Экспериментально – диагностическая и коррекционная работа по определению психологической готовности детей к обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Готовность к школьному обучению рассматривается в психологии и педагогике как сложное новообразование, вбирающее в себя совокупность различных сторон, отражающих множественность проявлений жизнедеятельности человека. Готовность к школьному обучению или «школьная зрелость» образуют в себе совокупность различных характеристик:
Физическая готовность.
Функциональная готовность.
Интеллектуальная, или умственная готовность.
Мотивационная готовность.
Эмоционально-волевая готовность.
Коммуникативная готовность.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы психологической
готовности ребенка к школе 7
1.1.Особенности физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие психологической готовности к школьному
обучению и её критерии 15
1.3. Анализ существующих методов определения психологической готовности детей к обучению в школе 37
1.4. Коррекционно – развивающая работа при подготовке детей к обучению в школе 42
Глава II .Экспериментально – диагностическая и коррекционная работа
по определению психологической готовности детей к обучению 44
2.1. Задачи исследования и первичная диагностика
готовности детей к школе 44
2.2.Коррекционно – развивающая программа подготовки детей к
школьному обучению 49
2.3. Повторная диагностика психологической готовности детей к школе 54
Заключение 57
Библиография 60

Файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция психологической готовности детей к школьному обучению ВКР.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

Для оценки уровня развития познавательных процессов ребенка  используются различные диагностические методики для исследования уровня восприятия, исследования памяти, исследование внимания и умственной работоспособности, исследование мышления, тесты для изучения развитости воображения, оценки фонематического слуха.

Общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонкодвигательных координаций дает скрининговый тест школьной зрелости Керна-Йирасека.

Углубленное обследование детей должно осуществляться перед  поступлением в школу за 4-5 месяцев  до начала учебного года. Это поможет своевременно выявить слабоподготовленных детей и принять меры к форсированному развитию отстающих способностей ребенка.

 

1.4. Коррекционно – развивающая работа при подготовке детей к обучению в школе

 

С точки зрения И.В.Дубровиной, основной целью коррекционно- развивающей работы с дошкольниками является содействие их полноценному психическому и личностному развитию. Построение индивидуальных и групповых образовательных программ должно основываться на знании возрастных норм и возможностей конкретного ребенка.

В процессе реализации данного  направления нельзя просто упражнять ребенка в той области сферы личности, которая характеризуется низким уровнем развития. Необходимо с первых этапов работы ориентироваться на возможные достижения в процессе коррекции. В этом и заключается единство коррекции и развития.

Залог успеха коррекционно- развивающей деятельности – правильно выявленная причина той или иной проблемы. В психике ребенка все взаимосвязано, поэтому деформация или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой.

При выборе средств коррекционно - развивающего воздействия ориентиром являются, прежде всего, возрастные особенности дошкольников, ведущий вид деятельности. Поэтому построение занятий должно предусматривать приоритет игровой формы, а целевая установка должна варьироваться в различных сочетаниях.

Такой спектр проблем  требует наличия обширного багажа средств, которые можно представить  следующим образом:

 

средства коррекционно – развивающего воздействия

 

 

 

 

Преддметно - манипулятивные

 

 

Двигательно - экспрессивные

 

 

Изобразительно - графические

 

 

Музыкально - ритмические

 

Вербально - коммуникативные


 

В процессе подготовки детей  к школе необходимо делать акцент на развитие учебных навыков, но отнюдь не на операциях счета, письма и чтения. По возможности на это надо ориентировать и родителей. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения, грамотно и связно разговаривать, удерживать необходимое время свое внимание и т.д. приоритет в развитии операционных навыков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к учебе, нарушение деятельности мозговых структур и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

Глава II .Экспериментально – диагностическая и коррекционная    работа по определению психологической готовности детей к обучению

2.1. Задачи   исследования   и   первичная диагностика готовности детей к школе

 

Изучив существующие методики диагностирования готовности к школьному обучению, в практической части исследования мы решили поставить  следующие задачи:

- на основе изученных методик, составить план диагностирования  готовности к школьному обучению группы дошкольников;

  • провести  первичную диагностику готовности к школе;
  • составить коррекционно – развивающую программу для группы детей, участвующих в экспериментально – диагностическом исследовании;
  • провести  повторную  диагностику готовности детей к школе, после проведения коррекционно – развивающих занятий;

-   сделать вывод  о готовности испытуемых к  обучению в школе,

Для проведения диагностики  нами была определена группа старших дошкольников (12 человек) детского сада с. Львовское Северского района Краснодарского края.

Чтобы составить представление  об уровне развития психологической  готовности ребенка к школьному  обучению, нами был использован ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека.

«Скрининговый тест школьной зрелости Керна-Йирасека» - один из наиболее известных тестов определения школьной зрелости. В представляемую адаптацию  теста вошли два субтеста:  невербальный и вербальный (Приложение 3).

