Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:47, реферат
Вопросы о природе человека, о том, что отличает его от других живых существ, волновали людей с самого начала истории человечества. Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, дает ему возможность думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть собой. Так возникло представление о душе. В донаучный период, который заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами) (См. Приложение 1).
Глава 1. История становления предмета психологии…………………………3
1.1 Периоды: донаучный, философский, ассоцианистическая психология ...3
1.2 Предмет научной психологии ……………………………………………...8
Глава 2. Современный этап формирования предмета психологии…………..19
2.1 Предмет зарубежной психологии ………………………………………….19
2.2 Предмет отечественной психологии……………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………
Швейцарский психолог К.Г. Юнг (1875-1961) считал бессознательную психику индивида насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.
Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях).
А. Адлер (1870-1937), модифицируя исходную доктрину психоанализа, стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.
Психоаналитические исследования психики являются одним из наиболее ценных вкладов в формирование психологии. Учеными, принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы человека. Несмотря на то, что некоторые положения этой школы устарели (это относится, прежде всего, к ортодоксальным концепциям классического психоанализа), основные открытия, сделанные ее представителями, составляют ядро современной концепции формирования личности.
Но
этот подход игнорировал изучение таких
важнейших характеристик, как качественное
своеобразие личности каждого человека,
возможность сознательно и
Глава 2. Современный
этап формирования предмета
психологии
2.1
Предмет зарубежной
психологии
Во
второй половине XX в. возникают новые
школы и направления – гуманист
Одним из основателей гуманистической психологии является Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967), который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внесли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. Лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей (См. Приложение 7).
Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа. Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу и К. Рождерсом.
В работах ученых этой школы исследовались достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования. Разработчики этого направления впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведении человека, но и на позитивные стороны личностного развития.
Основатель генетической психологии швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) (основатель Женевского эпистемологического центра (женевской школы генетической психологии)) является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии. Пиаже – автор концепции стадийного развития психики ребенка. Психология, считает Пиаже, изучает человеческое мышление. Он первый понял, исследовал и выразил специфику, качественное своеобразие детского мышления, показал, что мышление ребенка не хуже, но оно совершенно отличается от мышления взрослого человека.
По мнению Пиаже, наследственно и потому присуще всем людям только функционирование интеллекта. Этим объясняется то, что все дети проходят различные стадии в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. В центре концепции Ж. Пиаже – положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии.
Открытие новых закономерностей познавательного развития детей связано с именем известного американского психолога Джерома Брунера (р. 1915). Согласно Брунеру и его коллегам, наше познание мира носит, прежде всего, чувственный и двигательный характер. Ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и, особенно, через двигательную активность, направленную во внешний мир. Плодотворные исследования Брунера сделали мышление законной научной темой.
Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., – когнитивной психологии.
В
когнитивной психологии психика
рассматривается как система
когнитивных реакций и
Серьезное
достоинство когнитивной
Это
направление появилось в
Два психолога, в наибольшей степени способствовавших возникновению нового направления: Джордж Миллер (р. 1920), создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов; Уильрих Найссер (р. 1928) выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления.
Для Миллера и других когнитивистов приоритетной оставалась ориентация на анализ функционирования уже сформированных процессов и их структурный анализ. Осознанию своего предмета и метода когнитивная психология обязана Найссеру. Он, так же как и Пиаже, доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей.
Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного, подход к которому в когнитивной психологии существенно отличается не только от психоаналитического, но и от подхода гуманистической психологии. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала.
Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктов Г. Келли (1905-1967). Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире. Келли сформулировал свои идеи в конце 50-х годов, предвосхитив почти на 10 лет появление работ Найссера и Миллера. В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.
Основной постулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т. е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. Им и его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.
В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии распространенными стали символический и коннекциональный подходы. Символический подход рассматривает преимущественно способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе.
Результаты,
полученные учеными этой школы, проникают
и в работы по возрастной психологии,
психологии эмоций и личности. В
социальной психологии все большее
распространение получает изучение
социальных когниций
и их роли в межгрупповом взаимодействии,
о чем упоминалось выше. Работы Найссера
и других ученых способствовали появлению
большого числа исследований по экологии
восприятия. Можно утверждать, что эти
труды, так же как и исследования Гибсона,
привели к тому, что экологический подход
является в настоящее время одним из наиболее
распространенных направлений в современной
психологии, реальной альтернативой информационному
подходу во многих сферах когнитивной
психологии.
2.2 Предмет отечественной
психологии
Основоположником
отечественной научной
В 60-80-е годы XIX века было время расцвета, интенсивного развития естественных наук в России, на них сосредоточились главный интерес общества и основные научные достижения. Это наложило естественнонаучный отпечаток и на развитие психологии, положив начало формированию физиологической психологии (основатель этого направления развития психологии – И.М. Сеченов). Сеченов во многом определил развитие отечественной психологии, подходя к ней как к материалистической и естественной науке. Он отвечал на главные вопросы того времени – что такое человек, как объясняется формирование его нравственности с позиций естественной науки, которая доказывала несомненную практическую пользу психологии, делала ее не отвлеченным теоретическим мудрствованием, а реальным инструментом, помогающим воспитывать и обучать человека. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Николай Яковлевич Грот (1852-1899) стал одним из основателей российской экспериментальной психологии, не только заложив основы подхода к психологическому эксперименту и интерпретации полученных знаний, но и создав оригинальную теорию эмоционально-нравственного развития человека.