Виды способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:05, доклад

Краткое описание

Так же как и характер, способности не самостоятельная, рядоположенная с
другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств.
Различие между характером и способностями — в том, что характер проявляется
во всех видах деятельности, а способности — только в одном, определённом.
Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только
потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его
личности, частично развившимися из его задатков, но более
сформированными его опытом.

Файлы: 1 файл

Виды способностей.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Виды способностей:

Так же как и  характер, способности не самостоятельная, рядоположенная с

другими подструктура личности, а определенное сочетание  ее различных свойств.

Различие между  характером и способностями —  в том, что характер проявляется

во всех видах деятельности, а способности — только в одном, определённом.

Пока человек  не начал определенной деятельности, у него существуют только

потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его

личности, частично развившимися из его задатков, но более

сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его

потенциальные   способности   становятся   актуальными способностями,  

не  только  проявляющимися,   но  и формирующимися в этой деятельности5

.

Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием,   соответственно

предъявляют   различные требования к личности, к ее способностям. Особенности

этих требований состоят не только в том, что для  выполнения одних видов

деятельности  необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных

психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной

координации, эмоциональной  уравновешенности, богатства воображения,

распределения внимания, более развитого словесно-логического  мышления и т.

д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов

квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических

требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями   к   личности,

нашло   отражение   в классификации способностей человека.

Наиболее общей  классификацией способностей является деление их на две группы:

общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные,

а внутри них  уже выделяются конкретные виды.

Все способности  человека как психические явления  могут быть разделены на

четыре группы.

Выделяют виды способностей по их направленности, или  специализации (общие и

специальные способности).

    

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых

свойств    личности,    которая обеспечивает относительную легкость и

продуктивность  в овладении знаниями и осуществлении  различных видов

деятельности. Общие  способности есть следствие как  богатого природного

дарования, так  и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности,

которая помогает достигнуть высоких результатов  в какой-либо специальной

области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной,

сценической и  т. п.

     Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной

степени их выраженности, — это основные формы психического отражения:

способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать  и

осуществлять решения  и  запоминать.  Ведь  каждое элементарное   проявление

этих   способностей   есть соответствующее действие, выполняемое  с различным

успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое —  и даже может стать

соответствующим навыком.

    Специальные  элементарные  способности  — это способности,  присущие

уже  не  всем  людям,  они предполагают   определенную   выраженность

каких-то качественных сторон психических процессов.

Глазомер —  это способность с различной  точностью воспринимать, оценивать и

сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними

и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного

восприятия.

Музыкальный слух — это определенное качество слухового  восприятия,

проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному

воспроизведению их. Музыкальный слух — это один из компонентов  музыкальных

способностей.  Специальные элементарные способности  развиваются на основе

задатков в  процессе обучения.

     Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам

деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или

иной степени  всем людям. Каждая из входящих в эту  группу способностей

представляет  собой сложную структуру свойств  личности.

     Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени,

но и вообще не всем людям. Они являются способностями  к определенным

профессиональным  деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой

культуры. Эти  способности обычно называют профессиональными.

Совокупность  ряда способностей, обусловливающая  особенно успешную деятельность

человека в  определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся

этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется

одарённостью6.

О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им

новых заданий  в измененных условиях, за ходом  овладения деятельностью.

Практически судить о способностях учащегося можно  по совокупности таких

показателей, как  скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей

деятельностью, качественный уровень его достижений, склонность к занятиям

этой деятельностью,  соотношение успеваемости  и усилий, затрачиваемых для

достижения этих результатов. Последний показатель очень важно учитывать,

поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень

мало самостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий,

возможно, тратит все личное время на подготовку к предмету.

Изучая профессиональные  способности  учащегося, преподаватель должен

выяснить: во-первых, насколько у учащегося развиты  такие черты характера, как

трудолюбие, организованность, сосредоточенность,    настойчивость, выдержка,

самокритичность,   самоконтроль,   которые выступают  в качестве необходимых

условий для  достижения устойчивых успехов в  любой осваиваемой профессии; во-

вторых, каковы профессиональные интересы и склонности учащегося (это

проявляется в  стремлении к основательному изучению профессии во всех деталях

или, напротив, безразличном отношении к усваиваемому, к успехам и неудачам в

выполнении заданий  по профессии); в-третьих, насколько  у учащегося развиты

необходимые для  данной профессии специальные элементарные способности, что

необходимо предпринять  для их развития или для развития качеств личности,

компенсирующих  некоторые из этих способностей.

Идея "каждый человек способен ко всему" неверна. Правильно утверждение, что

"каждый человек  способен к чему-нибудь полезному  для общества". Так, учащийся

не способный  быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком

автоматических  линий, может быть не только способным, но и талантливым

станочником, оператором или поваром.

     Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее,

чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность —

это тоже определенная структура  личности, в которую  входят отрицательные  для

данной  деятельности ее черты.

Структура способностей:

Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладевает

человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам

(особенностям  интеллекта, эмоционально-волевой   сфере,   сенсомоторике).

Этим требованиям  не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если

оно достигло очень  высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое

психическое свойство  может обеспечить  высокую  продуктивность деятельности,

выступить как  эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности.

Способности представляют собой  совокупность психических  качеств, имеющих сложную

структуру.

Структура совокупности психических качеств, которая выступает  как

способность, в  конечном счете, определяется требованиями конкретной

деятельности  и является различной для разных видов деятельности.

Так, структура  математических способностей, по имеющимся данным, включает

ряд частных  способностей: способность к обобщению математического материала,

способность к  свертыванию процесса математического  рассуждения и

соответствующих математических действий, способность  обратимости

мыслительного    процесса,     гибкость мыслительных процессов при решении

математических  задач и др. Структура литературных способностей предполагает

высокий уровень  развития эстетических чувств, наличие  ярких наглядных образов

памяти, чувство  языка, богатую фантазию,   глубокий  интерес  к  психологии

людей, потребность  в самовыражении и др. Специфический  характер имеет

строение музыкальных,  педагогических,  конструкторских, медицинских

способностей  и многих других.

Среди свойств  и особенностей личности, образующих структуру конкретных

способностей, некоторые  занимают ведущее положение, некоторые —

вспомогательное. Так, в структуре    педагогических   способностей

ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к

детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним,   потребность   в

передаче   знаний,   комплекс организаторских  способностей, входящих сюда на

правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся:

артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и

вспомогательные компоненты   педагогических   способностей   образуют единство,

обеспечивающее   успешность   обучения   и  воспитания и вместе с тем его

индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями7

Информация о работе Виды способностей