Невербальный тест состоит из трех заданий: 

Первое задание –  рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Каждому  ребенку раздаются  листы бумаги с представленными  образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определения развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для определения письменности.  Также тест позволяет выявить (в общих чертах)  интеллект развития ребенка. Задание на срисовывание письменных букв и групп точек выявляет умение ребенка воспроизводить образец. Это также позволяет определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточено, не отвлекаясь.

Результат каждого задания  оценивается по пятибалльной системе (1 – высший балл; 5 – низший), а  затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям.

Во время выполнения ребенком заданий необходимо делать полезные для дальнейшей интерпретации  замечания, наблюдая за тем, как ведет  себя ребенок и что он говорит. Эти наблюдения дадут информацию о его усидчивости  способности сосредоточения на работе, возможной для него произвольной концентрации внимания на выполнение задания. Необходимо отметить, как скоро ребенок реагирует на требование взрослого, приступает к работе, хорошо ли понимает инструкцию. Важно обратить внимание, какой рукой рисует ребенок, перекладывает ли карандаш из руки в руку во время рисования.

Вербальный субтест  включает 20 вопросов. При проведении обследования были внесены некоторые  изменения в субтест: изменена формулировка некоторых вопросов, уточнены критерии оценки и внесены дополнительные примеры для оценивания. Изменен порядок пунктов, решение об этом принято  после анализа трудности задания для нашей выборки исследуемых детей.

Вербальный субтест направлен на диагностику общего уровня развития мышления и информированности ребенка. Он включает задания на поиск аналогий, сходства и различия предметов и явлений окружающего мира, их отнесение к соответствующему классу. Для верного ответа на вопросы, кроме достижения определенного уровня сформированности названных мыслительных операций, ребенку необходимо иметь достаточный уровень осведомленности об окружающем мире, поэтому информированность тоже входит в число признаков, диагностируемых вербальным субтестом.

Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачитывается только один раз. Необходимо следить за своей  речью, она должна быть четкой, чтобы  исключить непонимание ребенком вопроса, и доброжелательной по интонации. Нельзя допускать наводящих вопросов, не исправлять, если ребенок отвечает неправильно, не производить дополнительного побуждения к более полному ответу.

Готовыми к школьному  обучению считаются дети, получившие по трем субтестам от 3 до 6 баллов.  Группа детей, получивших от 7 до 9 баллов,  представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие от 9 до 11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших  12 – 15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

Для вынесения верного  заключения по результатам тестирования ребенка необходимо использовать всю информацию, полученную в ходе процедуры тестирования, включая свои наблюдения за особенностями поведения и речи детей. При интерпретации следует помнить, что это ориентировочный тест. Выяснение причин школьной незрелости и низкого уровня психологического развития выходит за рамки данной психодиагностической процедуры, и каждый случай низких показателей по тесту требует отдельного рассмотрения специалистами.

Тест школьной зрелости Керна-Йирасека был выбран нами для  выявления уровня развития психологической готовности детей к школе потому, что данный тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования:

  1. Данный тест требует непродолжительного времени при его использовании.
  2. Его можно применять как для индивидуальных, так и для групповых обследований.
  3. Тест имеет нормативы, разработанные на большой выборке.
  4. Адаптация нормативных баллов к шкале IQ Векслера позволяет судить об уровне психологического развития, а следовательно, и психологической готовности.
  5. Не требует специальных средств и условий для своего проведения.

В связи с выделение  в психологической готовности различных  компонентов развития ребенка, имеет  смысл диагностировать детей, поступающих  в школу,  через показатели психического развития, наиболее важные для успешности обучения в школе.  В качестве такой диагностической процедуры нами был выбран тест методики «Графический диктант». Данная методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого (Приложение 3).

Следующая методика, использованная нами для определения психологической  готовности ребенка к школе, направлена на изучение произвольной памяти дошкольника. Это методика «Домик» Н.И.Гуткиной [34].

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки.

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки.

 

2.2. Коррекционно – развивающая программа подготовки детей к

школьному обучению

 

Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и  педагогической психологии. От ее решения  зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Мы предлагаем курс занятий, направленных на подготовку детей к  успешному школьному обучению «Развитие  речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала».

Цель: формирование готовности к школьному обучению.

Задачи:

– формирование положительного отношения к школе, мотивы учения;

– развитие познавательных процессов;

– формирование навыков  общения и совместной деятельности.

Предлагаемый курс начальной  математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности  детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.

Курс подготовки к  школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в  школе.

Данный курс содержит два комплектных блока:

– начальный курс математики и логика;

– развитие речи и обучение грамоте.

Продолжительность занятий  с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут  проводиться 2 раза в неделю по 25 минут на каждый из блоков с 10-ти минутным перерывом.

Начальный курс  математики и логики призван [Приложение 1]:

– вооружить детей  знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых  вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

– дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;

– целенаправленно развивать  познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;

Информация о работе Экспериментально – диагностическая и коррекционная работа по определению психологической готовности детей к обучению