Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа
Готовность к школьному обучению рассматривается в психологии и педагогике как сложное новообразование, вбирающее в себя совокупность различных сторон, отражающих множественность проявлений жизнедеятельности человека. Готовность к школьному обучению или «школьная зрелость» образуют в себе совокупность различных характеристик:
Физическая готовность.
Функциональная готовность.
Интеллектуальная, или умственная готовность.
Мотивационная готовность.
Эмоционально-волевая готовность.
Коммуникативная готовность.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы психологической
готовности ребенка к школе 7
1.1.Особенности физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие психологической готовности к школьному
обучению и её критерии 15
1.3. Анализ существующих методов определения психологической готовности детей к обучению в школе 37
1.4. Коррекционно – развивающая работа при подготовке детей к обучению в школе 42
Глава II .Экспериментально – диагностическая и коррекционная работа
по определению психологической готовности детей к обучению 44
2.1. Задачи исследования и первичная диагностика
готовности детей к школе 44
2.2.Коррекционно – развивающая программа подготовки детей к
школьному обучению 49
2.3. Повторная диагностика психологической готовности детей к школе 54
Заключение 57
Библиография 60
– развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;
– научить раскрывать
причинные связи между
– развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);
– развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;
– развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
– развивать наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
– уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;
– развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
– развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);
– оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой;
– изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с использованием наглядности;
– раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
– научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи;
Развитие речи и обучение грамоте призвано обеспечить [Приложение 2]:
– взаимосвязь изучения
родного языка с развитием
коммуникативно-речевых и
– интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
– развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;
– работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей;
– научить осмысленно читать, говорить, писать;
– по возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;
– развивать интерес к учебным занятиям;
– расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;
– развитие фонематического слуха;
– дать элементарные понятия о звуко -буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;
– обогащение словаря учащихся, развитие их речи;
– правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;
– научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т.д. Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они моги проявить свои дарования, – это умное руководство. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать.
Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования.
В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Программа предусматривает
использование поисковых
Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.
Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом.
Всегда нужно стремится пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и пр.
2.3. Повторная диагностика психологической готовности детей к школе
Результаты первичного диагностирования с помощью субтеста «Рисование мужской фигуры» показали, что в группе испытуемых 16,5% (двое) набрали 1 и 2 балла, т.е. показали высокий результат, 58,5% (восемь) – по 3 (средний уровень), 25% (трое) – 4 балла (низкий уровень) (Приложение 4, таблица 1).
При проведении диагностирования по подражанию рукописному тексту 16,5% (двое) хорошо и полностью скопировали образец, у 58,5% (восемь) есть некоторые отклонения от образца. 25% (трое) не справились с заданием (Приложение 4, таблица 2).
При срисовывании группы точек у 33,3% (четверо) испытуемых количество и расположение точек соответствовали образцу с небольшими отклонениями, у 25% (трое) - в целом по контуру соответствуют образцу, но есть отклонения по ширине и высоте и 8,3% (один) не справились с заданием (Приложение 4, таблица 3).
Результаты вербального субтеста позволяют сделать вывод о том, что высокий и средний уровень готовности к школьному обучению показало соответственно 25% (трое) и 41,7% (четверо) испытуемых и низкий уровень – 33,3% (четверо) (Приложение 4, таблица 4).
По результатам «Графического диктанта» 66,6 % испытуемых показали положительный результат 16,7% (двое) - низкий уровень, 8,3% (один) очень низкий уровень (Приложение 4, таблица 5).
Методика «Домик» выполнена без ошибок у 25% испытуемых (трое), средний уровень показали 50% (шестеро) и низкий 25% (трое) испытуемых (Приложение 4, таблица 6).
Проведя анализ результатов диагностирования можно сделать следующий вывод: из двенадцати испытуемых высокий уровень готовности к школьному обучению показали 25% (трое) (Приложение 4, таблица 7).
После проведения занятий по коррекционно – развивающей программе нами была проведена повторная диагностика. Результаты повторного тестирования дошкольников показали, что при выполнении субтеста «Рисование мужской фигуры» в группе испытуемых 33,3% (четверо) набрали 1 и 2 балла, т.е. показали высокий результат, 50% (шестеро) – по 3 (средний уровень), 25% (трое) – 4 балла (низкий уровень) (Приложение 4, таблица 1).
