Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа
Готовность к школьному обучению рассматривается в психологии и педагогике как сложное новообразование, вбирающее в себя совокупность различных сторон, отражающих множественность проявлений жизнедеятельности человека. Готовность к школьному обучению или «школьная зрелость» образуют в себе совокупность различных характеристик:
Физическая готовность.
Функциональная готовность.
Интеллектуальная, или умственная готовность.
Мотивационная готовность.
Эмоционально-волевая готовность.
Коммуникативная готовность.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы психологической
готовности ребенка к школе 7
1.1.Особенности физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие психологической готовности к школьному
обучению и её критерии 15
1.3. Анализ существующих методов определения психологической готовности детей к обучению в школе 37
1.4. Коррекционно – развивающая работа при подготовке детей к обучению в школе 42
Глава II .Экспериментально – диагностическая и коррекционная работа
по определению психологической готовности детей к обучению 44
2.1. Задачи исследования и первичная диагностика
готовности детей к школе 44
2.2.Коррекционно – развивающая программа подготовки детей к
школьному обучению 49
2.3. Повторная диагностика психологической готовности детей к школе 54
Заключение 57
Библиография 60
Для оценки уровня развития познавательных процессов ребенка используются различные диагностические методики для исследования уровня восприятия, исследования памяти, исследование внимания и умственной работоспособности, исследование мышления, тесты для изучения развитости воображения, оценки фонематического слуха.
Общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонкодвигательных координаций дает скрининговый тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
Углубленное обследование детей должно осуществляться перед поступлением в школу за 4-5 месяцев до начала учебного года. Это поможет своевременно выявить слабоподготовленных детей и принять меры к форсированному развитию отстающих способностей ребенка.
1.4. Коррекционно – развивающая работа при подготовке детей к обучению в школе
С точки зрения И.В.Дубровиной, основной целью коррекционно- развивающей работы с дошкольниками является содействие их полноценному психическому и личностному развитию. Построение индивидуальных и групповых образовательных программ должно основываться на знании возрастных норм и возможностей конкретного ребенка.
В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка в той области сферы личности, которая характеризуется низким уровнем развития. Необходимо с первых этапов работы ориентироваться на возможные достижения в процессе коррекции. В этом и заключается единство коррекции и развития.
Залог успеха коррекционно- развивающей деятельности – правильно выявленная причина той или иной проблемы. В психике ребенка все взаимосвязано, поэтому деформация или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой.
При выборе средств коррекционно - развивающего воздействия ориентиром являются, прежде всего, возрастные особенности дошкольников, ведущий вид деятельности. Поэтому построение занятий должно предусматривать приоритет игровой формы, а целевая установка должна варьироваться в различных сочетаниях.
Такой спектр проблем
требует наличия обширного
средства коррекционно – развивающего воздействия | ||||||||
Преддметно - манипулятивные |
Двигательно - экспрессивные |
Изобразительно - графические |
Музыкально - ритмические |
Вербально - коммуникативные |
В процессе подготовки детей к школе необходимо делать акцент на развитие учебных навыков, но отнюдь не на операциях счета, письма и чтения. По возможности на это надо ориентировать и родителей. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения, грамотно и связно разговаривать, удерживать необходимое время свое внимание и т.д. приоритет в развитии операционных навыков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к учебе, нарушение деятельности мозговых структур и т.д.).
Глава II .Экспериментально – диагностическая и коррекционная работа по определению психологической готовности детей к обучению
2.1. Задачи исследования и первичная диагностика готовности детей к школе
Изучив существующие методики диагностирования готовности к школьному обучению, в практической части исследования мы решили поставить следующие задачи:
- на основе изученных методик, составить план диагностирования готовности к школьному обучению группы дошкольников;
- сделать вывод о готовности испытуемых к обучению в школе,
Для проведения диагностики нами была определена группа старших дошкольников (12 человек) детского сада с. Львовское Северского района Краснодарского края.
