Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:00, курсовая работа
Цель работы: изучить педагогические способности.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность педагогических способностей.
- проанализировать структуру педагогических способностей.
- изучить формирование педагогических способностей.
Содержание
Введение …………………......................................................... 2
1. Сущность педагогических способностей ……………………... 3
1.1. Понятие способностей в психологии ………………………….. 3
1.2. Сущность педагогических способностей ……………………... 4
1.3. Базовые педагогические способности ………………………… 6
2. Структура педагогических способностей ……………………. 12
2.1. Структура педагогической системы …………………………. 12
2.2. Уровни педагогических способностей ……………………….. 14
2.3. Общие педагогические способности …………………………. 15
3. Формирование педагогических способностей ………………. 19
Заключение …………………………………………………... 21
Список литературы ………………………………………….. 24
Вывод:
Способности
- индивидуально-психологические
Педагогическими
способностями называют совокупность
индивидуально-психологических
2.Структура
педагогических способностей
2.1. Структура педагогической системы
В настоящее время концепция педагогических
способностей,
развиваемая Н.В.
Кузьминой
(Кузьмина
Н.В., 1990; см. аннотацию),
представляет собой наиболее полную системную
трактовку. В этой концепции все педагогические
способности соотнесены с основными аспектами
(сторонами) педагогической системы.
Сначала коротко рассмотрим некоторые
аспекты педагогической системы, разрабатываемой
Н.В. Кузьминой.
Система представляется
как множество взаимосвязанных
элементов, образующих
устойчивое единство
и целостность, обладающее
интегральными свойствами
и закономерностями.
Педагогическая
система определяется
как множество взаимосвязанных
структурных и функциональных
компонентов, подчиненных
целям воспитания, образования
и обучения подрастающего
поколения и взрослых
людей.
Структурные компоненты -
это основные базовые
характеристики педагогических
систем, совокупность
которых образует факт
их наличия и отличает
от всех других (не педагогических)
систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая
система включает пять структурных элементов:
цели, содержание образования (учебная
информация), средства педагогической
коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме
того, ученый рассматривает и функциональные
компоненты.
Функциональные
компоненты - это
устойчивые базовые
связи основных структурных
компонентов, возникающие
в процессе деятельности
руководителей, педагогов,
учащихся и тем самым
обуславливающие движение,
развитие, совершенствование
педагогической системы
и вследствие этого
их устойчивость, жизнестойкость,
выживаемость. Выделяются пять основных
функциональных компонентов: гностический,
проектировочный, конструктивный, коммуникативный
и организаторский. Эти же элементы являются
элементами индивидуальной педагогической
деятельности (рис. 1).
2.2.
Уровни педагогических
способностей
Первый
уровень составляют перцептивно-рефлексивные
способности, обращенные к объекту-субъекту
педагогического воздействия, т.е. к учащемуся,
в связи с самим собой (педагогом). Они
обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.
Второй уровень составляют проектировочные
педагогические способности, обращенные
к способам воздействия на объект-субъект
учащегося, в целях формирования у него
потребности в саморазвитии, самоутверждении,
в гражданственном и профессиональном
становлении.
Уровень сформированности
перцептивно-рефлексивных педагогических
способностей обеспечивает формирование
педагогической интуиции, которая, в
свою очередь, может быть как "хорошей",
т.е. помогающей продуктивно решать
педагогические задачи, так и "плохой",
т.е. подсказывающей неверные решения.
Таким образом, перцептивно-рефлексивные
педагогические способности "специализируются"
на анализе взаимодействия между субъектом
профессионально-
Проектировочные педагогические способности
состоят в особой чувствительности к способам
создания продуктивных
технологий
учебно-воспитательного воздействия на
учащихся в целях формирования у них искомых
качеств, т.е. достижения искомых конечных
результатов (Питюков
В.Ю., 2001; см. аннотацию).
2.3. Общие педагогические способности
Гностические
способности состоят в специфической
чувствительности педагога к способам
изучения учащихся в связи с целями формирования
у каждого нравственного, трудового, интеллектуального
фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании
в неблагоприятную среду (Ксензова Г.Ю., 1999; см.
аннотацию).
Проектировочные
педагогические способности состоят
в особой чувствительности педагогов
к конструированию "педагогического
лабиринта", т.е. того педагогического
маршрута, по которому нужно вести учащегося
от незнания к знанию, чтобы ему было не
просто интересно, но и полезно, экономно
и глубоко, трудно и легко, напряженно
и "творчески".
Конструктивные
педагогические способности состоят
в особой чувствительности к тому, как
построить предстоящее занятие, встречу,
урок во времени и пространстве, чтобы
продвинуться на пути к искомому конечному
результату: с чего начать, какую систему
заданий-задач предложить, как организовать
их выполнение, как провести оценивание.
Коммуникативные
педагогические способности проявляются
в специфической чувствительности педагога
к способам установления с учащимися и
развития педагогически целесообразных
взаимоотношений на основе завоевания
у них авторитета и доверия и обеспечиваются:
Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога:
Вывод:
В
настоящее время концепция
3.Формирование педагогических
способностей
Круг профессиональных возможностей учителя формируется во время обучения в педагогических учебных заведениях, в процессе самовоспитания и, главное, в повседневной педагогической деятельности.
Безусловно, каждая личность сугубо индивидуальна и некоторые способности, предполагающие наличие специальных задатков, у отдельных учителей могут и не развиться в полной мере даже при их целенаправленных усилиях.
Однако практика показала, что в ряде случаев отсутствие какой-то способности при серьезном отношении учителя к совершенствованию профессионального мастерства может компенсироваться другими и в целом учебная деятельность не страдает. Так, в своем исследовании Ф. Н. Гоноболин показывает, как отсутствие требовательности к детям у учителя начальных классов в результате больших усилий компенсировалось настойчивостью и терпением в работе с детьми.
В
последних исследованиях о
По исследованиям, у одного типа педагогов ядром педагогических способностей является высокий уровень развития теоретических знаний и, как следствие этого, проявляются такие качества, как умение руководить кружковой работой и профориентацией, конструктивные умения и навыки, коммуникативные умения.