Задатки и способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:47, реферат

Краткое описание

Общие представления о задатках и способностях человека.
Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей.

Файлы: 1 файл

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 47.48 Кб (Скачать)

                                                                                                                             

                                                Введение

Общие представления о задатках и способностях человека.

Задатки имеют  важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора  важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора  — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий  формирования способностей.

 Что же  такое способность?

Способность - это  индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности. Морфофизиологической базой для развития способностей является задатки и условия развития способностей. Существуют различные подходы к классификации способностей, которые мы рассмотрим в  моей работе. Так же рассмотрим, «способности» , которые представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру и ознакомимся с развитиями и проявлениями способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Задатки.

Человек не рождается  на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут  быть только некоторые анатомические  и физиологические особенности  организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной  системы, мозга. Эти анатомо-физиологические  особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки - наследственные свойства центральной нервной системы человека. Могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Даже самые прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. Группы задатков: физические, интеллектуальные, эмоционально-чувствительные. 

Задатки имеют  важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора  важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора  — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий  формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с  самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей  деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует  думать, что каждой способности соответствует  особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости  от того, как будет протекать жизнь  человека.

Важную роль в развитии способностей играют поэтому  временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают  более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или  иным конкретным видам деятельности.

Существенное  значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности  высшей нервной деятельности, как  скорость образования и прочность  условных рефлексов, скорость образования  и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются  на успешности выполнения разных видов  деятельности, в том числе учебной  деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых  условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных  особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах  деятельности, что и обусловливает  собой нередко развитие специальных  способностей к определенным видам  деятельности.

Задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего  в функциональной деятельности мозга  — его большей или меньшей  возбудимости, подвижности нервных  процессов, быстроте образования временных  связей и др., т. е. в том, что И. П. Павлов назвал генотипом — врожденными  особенностями нервной системы. К числу таких свойств относятся:

1)сила нервной  системы по отношению к возбуждению,  т. е. ее способность длительно  выдерживать, не обнаруживая запредельного  торможения, интенсивные и часто  повторяющиеся нагрузки;

2) сила нервной  системы по отношению к торможению, т. е. способность выдерживать  длительные и часто повторяющиеся  тормозные влияния; 

3) уравновешенность  нервной системы по отношению  к возбуждению и торможению, которая  проявляется в одинаковой реактивности  нервной системы в ответ на  возбудительные и тормозные влияния; 

4) лабильность  нервной системы, оцениваемая  по скорости возникновения и  прекращения нервного процесса  возбуждения или торможения.

В настоящее  время в дифференциальной психологии чаще всего используется 12-мерная классификация  свойств нервной системы человека, предложенная В. Д. Небылицыным. В нее  входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению  к возбуждению и торможению) и 4 вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Доказано, что данные свойства могут относиться как ко всей нервной системе (ее общие  свойства), так и к отдельным  анализаторам (парциальные свойства).

Таким образом, развитие задатков — это социально  обусловленный процесс, который  связан с условиями воспитания и  особенностями развития общества. Задатки  развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного  вида не означает, что на их базе в  благоприятных условиях обязательно  должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех  же задатков могут развиваться различные  способности в зависимости от характера требований, предъявляемых  деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным  критиком, педагогом, композитором и  т. д. Вместе с тем нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей. Так, особенаности слухового анализатора скажутся именно на тех способностях, которые  требуют особого уровня развития данного анализатора. 

                           Общая характеристика способностей человека.

Наверное, каждый из нас  задавал себе такой вопрос: «Почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают  разных успехов?» Мы обращаемся к  понятию способности,  полагая, что  разницу в успехах людей можно  объяснить именно этим. Это же понятие  используется и тогда, когда исследуются  причины быстрого усвоения знаний или  приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности?

Само слово  «способность» имеет очень широкое  применение в самых различных  областях практики. Обычно под способностями  понимают такие индивидуальные особенности  и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое  применение в психологии, многими  авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время  подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам.

  • В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности».
  • С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
  • Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В отечественной  психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в её развитие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов.  Он  выделил следующие три основных признака понятия «способность».

  1. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
  2. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
  3. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

    К настоящему времени в отечественной науке  сложилось следующее представление  о способностях:

  • Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого
  • Только такие индивидуальные особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности
  • Понятие способности не сводится к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает  пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями  такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.  

                              Способности способностей.

Выделим 4 основные способности способностей:

  1. Способности развиваются на основе задатков - психофизиологических особенностей человека.
  2. Если способность  не развивается,  то со временем она может быть утрачена.
  3. Отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей.
  4. Всякая  деятельность сложна и многообразна. Соответственно, способности имеют синтетические характер. Например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху. Для проявления данной способности нужны ещё чувство ритма, гармонии, стремление к прекрасному, трудолюбие и т.д
 

                                          Развитие способностей

Задатки - это анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей, имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Задатками музыкальных  способностей будет соответствующее  строение улитки и височной коры больших  полушарий, для развития актёрских  способностей нужно наличие достаточно развитого голосового аппарата и  эмоциональных зон мозга, а также  хорошая мышечная координация и  т. д.В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:

Первичный этап в развитии любой способности  связан с созреванием необходимых  для неё органических структур или  с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно охватывает период от рождения ребёнка до 6-7 лет. Становление специальных  способностей начинается в дошкольном детстве  и продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развития этих способностей помогает  различного рода игры детей, затем существенное влияние на них  начинает оказывать и трудовая деятельность, особенно если они имеют творческий характер. Оценивать, на сколько развиты  способности у ребёнка, мы не  можем по динамике их развития – то есть по скорости освоения той или иной деятельности. Для развития способностей ребёнка нужны определённые условия как:

Информация о работе Задатки и способности