Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа
Готовность к школьному обучению рассматривается в психологии и педагогике как сложное новообразование, вбирающее в себя совокупность различных сторон, отражающих множественность проявлений жизнедеятельности человека. Готовность к школьному обучению или «школьная зрелость» образуют в себе совокупность различных характеристик:
Физическая готовность.
Функциональная готовность.
Интеллектуальная, или умственная готовность.
Мотивационная готовность.
Эмоционально-волевая готовность.
Коммуникативная готовность.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы психологической
готовности ребенка к школе 7
1.1.Особенности физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие психологической готовности к школьному
обучению и её критерии 15
1.3. Анализ существующих методов определения психологической готовности детей к обучению в школе 37
1.4. Коррекционно – развивающая работа при подготовке детей к обучению в школе 42
Глава II .Экспериментально – диагностическая и коррекционная работа
по определению психологической готовности детей к обучению 44
2.1. Задачи исследования и первичная диагностика
готовности детей к школе 44
2.2.Коррекционно – развивающая программа подготовки детей к
школьному обучению 49
2.3. Повторная диагностика психологической готовности детей к школе 54
Заключение 57
Библиография 60
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы психологической
готовности ребенка к школе 7
1.1.Особенности физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие психологической готовности к школьному
обучению и её критерии 15
1.3. Анализ существующих методов определения психологической готовности детей к обучению в школе 37
1.4. Коррекционно – развивающая работа при подготовке детей к обучению в школе 42
Глава II .Экспериментально – диагностическая и коррекционная работа
по определению
2.1. Задачи исследования и первичная диагностика
готовности детей к школе 44
2.2.Коррекционно – развивающая программа подготовки детей к
школьному обучению 49
2.3. Повторная диагностика психологической готовности детей к школе 54
Заключение 57
Библиография 60
Приложение 64
Введение
Реформы школьного образования
определили широкую программу
Учебная работа школьника и по своему содержанию и по организации резко отличается от привычных дошкольнику форм деятельности. Для успешной учебы у него, прежде всего, должно возникнуть общее положительное отношение к школе, учению, положению школьника. Ребенку, поступающему в школу, необходимо иметь развитые познавательные интересы и достаточный кругозор.
Готовность к школе в области умственного развития предполагает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, умением выделять существенное в явлениях окружающей действительности, устанавливать причинные зависимости, делать выводы.
Важная сторона готовности к школе – развитие волевых качеств личности, без которых невозможно сознательно регулировать свое поведение. Подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Ребенку необходимо уметь слушать, запоминать, ему постоянно приходится добиваться решения поставленных учебных задач. Все это требует от него большого напряжения воли.
Несомненно, психологическая готовность к школе предполагает также развитие качеств личности, помогающих дошкольнику войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность.
Значительное количество детей, несмотря на паспортный возраст и имеющиеся у них школьные навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Причем учителя отмечают, что трудности испытывают дети как шестилетнего, так и семилетнего возраста. Основной причиной неудач является именно неготовность к обучению в школе.
Готовность к школьному обучению рассматривается в психологии и педагогике как сложное новообразование, вбирающее в себя совокупность различных сторон, отражающих множественность проявлений жизнедеятельности человека. Готовность к школьному обучению или «школьная зрелость» образуют в себе совокупность различных характеристик:
Все эти виды в структурном отношении сложны и выбирают в себя различные понятия, часто синтетического характера. Поэтому необходим грамотный выбор методов исследования этих характеристик, позволяющих определить готовность ребенка к школьному обучению.
Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема адаптации дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности и адаптации к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.
Актуальность этой проблемы определила тему нашей дипломной работы.
В связи с этим целью нашего исследования является разработка и экспериментальная проверка программы по подготовке дошкольников к обучению в связи с определением психологической готовности ребенка к школе.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – уровень психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Цель, объект и предмет исследования потребовали решения следующих задач:
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего источника, и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологической готовности ребенка к школе
1.1.Особенности физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста
Поступление в школу – это резкий переход от одного этапа воспитания и обучения к другому, сопровождающийся ломкой динамического стереотипа. Новые обязанности и требования дисциплины, продолжительная статическая нагрузка и снижение двигательной активности, длительные и систематические учебные занятия представляют для многих первоклассников большие трудности. Многочисленные исследования показывают: чем больше организм ребенка готов преодолеть возникшие трудности в связи с поступлением в школу, тем легче протекает у него процесс адаптации.
Понятие «школьная зрелость» предполагает компоненты физиологической и психологической готовности к школе.
Известно, что в период от 6 до 7 лет готовность организма ребенка к обучению нарастает с каждым полугодием. В возрасте 5,5 лет число «незрелых» детей составляет до 76 %, в 6 и 6,5 лет этот показатель снижается соответственно до 51 и 32 %, а к 7 годам – до 13%.
В этом возрасте позвоночник ребенка еще гибок и податлив, процессы окостенения еще не завершены. Верхние и нижние поверхности тел позвонков состоят из хрящевой ткани, что должно учитываться при продолжительности статической нагрузки. Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. Это в сочетании с неполным окостенением костей запястья создает трудности во время обучения детей письму. Особенности развития мышц и тканей легких и сердца представляют благоприятную почву для развития различных инфекций, а непродолжительные физические нагрузки и эмоции ведет к быстрому нарушению ритма дыхательных движений, резкому увеличению их частоты.
С недостаточным развитием глазодвигательных мышц, участвующих в движении глазного яблока, у дошкольников возникают проблемы «перескакивания» с одной строки на другую.
К 6-7 годам ребенок, в основном, овладевает артикуляцией, правильно произносит звуки.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.
В.С. Мухина считает, что «…восприятие в возрасте 6-7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений». [15, 96]
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются.
Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.
Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6-7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В.С. Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.
Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Как отмечают П.П. Блонский, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, как указывают психологи, объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у 7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает.
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как отмечает Е.И. Рогов, является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.
Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет ведущее положение.
У дошкольников восприятие
и мышление тесно взаимосвязаны,
что говорит о наглядно-
По мнению Е.Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.
Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении.