Историческое развитие предмета "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является – научиться правильно понимать историю развития психологии , которая берёт своё начало с древнейших времён.
Задачей является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….….……..2
Глава 1 . Период формирования психологического знания в рамках
других научных дисциплин ( IV-V вв. до н.э. – 60-е гг.ХIХ в.)…….…..6
1.1. Учение о душе (V в. до н. э. — начало XVII в. н. э.)……………………7
1.2. Философская теория познания, учения об опыте и о сознании
(середина XVII в. — середина XIX в.). …………………………………..10
Глава 2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. —
настоящее время)………………………………………………………………….18
2.1.Этап формирования первых парадигм
(60-е гг. XIX в. - 10-е гг. XX в.). ………………………………………..…19
2.2. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). ………………..……………..27
2.3.Современное состояние психологии……………………..…………….28
Заключение…………………………………………………...…………………32
Литература………………………………………...…………………………………..34

Файлы: 1 файл

историческое развитие предмета психология.doc

— 191.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………….….……..2

Глава 1 . Период формирования психологического знания в рамках

  других научных дисциплин ( IV-V  вв. до н.э. – 60-е гг.ХIХ в.)…….…..6

       1.1. Учение о душе (V в. до н. э. — начало XVII в. н. э.)……………………7

       1.2. Философская теория познания, учения об опыте и о сознании

             (середина XVII в. — середина XIX в.). …………………………………..10

    Глава 2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. —    

           настоящее время)………………………………………………………………….18

  2.1.Этап формирования первых парадигм

        (60-е гг. XIX в. - 10-е гг. XX в.). ………………………………………..…19

 2.2. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). ………………..……………..27

 2.3.Современное состояние психологии……………………..…………….28

Заключение…………………………………………………...…………………32

Литература………………………………………...…………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология как наука  обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает  в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические  процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность так же составляют предмет современных психологических исследований.

    Владение историей  не ограничивается  воспроизведением воззрений прошлого. В полной мере историческое прошлое может служить настоящему только в том случае , если оно используется в целях решения актуальных проблем. К.Левин в статье «Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии», сопоставляя теоретические конструкции Аристотеля и Галилея в контексте насущных проблем современной экспериментальной и теоретической психологии, писал: «Моя цель — не историческая, скорее, я считаю, что некоторые вопросы, имеющие огромное значение для перестройки теорий современной психологии, могут быть разрешены и более точно сформулированы с помощью такого сравнения, которое обеспечит взгляд, выходящий за рамки трудностей сегодняшнего дня»1.

Обращение к истории в связи с разработкой новых путей психологического исследования характерно для всего творчества Л. С. Выготского.

В постоянном споре с основными психологическими направлениями создавал свою теорию установки Д. Н. Узнадзе. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев,. Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, П. Я. Гальперин много внимания уделяли истории психологии, хотя ни для одного из них она не была областью специального исследования. Рассматривая проблему значения истории психологии, М. Г. Ярошевский называет такое обращение к истории «творческим диалогом с прошлым»2.

Конечно, для того чтобы  говорить об аристотелевском способе мышления, необходимо хорошо знать труды Аристотеля. Подобно тому , как исполнение музыкального произведения может стать выразительным только после освоения его технической стороны, так и использование истории в современном исследовании становится возможным только на основе знания всего конкретного материала, накопленного наукой. Отсюда возникает необходимость истории психологии как специальной области исследования, изучающей достижения психологии на протяжении всего пути ее исторического развития.

 Актуальность данной  темы заключается в том , что  знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение.

Психология выделилась из философии и стала самостоятельной наукой намного позднее физики. Это наложило свой отпечаток на темпы и характер её развития. Целью данной работы является – научиться правильно понимать историю развития психологии , которая берёт своё  начало с древнейших времён.

Задачей является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления  возникли в VI в.. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю. Выделение этих двух периодов не требует специальных обоснований, так как его критерии очевидны, но поскольку каждый из них растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация. Ее можно проводить по чисто формальным признакам — хронологическому (можно различать историю психологии XVII в., историю психологии XVIII в. и т. п.), пространственно-территориальному (история психологии в Мексике, история психологии в Англии и т. п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии. Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание неразработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 . Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин ( IV-V  вв. до н.э. – 60-е гг.ХIХ в.)

 

За всю историю развития психологических знаний известны три  определения предмета психологии: как  науки о душе, о сознании, о поведении. Новая постановка проблемы предмета психологии была намечена К. Марксом и развита в основанной на марксистской философии советской психологии. Маркс писал: «История промышленности и возникшее предметное бытие промышленности является раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией. Поэтому такая психология, для которой эта книга закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой»4.

С позиций  методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о предмете, методе и объяснительных принципах в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формировании психологии как единой самостоятельной научной дисциплины.

В истории  психологии выделяют период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин и период становления психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Наиболее  характерными чертами периода формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин являются:

  1. несамостоятельность психологического знания, представленность его как составной части философских и медицинских учений сначала в виде учения о душе, затем — философской теории познания, учений об опыте и сознании;
  2. отсутствие сообщества, которое разделяло бы общие взгляды на предмет и метод изучения;
  3. умозрительный характер исследований, несформированность опытного (экспериментального) подхода к исследованиям.

Этому периоду  предшествовало возникновение и  развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, обеспечивающих единство и существование первобытных обществ. Представления о душе давали объяснение  таким явлениям, как сон, сновидения, состояния транса, действие запретов (табу), овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т. п. Общая черта первичных на психические явления заключалась в неизменном придании им таинственности, сакральности.

 

1.1. Учение о душе (V в. до н. э. — начало XVII в. н. э.).

 

Учение о  душе исходно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Зарождение науки в Древней Греции связывают с двумя обстоятельствами:

1) наука в качестве особой области человеческой деятельности образовалась как внешняя по отношению к религии и отделилась от нее;

2) упорядоченность космоса (всего сущего) была признана основанной не на власти сверхсущества, а на законе; у греков даже верховные боги были подчинены закону.

  Новые представления о душе были не религиозными, сакральными, основанными на традициях, а светскими, открытыми для всех, доступными для систематической рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей ее существования, т. е. учение о душе имело отчетливый номотетический характер.

Другим событием, которое оказало влияние на развитие учения о душе, был перевод от стихийного и иррационального анимизма, согласно которому все события совершаются под влиянием душ природных объектов, к гилозоизму — философскому учению, в основе которого лежит представление о неотделимости жизни от материи, о жизни как всеобщем свойстве материи. Это учение ввело исходное положение о целостности наблюдаемого мира. Хотя эта точка зрения, разделяемая, в частности, Демокритом, ведет к панпсихизму (представление об одушевленности объектов и живой, и неживой природы), гилозоизм включает душу в сферу действия естественных законов, делает доступным ее изучение.

Таковы были начальные условия формирования учения о душе и его исходные положения. Развитие именно этих положений надолго определило историю становления психологического знания.

    Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с  учениями Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до и. э.). Платон провел границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души — несовершенные образы единой универсальной мировой души — обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Принципиально иное представление о душе было дано Аристотелем и его психологическом трактате «О душе». Согласно Аристотелю, душа — форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение решительно противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Но оба они согласны в том, что душа определяет цель активности живого тела. Понятие цели, конечной причины введено Аристотелем для объяснения детерминированности поведения живых организмов. Такое объяснение было телеологично, приводило к парадоксу влияния будущего на прошлое, но позволяло ввести в круг объяснимых феноменов активность живых организмов.

Информация о работе Историческое развитие предмета "Психология"