Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:34, реферат
Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности
С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включаюших владение речью.
Примечательным является 
и такой факт. Житейский опыт предполагает, 
что занятия женщин традиционно 
мужскими, а мужчин женскими видами 
профессионального труда будто 
бы формируют у них 
Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола.
Природа человеческих способностей
До сих пор нами обсуждались 
такие способности, которые так 
или иначе связаны с 
    Наличие общества, 
социально-культурной среды, 
    Отсутствие природных 
задатков к пользованию 
Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.
    Наличие с рождения 
вокруг человека образованных 
и цивилизованных людей, 
    Отсутствие с 
рождения у человека жестких, 
запрограммированных структур 
Каждое из названных обстоятельств 
является необходимым для превращения 
человека как биологического существа, 
с рождения располагающего некоторыми 
элементарными способностями, свойственными 
и многим высшим животным, в социальное 
существо, приобретающее и развивающее 
в себе собственно человеческие способности. 
Социально-культурная среда позволяет 
развивать способности, обеспечивающие 
правильное пользование предметами 
материальной и духовной культуры и 
развитие необходимых для этого 
способностей (они формируются и 
совершенствуются в процессе научения 
пользованию соответствующими предметами). 
Необходимость включения в 
Утверждение о том, что 
у человека нет готовых биологических 
задатков к развитию социальных способностей, 
не означает отсутствия у этих способностей 
анатомо-физиологической основы тогда, 
когда они становятся полностью 
развитыми. Эта основа есть, но также 
не является врожденной. Она представлена 
так называемыми 
Развитие способностей
Любые задатки, прежде чем 
превратиться в способности, должны 
пройти большой путь развития. Для 
многих человеческих способностей это 
развитие начинается с первых дней 
жизни и, если человек продолжает 
заниматься теми видами деятельности, 
в которых соответствующие 
Первичный этап в развитии 
любой такой способности связан 
с созреванием необходимых для 
нее органических структур или с 
формированием на их основе нужных 
функциональных органов. Он обычно относится 
к дошкольному детству, охватывающему 
период жизни ребенка от рождения 
до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование 
работы всех анализаторов, развитие и 
функциональная дифференциация отдельных 
участков коры головного мозга, связей 
между ними и органов движения, 
прежде всего рук. Это создает 
благоприятные условия для 
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.
Важным моментом в развитии 
способностей у детей выступает 
комплексность, т.е. одновременное 
Многоплановость и разнообразие 
видов деятельности, в которые 
одновременно включается человек, выступает 
как одно из важнейших условий 
комплексного и разностороннего 
развития его способностей. В этой 
связи следует обсудить основные 
требования, которые предъявляются 
к деятельности, развивающей способности 
человека. Эти требования следующие: 
творческий характер деятельности, оптимальный 
уровень ее трудности для исполнителя, 
должная мотивация и 
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за не^ удачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.
Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.