Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:47, реферат
Общие представления о задатках и способностях человека.
Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей.
Классификация способностей
В науке известны
попытки классификации
Под природными
способностями понимают те, которые
являются общими для человека и животных,
особенно высших. Например, такими элементарными
способностями являются восприятие,
память, способность к элементарной
коммуникации. Мышление с определенной
точки зрения также можно рассматривать
как способность, которая характерна
не только для человека, но и для
высших животных. Данные способности
непосредственно связаны с
Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.
К общим способностям
принято относить те, которые определяют
успехи человека в самых различных
видах деятельности. Например, в
данную категорию входят мыслительные
способности, тонкость и точность ручных
движений, память, речь и ряд других.
Таким образом, под общими способностями
понимают способности, свойственные для
большинства людей. Под специальными
способностями подразумеваются
те, которые определяют успехи человека
в специфических видах
Большинство исследователей
проблемы способностей сходятся на том,
что общие и специальные
К числу общих способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных. Так, без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, т. е. правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.
Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. В отличие от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.
Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности — это прежде всего общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества.
Следует отметить,
что способности не только совместно
определяют успешность деятельности,
но и взаимодействуют друг с другом,
оказывая влияние друг на друга. В
зависимости от наличия и степени
развития способностей, входящих в
комплекс способностей конкретного
человека, каждая из них приобретает
иной характер. Такое взаимное влияние
оказывается особенно сильным, когда
речь идет о взаимозависимых
Способности представляют собой совокупность психологических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, выступают как способность, в конечном счёте, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Например, изучая
математические способности, В.
1) активное, положительное отношение к предмету, склонность заниматься им, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;
2) ряд черт
характера, прежде всего
3) наличие во
время деятельности
4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;
5) отвечающие
требованиям данной
При этом первые четыре категории перечисленных свойств следует рассматривать как общие свойства, необходимые для всякой деятельности, а не считать их компонентами способностей, так как иначе компонентами способностей должны считаться интересы и склонности, черты характера, психические состояния, а также умения и навыки.
Последняя группа качеств является специфической, определяющей успешность только в конкретном виде деятельности. Это объясняется тем, что эти качества, прежде всего проявляются в специфической сфере и не связаны с проявлением способностей в других областях. Например, судя по биографическим данным А. С. Пушкин много слез пролил в лицее над математикой, но заметных успехов не показал; Д. И. Менделеев в школе отличался большими успехами в области математики и физики, а по языковым предметам имел твердую «единицу».
литературные, сценические и т. п.
Структура способностей
Ведущие качества
-Вычислительные способности; - Выносливость;
-Логические
способности;
-Хорошая память;
-Трудолюбие.
К специальным
способностям необходимо отнести также
музыкальные, литературные, сценические
и т. п.
Уровни развития и проявления способностей
При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создаёт новое, оригинальное.
При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабого развития или ещё развитых способностей до высшего развития.
Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.
Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство — это когда "что" и "как" приходят одновременно», — подчеркивая, что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения.
Следующий уровень развития способностей человека — талант. Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Высший уровень
развития способностей называют гениальностью.
О гениальности говорят, когда творческие
достижения человека составляют целую
эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Гениальных людей очень мало. Принято
считать, что за всю пятитысячную историю
цивилизации их было не более 400 человек.
Высокий уровень одаренности, который
характеризует гения, неизбежно связан
с незаурядностью в различных областях
деятельности. Среди гениев, добившихся
подобного универсализма, можно назвать
Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта,
Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например,
М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов
в различных областях знаний: химии, астрономии,
математике и в то же время был художником,
литератором, языковедом, превосходно
знал поэзию. Однако это не означает, что
все индивидуальные качества гения развиты
в одинаковой степени. Гениальность, как
правило, имеет свой «профиль», какая-то
сторона в ней доминирует, какие-то способности
проявляются ярче.
Уровня развития данного анализатора.
Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления различных способностей. Данной точки зрения используются факты индивидуальных различий, отмечающиеся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна — в четыре. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля — в восемь лет, у Ван Дейка — в десять.
Своеобразным развитием
концепции наследования способностей
является предположение о связи
способностей человека с массой его
мозга. Как известно, мозг взрослого
человека весит в среднем около
1400 г . Определение массы мозга
выдающихся людей показало, что
их мозг несколько больше средней
величины. Так, масса мозга И. С. Тургенева
составляет 2012 г , мозга Д. Байрона
— 1800 г и т. д. Однако впоследствии
это предположение оказалось
несостоятельным, поскольку можно
привести не меньше примеров знаменитостей,
мозг которых был меньше средней
величины. Например, у известного химика
Ю. Либиха мозг весил 1362 г , а у писателя
А. Франса — 1017 г . Более того, оказалось,
что самый большой и тяжелый
мозг — более 3000 г — оказался
у умственно отсталого