Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:47, реферат
Общие представления о задатках и способностях человека.
Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей.
Общие представления о задатках и способностях человека.
Задатки имеют
важное значение для развития способностей
(например, свойства слухового анализатора
важны для музыкальных
Что же такое способность?
Способность - это
индивидуальные особенности и свойства
личности, которые являются условиями
успешного выполнения какого-то вида деятельности.
Морфофизиологической базой для развития
способностей является задатки и условия
развития способностей. Существуют различные
подходы к классификации способностей,
которые мы рассмотрим в моей работе.
Так же рассмотрим, «способности» , которые
представляют собой совокупность психических
качеств, имеющих сложную структуру и
ознакомимся с развитиями и проявлениями
способностей.
Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.
Задатки - наследственные
свойства центральной нервной системы
человека. Могут развиваться в различных
направлениях, превращаясь в способности.
Даже самые прекрасные задатки сами по
себе автоматически не обеспечивают высоких
достижений. Группы задатков: физические,
интеллектуальные, эмоционально-чувствительные.
Задатки имеют
важное значение для развития способностей
(например, свойства слухового анализатора
важны для музыкальных
Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
Важную роль в развитии способностей играют поэтому временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.
Существенное
значение в формировании способностей
имеют, далее, такие особенности
высшей нервной деятельности, как
скорость образования и прочность
условных рефлексов, скорость образования
и прочность тормозных реакций
(в особенности
Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.
Задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга — его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др., т. е. в том, что И. П. Павлов назвал генотипом — врожденными особенностями нервной системы. К числу таких свойств относятся:
1)сила нервной
системы по отношению к
2) сила нервной
системы по отношению к
3) уравновешенность
нервной системы по отношению
к возбуждению и торможению, которая
проявляется в одинаковой
4) лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
В настоящее
время в дифференциальной психологии
чаще всего используется 12-мерная классификация
свойств нервной системы
Таким образом, развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.
Задатки неспецифичны.
Наличие у человека задатков определенного
вида не означает, что на их базе в
благоприятных условиях обязательно
должна развиться какая-то конкретная
способность. На основе одних и тех
же задатков могут развиваться различные
способности в зависимости от
характера требований, предъявляемых
деятельностью. Так, человек, обладающий
хорошим слухом и чувством ритма,
может стать музыкальным
Общая характеристика способностей человека.
Наверное, каждый из нас задавал себе такой вопрос: «Почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов?» Мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности?
Само слово
«способность» имеет очень
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам.
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в её развитие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов. Он выделил следующие три основных признака понятия «способность».
К настоящему
времени в отечественной науке
сложилось следующее
Способности, считал
Б. М. Теплов, не могут существовать
иначе как в постоянном процессе
развития. Способность, которая не развивается,
которой на практике человек перестает
пользоваться, со временем утрачивается.
Только благодаря постоянным упражнениям,
связанным с систематическими занятиями
такими сложными видами человеческой
деятельности, как музыка, техническое
и художественное творчество, математика,
спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем
у себя соответствующие способности.
Способности способностей.
Выделим 4 основные способности способностей:
Задатки - это анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей, имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.
Задатками музыкальных способностей будет соответствующее строение улитки и височной коры больших полушарий, для развития актёрских способностей нужно наличие достаточно развитого голосового аппарата и эмоциональных зон мозга, а также хорошая мышечная координация и т. д.В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:
Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для неё органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно охватывает период от рождения ребёнка до 6-7 лет. Становление специальных способностей начинается в дошкольном детстве и продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развития этих способностей помогает различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать и трудовая деятельность, особенно если они имеют творческий характер. Оценивать, на сколько развиты способности у ребёнка, мы не можем по динамике их развития – то есть по скорости освоения той или иной деятельности. Для развития способностей ребёнка нужны определённые условия как: