История психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:44, реферат

Краткое описание

Трансперсональная психология - это одно из направлений современной психологии, развивающее основные теории и идеи европейской психологии на основе опыта мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологиях.
Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. История развития трансперсональной психологии…………………….. 5
2. Трансперсональная психология С. Гроффа............................................... 7
3. «Холотропное дыхание»………………………………………………….. 8
Заключение………………………………………………………………….. 11
Список использованной литературы……………………………………….13

Файлы: 1 файл

Мой реф по истории психологии.docx

— 34.78 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

Студентки 3 курса гуманитарного факультета

 

 

 

 

 

      

 

Учебная дисциплина: « История психологии »                      

 

Тема: «Трансперсональная психология»

 

 

 

          Оценка:

 «___»_______________2012г              ____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение………………………………………………………………………3

1. История развития трансперсональной психологии…………………….. 5

2. Трансперсональная психология С. Гроффа............................................... 7

3. «Холотропное дыхание»………………………………………………….. 8

Заключение………………………………………………………………….. 11

Список использованной литературы……………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   

Термин «трансперсональная психология» имеет латинские и греческие корни. Греческое слово "психология" состоит из двух слов – «psyche», что означает  душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная»  происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски».                                                                                                                               

Трансперсональная психология - это одно из направлений современной психологии, развивающее основные теории и идеи европейской психологии на основе опыта мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологиях.

Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины.

Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, пара-психологические феномены.

Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т.д.

Если для Фрейда или современных представителей направления НЛП человек представляет собой всего лишь самопрограммирующуюся машину, функционирование которой определяется лишь набором биографических программ и врожденных инстинктов, машину, которую можно настроить и подправить, то для представителей гуманистической психологии человек и мир его души представляют собою главную ценность.

В 60-е годы известные американские психологи и мыслители А. Маслоу, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и другие выступили с идеей о том, что гуманистическая парадигма достаточно ограничена, и что в мире человека существует нечто большее, относящееся к сфере не только психики, но и духа.

Так родилось психологическое направление, которое первоначально было названо трансгуманистическим, т.е. сверхгуманистическим. Свое современное название трансперсональная психология получила, когда одновременно и независимо, Абрахам Маслоу и Станислав Гроф, читая лекции в разных городах США, употребили термин трансперсональная.

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития трансперсональной психологии

Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он по праву считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».

В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими было узаконено название «трансперсональная психология».

Трансперсональная психология - раздел общей психологии, выделивший предметом своего исследования надличностные, сверхличностные состояния сознания.

В конце 60-х годов специалисты-психологи Станислав Гроф, Абрахам Маслоу, Энтони Сьютич, Джеймс Фейдиман и другие пришли к решению, что необходимо создать новое психологическое направление, сосредоточенное на изучении сознания и признающее значимость духовных измерений психики, которое они назвали трансперсональной психологией. В 1969 г. вышел первый номер «Журнала трансперсональной психологии» (The Journal of Transpersonal Psychology).

Основатели трансперсональной психологии устремились в бескрайние пространства духа, они углубились в историю религии, психологии и культуры и среди своих предтеч указывали и американца У.Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию «Многообразие религиозного опыта», и швейцарца К.-Г.Юнга, обогатившего психологию мифическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, и итальянца Р.Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения.

Трансперсональная психология была уязвима для обвинений в иррациональности и не научности, а значит - в несовместимости со здравым смыслом и современным научным мышлением, в чем ее первоначально и обвиняли. Но эта ситуация резко изменилась за первые десять лет существования Ассоциации за трансперсональную психологию.

Станислав Гроф считается одним из ведущих специалистов в трансперсональной психологии, он имеет степень доктора медицины. Первоначально, в середине пятидесятых годов, эксперименты С.Грофа были связаны с психодислептиками, это время активного легального изучения действия наркотиков на организм.

Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости.Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др.

Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.

2. Трансперсональная психология С. Гроффа.

 

Трансперсональная психология, возможность испытать яркие  эмоциональные переживания, связанные  с так называемым эффектом «расширения  сознания», очень привлекательны для  молодежи и людей увлекающихся паранауками. Но насколько безобидны и действительно  ли способны решать серьезные психологические  или психопатологические проблемы методы холотропной терапии? Для  ответа на этот вопрос я обращаюсь  к работе С. Грофа «Путешествие в  поисках себя».

 

Основная  идея Грофа - это исцеление через выход за границы личностного опыта, осознание скрытых сторон своей сущности. Классика изучения бессознательного оставалась в пределах бессознательного человека.  З. Фрейд работал с индивидуальным бессознательном, формирующимся в процессе жизни одного человека. К. Юнг выдвигал теорию коллективного бессознательного всего человеческого рода и изучал его влияние на психику посредством архетипов. С. Гроф идет еще дальше, говоря о всеобщем единстве человека и вселенной. Наука это или паранаука? По словам самого автора: «Значение некоторых наблюдений выходит за пределы психологии и психиатрии и представляет собой серьезный вызов общепринятой ньютоно-картезианской парадигме западной науки». Для Грофа сфера трансперсональных переживаний предполагает выход за пределы пространства и времени. При этом происходит отождествление пациента с людьми, биологическими процессами, растениями настоящего и прошлого, со всей физической вселенной или даже космоса. Трансперсональный опыт предполагает так же проживание заново процессов смерти и рождения.

