Задатки и способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:47, реферат

Краткое описание

Общие представления о задатках и способностях человека.
Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей.

Файлы: 1 файл

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 47.48 Кб (Скачать)

С идеей наследования способностей связано и учение Франца Галля, получившее название френология  (от греч. р hrenos —  «ум», logos —  «учение»). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея базировалась на том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них выделялись «шишки способностей» к музыке, поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т. д. Однако этот подход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно.

Широкую известность  получили работы Фрэнсиса Гальтона, который  объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальгон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения  на основе законов наследственности расы особо одаренных, умственно  и физически развитых людей. Продолжая  линию Гальтона, в XX в. Коте определял  степень одаренности известных  людей по количеству строк, отведенных им в энциклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи  высокие способности прослеживаются в нескольких поколениях.

Следует отметить, что  данные утверждения не лишены оснований. Особенно впечатляет история семьи  немецких музыкантов Бахов. Впервые  большие музыкальные способности  в ней проявились в 1550 г . Родоначальником  семьи был булочник В. Бах, который, как отмечал Т. Рибо в своем  труде «Наследственность душевных свойств», отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных  в Германии на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 — выдающихся.

Установлено также, что прабабушка Л. Н. Толстого — Ольга  Трубецкая, и прабабушка А. С. Пушкина  — Евдокия Трубецкая, были родными  сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок — Иоганн Кант, живший в XV в.

В своих работах А. Басе и Р. Плоумин, которые изучали отдельные характеристики гомозиготных  (имеющих идентичную наследственность) и гетерозиготных  (обладающих разной наследственностью) близнецов. Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной и той же семье. Более того, в некоторых случаях индивидуальные различия между ними даже уменьшаются. Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется это тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Представители другой точки зрения считают, что особенности  психики целиком определяются качеством  воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К. А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно  сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются  на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив  соответствующее обучение, ничем  не отличались от образованных европейцев. В рамках этого же подхода говорят  о случаях социальной изоляции, ведущих  к дефициту общения, в частности  о так называемых «детях-маугли». Эти случаи являются доказательством  невозможности собственно человеческого  развития вне общества. В пользу данного подхода также говорят  факты массового развития некоторых  специальных способностей в условиях определенных культур. Пример такого развития был обнаружен в исследовании звуковысотного слуха, которое проводилось  О. Н. Овчинниковой и Ю. Б. Гиппенрейтер под руководством А. Н. Леонтьева.

Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту  персептивную способность с помощью  специального метода, ученые обнаружили сильную недоразвитость ее примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне немузыкальны. Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они по показателям звуковысотного слуха оказались в группе лучших. По другим тестам эти испытуемые обнаружили также 100 % музыкальности. Эти удивительные различия находят объяснение в особенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к тембровым, второй — к тональным языкам. Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения, а в русском языке такой функции у высоты речевых звуков нет.

Конечным выводом  этой концепции явилось положение  о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Придерживаясь данного взгляда, американский ученый У. Ушби утверждает, что способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии  выполнять только то, чему их научили. В настоящее время приверженцы  этой концепции в США создают  специальные центры «выращивания»  одаренных детей. Так, в Филадельфийском  институте наилучшего использования  человеческого потенциала занятия по умственному развитию детей начинают с четырех-пяти лет, считая, что дорога каждая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать».

В отечественной  психологии проблемой способностей занимались такие видные ученые, как  Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, А. Н. Леонтьев и др. В сжатом виде позицию, сложившуюся  в отечественной психологии, можно  охарактеризовать так: способности  человека по своей природе биосоциальны.

Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности  анатомо-физиологического строения нервной  системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки  не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Развитие способностей зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести  особенности воспитания, потребность  общества в той или иной деятельности, особенности системы образования  и др.

                            Заключение.

И так,  в данной работе мне удалось,  познакомилась  с задатками человека. Уточнила, что задатки имеют, важное значение для развития способностей. Например: свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей. Так же в данной работе я изучила, какими способностями владеет человек. Рассмотрела различные подходы и классификации способностей. Так же рассмотрела, «способности», которые представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Ознакомилась с развитиями и проявлениями способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Тестовые вопросы.

  1. Способность - это
    1. процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга;
    1. состояние нужды в определённых условиях жизни, деятельности, материальных объектов, людях или определённых социальных факторах;
    2. индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условием  успешного выполнения, какого либо вида деятельности;
    3. Психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
 
  1. Для развития способностей ребёнка нужны определённые условия как:
    1. Творческий характер деятельности;
    1. Высокая мотивация и положительный эмоциональный настрой в ходе деятельности;
    2. Оптимальный уровень её трудности для исполнения;
    3. Все вариант правильные.
  1. Задатки - это…
    1. Наследственные свойства центральной нервной системы человека;
    2. Высшая степень талантливости;
    3. Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенности успешную деятельность человека в определённой области или в нескольких областях деятельности;
    4. Первый и наиболее ранний признак, зарождающийся способности.
  1. Виды способностей…
    1. Природные и математические;
    2. Социальные и искусственные;
    3. Математические и искусственные;
    4. Природные и социальные
  1. Какие 2  уровня развития вы знаете:
    1. Спортивный и творческий;
    2. Репродуктивный и творческий;
    3. Репродуктивный и высший;
    4. Элементарный и сложный.
  1. Сочетание выдающихся способностей, обуславливающихся особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности - это
    1. Задатки;
    2. Гениальность;
    3. Талант;
    4. Склонности.
 

                                            Глоссарий. 

                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Список литературы

   1. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977.

   2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997.

   * Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.

   3.Дружинин  В. Н. Психология общих способностей. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 1999.

   4. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М.: Просвещение, 1968.

   5. Кузмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.

   6. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971.

   7. Лейтес И. С. Способности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 1984.

   8. Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. нед. учеб. заведений: В 3-Х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998.

   9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

   10. Теплое Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

   11. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. –СПб.: Питер, 2008. -272 с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Задатки и способности