Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:00, курсовая работа
Цель работы: изучить педагогические способности.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность педагогических способностей.
- проанализировать структуру педагогических способностей.
- изучить формирование педагогических способностей.
Содержание
Введение …………………......................................................... 2
1. Сущность педагогических способностей ……………………... 3
1.1. Понятие способностей в психологии ………………………….. 3
1.2. Сущность педагогических способностей ……………………... 4
1.3. Базовые педагогические способности ………………………… 6
2. Структура педагогических способностей ……………………. 12
2.1. Структура педагогической системы …………………………. 12
2.2. Уровни педагогических способностей ……………………….. 14
2.3. Общие педагогические способности …………………………. 15
3. Формирование педагогических способностей ………………. 19
Заключение …………………………………………………... 21
Список литературы ………………………………………….. 24
Содержание
Введение
………………….......................
1. Сущность педагогических способностей ……………………... 3
1.1. Понятие способностей в психологии ………………………….. 3
1.2. Сущность педагогических способностей ……………………... 4
1.3. Базовые педагогические способности ………………………… 6
2. Структура педагогических способностей ……………………. 12
2.1. Структура педагогической системы …………………………. 12
2.2. Уровни педагогических способностей ……………………….. 14
2.3. Общие педагогические способности …………………………. 15
3.
Формирование педагогических
Заключение …………………………………………………... 21
Список
литературы …………………………………………..
24
Актуальность работы состоит в следующем. Для деятельности учителя, как и для деятельности специалиста любого профиля, велика роль общих способностей, таких, как устойчивость внимания, самостоятельность мышления, самообладание и др. Однако, как и во, всех профессиях, подлинный успех в педагогической деятельности возможен только с развитием собственно педагогических способностей, т. е. индивидуальных психических свойств, которые помогают успешно овладевать данной деятельностью.
Объектом данной работы: педагогические способности.
Предмет: сущность, структура, содержание и формирование педагогических способностей.
Цель работы: изучить педагогические способности.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность педагогических способностей.
-
проанализировать структуру
-
изучить формирование
1. Сущность педагогических способностей
1.1. Понятие способностей в психологии
Способности
- индивидуально-психологические
особенности человека,
проявляющиеся в деятельности
и являющиеся условием
успешности ее выполнения. От способностей
зависит скорость, глубина, легкость и
прочность процесса овладения знаниями,
умениями и навыками, но сами они к ним
не сводятся. На основе анализа психологической
литературы по проблеме способностей
можно выделить следующие признаки наличия
способностей к какому-либо виду деятельности.
На сегодняшний день существуют
различные подходы к определению способностей.
Глубокий анализ проблемы способностей
был дан Б.М.
Тепловым (Теплов Б.М., 1985). Согласно развиваемой
им и его сотрудниками концепции, врожденными
могут быть лишь анатомо-физиологические
и функциональные особенности человека,
создающие определенные предпосылки для
развития способностей, называемые задатками.
В
связи с этим сперва рассмотрим соотношение
понятий: способности, задатки, гениальность
и талант на основе общей структуры способностей
Задатки весьма многозначны, они лишь
предпосылки развития способностей.
В развитии способностей они входят лишь
как исходный момент. Способности, развивающиеся
на их основе, обусловливаются, но не предопределяются
ими (Дружинин
В.Н., 2002; см. аннотацию).
Талант и гениальность являются
уровнями способностей. Талант
- это высшая степень
способностей личности
в определенной деятельности,
а гениальность -
высшая степень проявления
творческих способностей.
Обычно виды способностей различают по
их направленности, или специализации
(Шадриков
В.Д., 1996; см. аннотацию).
В этом плане можно выделить:
Общие способности -
такие индивидуальные
свойства личности,
которые обеспечивают
относительную легкость
и продуктивность в
овладении знаниями
и осуществлении различных
видов деятельности;
Специальные способности -
система свойств личности,
которые помогают достигнуть
высоких результатов
в какой-либо области
деятельности. Специальные способности
органически связаны с общими.
1.2. Сущность педагогических способностей
Педагогическим
способностями
называют совокупность
индивидуально-психологических
особенностей личности
учителя, отвечающих
требованиям педагогической
деятельности и определяющих
успех в овладении этой
деятельностью. Отличие педагогических
способностей от педагогических умений
заключается в том, что педагогические
способности - это особенности личности,
а педагогические умения - это отдельные
акты педагогической деятельности, осуществляемые
человеком на высоком уровне.
Каждая способность имеет свою структуру,
в ней различают ведущие и вспомогательные
свойства.
Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся (Российская…, 1999. С. 411; см. аннотацию).
Педагогическая
наблюдательность -
это способность учителя,
проявляемая в умении
подмечать существенные,
характерные, даже малозаметные
свойства учащихся. По другому можно
сказать, что педагогическая наблюдательность
- это качество личности педагога, заключающееся
в высоком уровне развития способности
концентрации внимания на том или ином
объекте педагогического процесса.
1.3. Базовые педагогические способности
Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна (Рубинштейн С.Л., 1999; см. аннотацию), Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей (Теплов Б.М., 1985). Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности (Кузьмина Н.В., 1967; см. аннотацию).
Перечисленные
педагогические способности позволяют
успешно осуществлять все стороны
педагогической деятельности.
Так, педагогическое
воображение особо значимо для конструктивной
деятельности - оно выражается в "проектировании"
будущих знаний учащихся, умении находить
заранее подходящие методы и методики.
Оно выражается также в "проектировании"
характера, привычек учащихся как в учебной,
так и в воспитательной работе, в формировании
коллектива в целом. Именно педагогическое
воображение помогает учителю осуществлять
развивающее обучение и воспитание.
Педагогический
такт проявляется в коммуникативной
стороне педагогической деятельности.
Как мы уже отмечали выше, это способность
к установлению правильных отношений
с учениками, учителями, родителями, чувство
меры в отношениях (в меру требовательность,
в меру доброта), что позволяет устранять
предупреждать конфликтные ситуации (Левитес Д.Г., 2001; cм. аннотацию).
Организаторские
способности также нужны для деятельности
учителя, так как вся педагогическая деятельность
носит организаторский характер.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким (Крутецкий В.А., 1976. С. 294-299), который и дал им соответствующие общие определения.