 

В ходе сеансов  трансперсональной терапии создавались  условия, при которых человек  мог соприкоснуться с опытом предков, общаться с духами животных, пережить единство с жизнью и всем творением. В качестве примера, приведу отчет о ЛСД-сеансе (психоделическая терапия – предтеча холотропного дыхания) «…отождествляясь с жизнью, я пережил весь спектр деструктивных сил, действующих в природе и в людях, и увидел их опасное положение в современной технологии, угрожающей разрушить нашу планету. Я отождествился с бесчисленными жертвами военной машины, узниками концентрационных лагерей,  умирающими в газовых камерах, с рыбой отравленной в реках и морях <…> Это сменялось трогательным видением улыбающихся младенцев <…> мудрых дельфинов и китов, путешествующих в кристально чистой воде океана, зрелищем прекрасных полей и лесов. Я чувствовал глубокую эмпатию с жизнью, осознавал экологическую опасность и решимость присоединиться к силам, защищающим жизнь на планете». Все это напоминает галлюцинации под воздействием наркотических веществ или магические практики древности, далекие от науки. И это сфера паранауки, поскольку мистический опыт не поддается критериям научности. Он неповторим и его нельзя измерить с точки зрения объективности, интерсубъективности и повторить в условиях эксперимента.

 

 

3. «Холотропное дыхание».

 

Научный метод  или же своеобразный наркотик для  лиц, жаждущих острых ощущений? Глубокое и частое дыхание, концентрация на собственном  теле и ощущениях предлагается Грофом в качестве способа достижения переживаний  трансперсонального характера без  применения медикаментозных препаратов или, проще говоря, наркотиков и психоделиков. Трансперсональная терапия опирается  на данные психоделических исследований и «… соединяет контролируемое дыхание, музыку и другие виды звуковой технологии, фокусированную работу с телом и рисование мандал». Иными словами, холотропная терапия -  это комбинированная техника нефармакологической терапии.

 

Насколько она  эффективна? С. Гроф пишет о возможностях терапии ссылаясь на опыт своих приверженцев и пациентов: «Большинство участников наших групп нашли эту технику  пригодной для самоисцеления, обеспечивающей доступ к необычным трансформирующим и мистическим переживаниям, более  эффективным, чем любая форма  словесной терапии, с которой они были знакомы».

 

Каковы же были результаты экспериментов Грофа?  Обратимся к примерам. У одной  из его пациенток болели и вызывали странные переживания ее ноги. В  ходе терапии обнаружилось, что пациентка  была деревом и переживания связанные  с ногами – были переживанием корней дерева. После сеанса и проживания такого своеобразного опыта, по утверждению  Грофа, проблема была решена.  У другой из его пациенток сводило спину и плечи, как выяснилось - одна была крабом в далеком прошлом. Следующий довольно яркий пример результатов терапии - излечение фобий. Так, женщина, которая испытывала непреодолимую боязнь птиц и птичьих перьев, во время сеанса увидела себя на поле боя, раненным воином в Персидской войне. Грифы стали клевать его еще живого. Терапия позволила пережить незавершенный гештальт, способствуя, тем самым, выздоровлению пациентки. Как утверждает Гроф «…общая стратегия психоделических и холотропных сеансов состоит в том, чтобы уменьшить эмоциональный заряд негативных систем, обеспечить сознательную интеграцию появляющегося болезненного материала и способствовать эмпирическому доступу к позитивным динамическим системам».

 

Идея достижения измененных состояний сознания и  исцеления посредством глубоких эмоциональных переживаний не нова. Принципы холотропной терапии или «пневмокатарсиса» Гроф почерпнул при изучении магических ритуалов и духовных практик. Так, крещение у ессеев предполагало погружение человека в воду практически до состояния  удушения - символическая смерть и возрождение. В индийской технике пранаямы, шаманских камланиях и туземных ритуалах так же применялись помимо галлюциногенов техники измененного дыхания. По замыслу терапии, с помощью холотропного дыхания преодолевается сенсорный барьер и пациент получает доступ к сфере бессознательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).

 

Согласно взглядам представителей этого направления, рождения, проживание, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

 

Основными теоретическими источниками  трансперсональной психологии, признаются, как правило, психоанализ и восточные  философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них  представлениями об энергетической основе мира.

 

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная  психология не оформилась как отдельная  дисциплина, трансперсональные тенденции  в психологии существовали уже несколько  десятилетий. Своеобразными основателями трансперсональных тенденций были К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, поскольку  их идеи о коллективном бессознательном, о «высшем Я», о бессознательном  взаимовлиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности послужили основой для  становления трансперсональной  психологии.

 

Методы Грофа основаны на древнейших экспериментах с человеческой психикой, на шаманских процедурах, ритуалах, мистериях смерти и возрождения. Но нужно ли это современному человеку? Знания шаманов передавались из поколения в поколение, предполагая наследственные способности, а что может сделать ведущий столь популярного ребефинга за двухдневный сеанс? Расшатать психику, привлечь к участию на следующем сеансе?

Информация о работе История психологии