Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, доклад
История средних веков охватывает длительный период: с V в. по XVI в. и первую половину XVII в. Анализируя разнообразный материал, в том числе произведения искусства и литературы средневековья, А. Я. Гуревич сделал вывод о том, что в эту эпоху складывается понятие о личности (Боэций — VI в., Ф. Аквинский — XIII в., Дуне Скот — XIII в., Данте — ХШ—XIV вв.). Оно раскрывается исходя из условий бытия средневекового человека, выявляется специфика его личности в отличие от личности человека Нового времени не только в плане отсутствия каких-то черт, но и положительном смысле как обладающей такими чертами, которые позже были утрачены.
1. Особенности научной мысли мыслителей V-XVI ст.
История средних веков охватывает длительный период: с V в. по XVI в. и первую половину XVII в. Анализируя разнообразный материал, в том числе произведения искусства и литературы средневековья, А. Я. Гуревич сделал вывод о том, что в эту эпоху складывается понятие о личности (Боэций — VI в., Ф. Аквинский — XIII в., Дуне Скот — XIII в., Данте — ХШ—XIV вв.). Оно раскрывается исходя из условий бытия средневекового человека, выявляется специфика его личности в отличие от личности человека Нового времени не только в плане отсутствия каких-то черт, но и положительном смысле как обладающей такими чертами, которые позже были утрачены.
Вначале связь с античным миром была сильна. Образование строилось на основе изучения античных авторов-философов, а также естественнонаучных данных Гиппократа, Аристотеля, Галена. Затем знание приходит в полный упадок, над умами царит авторитет церкви. Перестает существовать природоведение, ибо все естественное предается анафеме. Появляются профессорамистики и каббалистики, процветают алхимия, астрология. В силу этого время с V в. по XIII в. называют «темными» годами. В средние века сложились мировые религии: буддизм — в Восточной, Центральной и отчасти Средней Азии, ислам — в Средней и Передней Азии и Северной Африке, христианство — в Европе и отчасти: в Передней и Средней Азии. Конечно, буддизм и христианство зародились и получили свое развитие еще в, древнем мире, но только в период средневековья они превратились в религии мирового масштаба. Оказалось, что именно феодализм обусловил возможность приобретения религией такого исключительного положения.
В XI—XIII вв. происходит развитие городов и нахождение буржуазии. Возникают университеты, которые, однако, в это время являются опорой схоластов и духовенства. В результате образование, как и духовная жизнь, вылилось в схоластические словопрения. Вместо природы занимались изучением церковной литературы и некоторых произведений античности, особенно «Органона» Аристотеля — для оттачивания логического аппарата в целях доказательства верований религии. Это продолжалось до конца XIV в., пока дух Возрождения не положил конец всяким схоластическим абстракциям, а церковь должна была пойти на уступки и объединить этические религиозные идеалы с усиливающимися естественнонаучными установками общества.
С XIII в. начинает развиваться научная деятельность во всех областях знания, происходит процесс отделения области веры и знания и рождения светской опытной науки. Первыми на этом пути были науки о природе — естествознание, астрономия и математика. Именно поэтому их развитие имело поистине революционное значение, поскольку было признаком начала освобождения из-под власти религии.
Психология в средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. «Работа под знаком такого определения цели совершалась в долгий промежуток времени .между наивысшими стадиями развития патристики и схоластики (400—1250), отчасти в направлении, намеченном Августином и мистическими течениями, отчасти - в связи с исследованием познавательных процессов».
Вместе с тем накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Особенно следует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке (IX—XIII вв.). Крупнейшими представителями здесь являются Авиценна (Ибн-Сина), Альгазен, Аверроэс (Ибн-Рушд). Историческая заслуга прогрессивной арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в.
В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Авиценна дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе, в телесном субстрате. Им является мозг. Альгазен в «Оптике» развивает учение об ощущении. Впервые обращает внимание на длительность психических актов, указывает на то, что между раздражением чувствующего аппарата и самим ощущением должен пройти известный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервным проводникам. Аверроэс «не остановился перед объявлением теснейшей связи между состояниями сознания и физиологическими явлениями; некоторые силы души он прямо называл продуктами телесных органов». Он развил учение Аристотеля о пассивном и активном разуме. В целом арабоязычные мыслители «способствовали восстановлению психобиологии, отчасти утверждению господства аристотелевской психологии, ставшего с XIII в. абсолютным».
2. Особенности арабоязычной науки в истории психологии
Расцвет арабоязычной психологии пришелся на VIII-ХИ вв. В VII в. произошло объединение арабских племен, в результате которого было образовано государство, которое имело свой идеологический оплот – религию ислам. Тогда начали происходить завоевательные движение арабов, которые завершились образованием халифата. На его территориях проживали народы с древними культурными традициями.
В Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные группы, практически не вспоминали о достижениях александрийской и европейской науки. Но на арабском Востоке интеллектуальная жизнь была в полном разгаре.
Труды и сочинения Платона и Аристотеля, а также других античных мыслителей были переведены на арабский язык и распространены по всем арабским странам. Все это стимулировало рост и развитие прежде всего физико-математической и медицинской наук. Арабские ученые дополняли достижения своих древних предшественников, их труды впоследствии пспособствовали подъему философской, научной и психологической мысли на Западе. Среди этих ученых следует выделить среднеазиатского врача Авиценну.