При проведении диагностирования по подражанию рукописному тексту 33,3% (четверо) хорошо и полностью скопировали образец, у 50% (шестеро) есть некоторые отклонения от образца, 16,7% (двое) не справились с заданием (Приложение 4, таблица 2).
При срисовывании группы точек у 50% (шестеро) испытуемых количество и расположение точек соответствовали образцу с небольшими отклонениями, у 41,7% (четверо) - в целом по контуру соответствуют образцу, но есть отклонения по ширине и высоте и 8,3% (один) не справились с заданием (Приложение 4, таблица 3).
Результаты вербального
субтеста показали, что после проведения
коррективно – развивающей
По результатам «Графического диктанта» 83,3 % испытуемых (десять) показали положительный результат 16,7% (двое) - низкий уровень, (Приложение 4, таблица 5).
Без ошибок выполнена методика «Домик» у 33,3% (четверо), средний уровень показали 50% (шестеро) и низкий 16,7% (двое) испытуемых (Приложение 4, таблица 6).
Сравнивая результаты первичной и повторной диагностики можно сделать следующий вывод: из двенадцати испытуемых только у двух изменился общий уровень готовности к обучению в школе. Но показатели улучшились у 10 человек явно и у 2 незначительно. На 1 человека уменьшилось количество дошкольников с низким уровнем готовности, на 1 человека увеличилось количество ребят с высоким уровнем готовности.
Низкие показатели при повторной диагностике у Ильи З. И Кристины К. мы связываем с тем, что эти дети пропустили много занятий (более половины) по разным причинам.
Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики готовности дошкольников к обучению в школе
№/ № |
Ф И О |
Рисование мужской фигуры |
Подражание рукописному тексту |
Срисовывание группы точек |
Вербальный тест |
Графический диктант |
Методика «Домик№ |
Уровень готовности к школьному обучению | |||||||||
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
возраст |
Первичная диагностика |
возраст |
Повторная диагностика | ||
1. |
Саша А. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
13 |
16 |
11 |
13 |
3 |
2 |
6л1м |
С |
6л9м |
С |
2. |
Ира Б. |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
12 |
14 |
8 |
11 |
3 |
2 |
6л5м |
С |
7л1м |
С |
3. |
Сергей З. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
17 |
20 |
14 |
15 |
1 |
0 |
6 л |
В |
6л8м |
В |
4. |
Илья З. |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
-2 |
8 |
2 |
5 |
5 |
4 |
6л2м |
Н |
6л10м |
Н |
5. |
Антон З. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
13 |
4 |
8 |
3 |
2 |
6л8м |
С |
7л4м |
С |
6. |
Кристина К. |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
-6 |
-2 |
1 |
3 |
5 |
5 |
6л4м |
Н |
7 л |
Н |
7. |
Ольга М. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
20 |
22 |
14 |
15 |
1 |
0 |
6л10м |
В |
7л6м |
В |
8. |
Светлана Н. |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
-4 |
6 |
3 |
4 |
4 |
3 |
6л8м |
Н |
7л4м |
С |
9. |
Диана Р. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
13 |
16 |
9 |
12 |
2 |
1 |
6л7м |
С |
7л3м |
В |
10 |
Денис С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
22 |
22 |
15 |
16 |
0 |
0 |
6л11м |
В |
7л7м |
В |
11. |
Евгения С. |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
8 |
12 |
10 |
12 |
3 |
2 |
6л3м |
С |
6л11м |
С |
12. |
Виктория Ц. |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
10 |
15 |
7 |
10 |
3 |
3 |
6л4м |
С |
6л11м |
С |
Заключение
«Готовность к школе»
- показатель комплексный. Психологическая
готовность к школе – это разносторонняя
характеристика. Под психологической
готовностью к школьному
С первого дня пребывания
ребенка в школе его
Комплекс методик, представленных в работе, позволяет практически сразу выделить круг детей, готовых или не готовых к школьному обучению. И прежде всего психологическая готовность определяется для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Методики позволяют выделить круг детей, нуждающихся в уточнении результатов группового обследования. В основном в эту группу попадают дети с низкими результатами выполнения методики Керна – Йирасека (12-15 баллов) и низким уровнем сформированности компонентов учебной работы. Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребенка программа. Этой программой не ставится специальная задача научить детей считать, читать, писать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. основной акцент в группе развития делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.