Экспериментально – диагностическая и коррекционная работа по определению психологической готовности детей к обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Готовность к школьному обучению рассматривается в психологии и педагогике как сложное новообразование, вбирающее в себя совокупность различных сторон, отражающих множественность проявлений жизнедеятельности человека. Готовность к школьному обучению или «школьная зрелость» образуют в себе совокупность различных характеристик:
Физическая готовность.
Функциональная готовность.
Интеллектуальная, или умственная готовность.
Мотивационная готовность.
Эмоционально-волевая готовность.
Коммуникативная готовность.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы психологической
готовности ребенка к школе 7
1.1.Особенности физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие психологической готовности к школьному
обучению и её критерии 15
1.3. Анализ существующих методов определения психологической готовности детей к обучению в школе 37
1.4. Коррекционно – развивающая работа при подготовке детей к обучению в школе 42
Глава II .Экспериментально – диагностическая и коррекционная работа
по определению психологической готовности детей к обучению 44
2.1. Задачи исследования и первичная диагностика
готовности детей к школе 44
2.2.Коррекционно – развивающая программа подготовки детей к
школьному обучению 49
2.3. Повторная диагностика психологической готовности детей к школе 54
Заключение 57
Библиография 60

Файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция психологической готовности детей к школьному обучению ВКР.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

Следовательно, очень  важно как можно раньше, еще  до школы, определить степень готовности ребенка к школе. 

В последнее время  в литературе уделялось много  внимания вопросу о выделении  детей, не готовых к школьному  обучению и имеющих трудности  школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости.

Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.

«Адаптация к школьному  обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей  в школу часто выявляется недостаточная  сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность». [21, 57]

 Разработанная программа  с целью успешной адаптации дошкольников к обучению в школе может быть использована и в детском саду.

Мы считаем, что цель работы – разработать программу по подготовке дошкольников к обучению в школе и выявить ее эффективность с помощью диагностики дошкольников – была достигнута, и упражнения в нашей программе будут содействовать успешной адаптации учащихся к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография 

 

  1. Абраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. – М.,1972.
  2. Агафонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. – С-Пб., 1993
  3. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1983.
  4. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –М., 1968.
  6. Божович Л.И.Развитие мотивов учения у детей. – Известия АПН, 1951, вып. 36.
  7. Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.
  8. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе.//Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников.- М., 1985.
  9. Венгер А.Л. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка//Вопросы психологии, 1974, №1.
  10. Выготский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.
  11. Выготский Л.С.  Избранные психологические произведения.- М.,1983.
  12. Готовность детей к школе.//Под ред. В.В.Слободчикова – Томск. 1994.
  13. Готовность к школе //Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995.
  14. Диагностическая и координационная работа школьного психолога //Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987.
  15. Диагностика психического развития //Под ред. Й.Шварца и др. – Прага, 1978.
  16. Диагностика умственного развития дошкольников //Под ред. Л.А.Венгер, В.В.Холмовской. – М., 1978.
  17. Домашенко И.А. Выполнение действий по правилам как один из показателей готовности ребенка к школе. //Дошкольное воспитание, 1973, №8.
  18. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. – М., 1994.
  19. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. – М., 1987.
  20. Дубровина И.В.Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991.
  21. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960.
  22. Запорожец А.В.Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.//Советская педагогика, 1968, №7.
  23. Захарова А.В. Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте //Семья и школа, 1979, №8.
  24. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.
  25. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
  26. Куликова Т.А. О воспитании у детей познавательных интересов//Дошкольное воспитание, 1976, №9.
  27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -2-е изд. – М., 1977.
  28. Лямина. Г.Ф. Формирование учебной деятельности у детей (6-7 лет)//Дошкольное воспитание, 1974, №3.
  29. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.
  30. Морозова Н.Г. Развитие познавательных интересов. //Дошкольное воспитание, 1973, №11.
  31. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
  32. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986.
  33. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка. М., 1992.
  34. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.
  35. Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста  к школьному обучению. Методические рекомендации. – М., 1986.
  36. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста //Под ред. Д.Б.Эльконина, А.В.Венгер. – М., 1988.
  37. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
  38. Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. В.Д.Шадрикова. М.: Просвещение. 1996.
  39. Психологическое развитие младших школьников //Под ред. В.В.Давыдова. М., Педагогика, 1990.
  40. Психология. Учебное пособие для педагогических вузов //  Под
  41. Психология личности и деятельности дошкольника//Под ред. А.В.Запорожца. М., 1969.
  42. Савонько В.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста.//Вопросы психологии, 1969, №4.
  43. Селиванов В.И. Воля и ее вос<span class="dash041

Информация о работе Экспериментально – диагностическая и коррекционная работа по определению психологической готовности детей к обучению