Медицинская психология Авиценны представляет особый интерес. Он отводил важное место роли аффективных актов в регуляции и развитии поведения человека. Авиценна создал «Канон медицинской науки» и обеспечил ему «самодержавную власть во многих медицинских школах средних веков».
Авиценна проводил изучение связи между психологическими особенностями и физическим развитием организма человека в различных возрастах, при этом он придавал очень важное значение фактору воспитания. Авиценна считал, что именно посредством воспитания осуществляется психическое воздействие на структуру организма. Физиологическая психология Авиценны делала предположения о возможности управлять процессами, происходящими в организме, путем воздействия на его аффективную жизнь, которая, по мнению ученого, зависела от влияния других людей.
Учение философа и врача Ибн Рушда (Х11 в.) о человеке и его душе оказало очень большое влияние на всю западноевропейскую философско-психологическую культуру и мысль. Ибн Рушд считал, что индивидуальная душа не бессмертна, он считал, что душа и разум – не единое целое.
Под душой Ибн Рушд подразумевал функции, которые считал неотделимыми от организма (например, чувственность). Они были необходимы для работы разума, а также они напрямую связаны с телом и после смерти исчезают вместе с ним. Разум, по мнению Ибн Рушда, является божественным и проникает в душу человека извне. Если тело и индивидуальная душа перестают существовать, то оставленные божественным разумом «следы» в душе продолжают свое существование как некий момент универсального разума, присущий всему человечеству.
3.Влияние феодализма на развитие психологии средневековья НЕ НАШЛА ЗАДОЛБАЛАСЬ ИСКАТЬ ПРОСТИТЕ ГРЕШНУЮ))) – ахахахахахах п.с. Катя)))
4. Номинализм Р. Бекона и его значение для психологии
Линия интроспекционизма, начатая Плотимом и Августином, достигла у Фомы Аквпнского своей кульминации. Однако ею вовсе не исчерпывались психологические учения европейского средневековья. Брожение умов, начавшееся в связи с нарастанием освободительного движения угнетенного крестьянства и усилением прогрессивных социальных элементов в городах, породило и новые идеи. Несмотря на господство религии, возникала установка на опытное изучение природных процессов.
Это направление развивалось под влиянием арабоязычной философии и науки. В Англии новые идеи защищали профессор Оксфордского университета Гроссетест (1175-1263) и его ученик Роджер Бэкон (ок. 1214-1292), который, бесстрашно выступив против схоластической рутины, настаивал на том, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Его психологические представления опирались на Аристотеля. В отличие от схоластических ортодоксов Бэкон, стремясь восстановить истинный смысл аристотелизма, трактовал душу как единство формы и материи, а не как чистую форму. Особое внимание, однако, заслуживает наметившееся у Бэкона принципиально новое направление психологического анализа, которое восходило уже не к Аристотелю, а к Ибн аль-Хайсаму. В составе главного бэконовского труда находился трактат о "перспективе", которым он особенно гордился. Термин "перспектива" имел широкий смысл. За ним стояла не только оптика как один из разделов физики, но и универсальное учение, охватывающее геометрическую, астрономическую и вообще всю естествоведческую проблематику, поскольку природа в иелом мыслилась в оптико-геометрических категориях. "Перспективу" Бэкон ставил впереди всех наук по гносеологическим соображениям, поскольку "зрительные ощущения сообщают о различиях вещей, а на этом основано наше знание о вещах природы" (7, 570). Бэкон продолжил намеченный Ибн аль-Хайсамом путь объяснения душевных явлений, исходя из физико-математических, а не биологических понятий. Поворотным к детерминизму пунктом было предположение, что движение светового луча, подчиненное математически точным законам, является первичным по отношению к производимому им в органе чувств сенсорному психическому эффекту. Это было твердое экспериментально проверяемое знание, далеко оставившее позади по степени научной достоверности древнюю теорию эйдосов ("образов"). Но эта теория продолжала держаться (как в ее демокритовском варианте, так и в изощренной форме "интенциональных образов" томистской психологии).
Новый мощный удар по ней нанес
номинализм, представлявший своеобразное
выражение материалистических тенденций
в средневековой схоластике. Обычно
позиция сторонников этого
5. Главные
вехи и итоги психологии
Тесный контакт и зависимость от богословия дают основания использовать в качестве временных границ при анализе развития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой выделяют этап апологетики, исторически предшествующий Средневековью (И-IV вв.), этап патристики (IV-VIII вв.) и этап схоластики (XI-XIV вв.).
Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Именно в связи с 'поисками возможности для изучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях богословия и психологии.
При появлении христианства ему было необходимо доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI в., а ученые, хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв там в греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был столь нетерпим к инаковерию, как христианство в III-VI вв., а потому психологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX-X вв., когда гонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля, закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратном переводе с арабского.
После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Естественно, что это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. Необходимость выделиться из богословия привела к появлению теории двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Эта теория была сформулирована в IX-X вв. арабским ученым Ибн Синой и вскоре получила широкое распространение в Европе. Несколько позже, в ХП-ХШ вв., в психологии возникло направление, получившее название деизм, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился пред мет для научного изучения.