Ощущения. Виды ощущений, свойства ощущений. Способности. Уровни развития способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:27, контрольная работа

Краткое описание

1. Ощущения. Определение. Виды ощущений, свойства ощущений
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

 

 

Контрольная  работа по психологии

Тема: Ощущения. Виды ощущений, свойства ощущений.

Способности. Уровни развития способностей.

 

 

 

1. Ощущения. Определение. Виды ощущений, свойства ощущений

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.

 В познании  принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К  первому уровню относится познание  с помощью органов чувств. В  процессе чувственного познания  у человека складывается образ,  картина окружающего мира в  его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.

Все, что мы знаем  об окружающем нас мире и о самих  себе, так или иначе прошло через  наши органы чувств. Все наши знания, таким образом, являются продуктом того, что мы либо видели, либо слышали, либо держали в руках. Английский философ Джон Локк недаром утверждал: "в разуме нет ничего, чтобы не прошло через ощущения".

Ощущение —  это процесс первичной обработки  информации, который представляет собой  отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

Ощущения являются наиболее простой формой психической  деятельности. Они возникают как  рефлекторная реакция нервной системы  на тот или иной раздражитель. Физиологической  основой ощущения является нервный  процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:

  1. Периферического отдела (рецептора), трансформирующего внешнюю энергию в нервный процесс;
  2. Проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии);
  3. Подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Клеткам периферических отделов анализатора соответствуют  определенные участки корковых клеток. Многочисленные эксперименты позволяют четко установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен главным образом в затылочных зонах коры, слуховой — в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине, и т.д.

 Для возникновения  ощущения необходима работа всего  анализатора. Воздействие раздражителя  на рецептор вызывает появление  раздражения. Начало этого раздражения  выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение — человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь описанный путь называется рефлекторным копытом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его существования.

Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью микроскопа за участком кожи, проведенные американским психологом Д. Неффом, позволили убедиться, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.

 

1.1 Виды и свойства ощущений.

Издавна принято  различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).

Систематическая классификация ощущений

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии  внутренних процессов организма, доводит  до мозга раздражения от стенок желудка  и кишечника, сердца и кровеносной  системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные  ощущения.

Проприоцептивные  ощущения обеспечивают сигналы о  положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека — Н. А. Бернштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстерорецеотивные  ощущения.

Третьей и самой  большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят  до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные  ощущения вызываются воздействием непосредственно  приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные  ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором  расстоянии. К таким ощущениям  относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

1.2 Генетическая классификация ощущений.

Генетическая  классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

  1. протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);
  2. эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.

Эпикритическая  чувствительность более молодая  в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Общие свойства ощущений.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для  них свойствами. К таким свойствам  относятся: качество, интенсивность, продолжительность  и пространственная локализация.

Качество —  это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность  ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным  образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии  раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое  время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный  период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом  действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров — последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

 

2. Способности. Определение. Уровни развития способностей.

Способности —  это индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать:

  1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы учения типа условно-рефлекторных связей);
  2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

  1. общие - определяются успех  человека в самых различных видах  деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);
  2. теоретические - определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
  3. учебные -  влияют на успешность педагогического воз­действия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
  4. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметнодеятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный  ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие  деятельности и общения.

Информация о работе Ощущения. Виды ощущений, свойства ощущений. Способности. Уровни развития способностей