола;

10) скоростных природных  способностей человека. С физиологической  точки зрения быстрота реакции  зависит о скорости протекания  следующих пяти фаз:

1) возникновения возбуждения  в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.) участвующем  в восприятии сигнала; 

2) передачи возбуждения  в ЦНС;

3) перехода сигнальной  информации по нервным путям,  ее анализа и формирования  эфферентного сигнала;

4) проведения эфферентного  сигнала от ЦНС к мышце;

5) возбуждения мышцы и  появления в ней механизма  активности.

Максимальная частота  движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние  торможения и обратно, т.е. она зависит  от лабильности нервных процессов. На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа. С биохимической точки зрения быстрота движений зависит oт содержания аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления). Научные исследования свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа, например, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью. На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22°С. При 16°С скорость снижается на 6-9°. Скоростные способности человека очень специфичны. Например, можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот, а тренировка в быстроте реакции практически не сказывается на частоте движений.

Информация о работе Скоростно-силовые способности и индивидуальные осо-бенности как задатки их развития