Чтобы составить представление об уровне развития психологической готовности ребенка к школьному обучению, нами был использован ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
«Скрининговый тест школьной зрелости Керна-Йирасека» - один из наиболее известных тестов определения школьной зрелости. В представляемую адаптацию теста вошли два субтеста: невербальный и вербальный (Приложение 3).
Невербальный тест состоит из трех заданий:
Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определения развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для определения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задание на срисовывание письменных букв и групп точек выявляет умение ребенка воспроизводить образец. Это также позволяет определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточено, не отвлекаясь.
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 – высший балл; 5 – низший), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям.
Во время выполнения ребенком заданий необходимо делать полезные для дальнейшей интерпретации замечания, наблюдая за тем, как ведет себя ребенок и что он говорит. Эти наблюдения дадут информацию о его усидчивости способности сосредоточения на работе, возможной для него произвольной концентрации внимания на выполнение задания. Необходимо отметить, как скоро ребенок реагирует на требование взрослого, приступает к работе, хорошо ли понимает инструкцию. Важно обратить внимание, какой рукой рисует ребенок, перекладывает ли карандаш из руки в руку во время рисования.
Вербальный субтест включает 20 вопросов. При проведении обследования были внесены некоторые изменения в субтест: изменена формулировка некоторых вопросов, уточнены критерии оценки и внесены дополнительные примеры для оценивания. Изменен порядок пунктов, решение об этом принято после анализа трудности задания для нашей выборки исследуемых детей.
Вербальный субтест направлен на диагностику общего уровня развития мышления и информированности ребенка. Он включает задания на поиск аналогий, сходства и различия предметов и явлений окружающего мира, их отнесение к соответствующему классу. Для верного ответа на вопросы, кроме достижения определенного уровня сформированности названных мыслительных операций, ребенку необходимо иметь достаточный уровень осведомленности об окружающем мире, поэтому информированность тоже входит в число признаков, диагностируемых вербальным субтестом.
Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачитывается только один раз. Необходимо следить за своей речью, она должна быть четкой, чтобы исключить непонимание ребенком вопроса, и доброжелательной по интонации. Нельзя допускать наводящих вопросов, не исправлять, если ребенок отвечает неправильно, не производить дополнительного побуждения к более полному ответу.
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших от 7 до 9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие от 9 до 11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12 – 15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.
Для вынесения верного заключения по результатам тестирования ребенка необходимо использовать всю информацию, полученную в ходе процедуры тестирования, включая свои наблюдения за особенностями поведения и речи детей. При интерпретации следует помнить, что это ориентировочный тест. Выяснение причин школьной незрелости и низкого уровня психологического развития выходит за рамки данной психодиагностической процедуры, и каждый случай низких показателей по тесту требует отдельного рассмотрения специалистами.
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека был выбран нами для выявления уровня развития психологической готовности детей к школе потому, что данный тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования:
В связи с выделение в психологической готовности различных компонентов развития ребенка, имеет смысл диагностировать детей, поступающих в школу, через показатели психического развития, наиболее важные для успешности обучения в школе. В качестве такой диагностической процедуры нами был выбран тест методики «Графический диктант». Данная методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого (Приложение 3).
Следующая методика, использованная
нами для определения
Методика представляет
собой задание на срисовывание картинки,
изображающей домик, отдельные детали
которого составлены из прописных букв.
Задание позволяет выявить
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки.
2.2. Коррекционно – развивающая программа подготовки детей к
школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Мы предлагаем курс занятий, направленных на подготовку детей к успешному школьному обучению «Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала».
Цель: формирование готовности к школьному обучению.
Задачи:
– формирование положительного отношения к школе, мотивы учения;
– развитие познавательных процессов;
– формирование навыков общения и совместной деятельности.
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.
Данный курс содержит два комплектных блока:
– начальный курс математики и логика;
– развитие речи и обучение грамоте.
Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 25 минут на каждый из блоков с 10-ти минутным перерывом.
Начальный курс математики и логики призван [Приложение 1]:
– вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
– дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
– целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;