Педагогические способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить педагогические способности.

Задачи:

- рассмотреть понятие и сущность педагогических способностей.

- проанализировать структуру педагогических способностей.

- изучить формирование педагогических способностей.

Оглавление

Содержание


Введение …………………......................................................... 2
1. Сущность педагогических способностей ……………………... 3
1.1. Понятие способностей в психологии ………………………….. 3
1.2. Сущность педагогических способностей ……………………... 4
1.3. Базовые педагогические способности ………………………… 6
2. Структура педагогических способностей ……………………. 12
2.1. Структура педагогической системы …………………………. 12
2.2. Уровни педагогических способностей ……………………….. 14
2.3. Общие педагогические способности …………………………. 15
3. Формирование педагогических способностей ………………. 19
Заключение …………………………………………………... 21
Список литературы ………………………………………….. 24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     У второго типа ядром является высокий  уровень организаторской работы (комсомольской, пионерской, спортивной), проявляются и такие качества, как прикладные умения и навыки (игра на музыкальных инструментах, фотография), коммуникативные и конструктивные умения,

     У третьего типа ядром являются коммуникативные  умения, проявляются организаторские качества, конструктивные и прикладные умения.

     У четвертого типа ядром выступают  конструктивные умения и проявляется высокий уровень теоретических знаний, личностные качества (выдержка, уравновешенность, скромность). (Возр. и пед. психология, 1984)

     Вывод:

     Очевидно, что для постоянного совершенствования педагогического мастерства необходимо осознание учителем своих целей, жизненных планов, идеалов, т. е. полное понимание того, чего он ждет от своей педагогической деятельности, осознание собственных личностных возможностей (склонностей, черт характера), проявляющихся в педагогической деятельности.  
 
 

                              Заключение 

  • Способности - индивидуально-психологические особенности  человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
    • На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей. Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
    • Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
    • Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.
  • Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
    • К группе педагогических способностей в первую очередь относятся: педагогическая наблюдательность; педагогическое воображение; требовательность как черта характера; педагогический такт; организаторские способности; простота, ясность и убедительность речи.
    • Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.
    • Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
  • В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.
    • Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
    • Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: гностические; проектировочные; конструктивные; коммуникативные; организаторские.
  • Для постоянного совершенствования педагогического мастерства необходимо осознание учителем своих целей, жизненных планов, идеалов, т. е. полное понимание того, чего он ждет от своей педагогической деятельности, осознание собственных личностных возможностей (склонностей, черт характера), проявляющихся в педагогической деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Список литературы

1.  Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособ. Для студентов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256.

2.    Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М., 1964.

3.    Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002

4.    Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.,   1976.

5.    Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб. метод. пособие. М., 1999.

6.    Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967.

7.    Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

8.  Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. М., 1994

9.    Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.

10.  Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.

11.  Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.

12.   Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001.

13.   Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.

14.   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

15.  Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985.

16.  Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996.

Информация о работе Педагогические способности