Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 17:50, реферат
Краткое описание
Психология спорта принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки. Понятие «психология спорта» впервые появилось в статьях Пьера де Кубертена – основателя Олимпийских игр современности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имели описательный характер. В 1913 году на специальном конгрессе по психологии спорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом в Лозанне, она получила свое «крещение».
Психология спорта
изучает закономерности
психической деятельности
людей в условиях тренировок
и соревнований.
Психология
спорта принадлежит
к числу очень
молодых прикладных
отраслей психологической
науки. Понятие «психология спорта»
впервые появилось в
статьях Пьера
де Кубертена
– основателя Олимпийских
игр современности.
Они публиковались в
самом начале XX столетия
и имели описательный
характер. В 1913
году на специальном
конгрессе по психологии
спорта, организованном
по его инициативе Международным
олимпийским комитетом
в Лозанне, она получила
свое «крещение».
Инициатива
Пьера де Кубертена
и Лозаннский конгресс
послужили стимулом
к изучению проблем
психологии спорта.
В период с 1920
по 1940 год
их изучение довольно
активно велось в Германии,
США и других странах.
Однако глубокой научной
разработки проблемы
психологии спорта тогда
не получили.
Психология
спорта интенсивно развивалась
уже после второй
мировой войны. Причиной
тому послужил бурный
рост спортивных достижений
во всем мире и повышение
престижности спорта.
Особенно ярко это
проявлялось на олимпийских
играх и мировых
первенствах по видам
спорта.
В 1965
году по инициативе
Итальянской федерации
спортивной медицины
в Риме был организован
первый конгресс по
психологии спорта.
Было создано Международное
общество психологии
спорта (ИССП). Это стало
свидетельством международного
признания психологии
спорта.
После
Римского состоялись
еще три конгресса:
в 1968 году в Вашингтоне,
в 1973 году – в Мадриде
и в 1977 году – в
Праге. С 1970 года издается
официальный орган
ИССП – «Международный
журнал психологии спорта».
Создание
ИССП стимулировало
образование региональных
объединений психологии
спорта. Так, в 1967 году
возникло Североамериканские
общество психологии
спорта, в 1969 – Европейская
ассоциация психологии
спорта (ФЕПСАК). В
разные годы затем
организовывались национальные
общества спортивной
психологии в Канаде,
Японии, ФРГ, Англии,
Франции, Бразилии, Австралии
и других странах.
Доклады
по психологии спорта
содержатся в программах XVIII
и XX Международных
психологических
конгрессов, Олимпийского
научного конгресса 1972
года в Мюнхене, Всемирного
конгресса «Спорт
в современном
обществе», состоявшегося
в 1974 году в Москве.
В
настоящее время
научная разработка
психологии спорта ведется
в большинстве
стран мира. В истории
отечественной психологии
временем рождения психологии
физического воспитания
и спорта можно считать
даты выхода в свет первых
научных работ.
Первыми
в 1925-1926 годах были
исследования, выполненные
проф. П.А. Рудиком
на кафедре психологии
ГЦОЛИФК («Влияние мускульной
работы на процесс
реакции», «Исследование
реакции в применении
к основным вопросам
физической культуры»)
и Т.Р. Никитиным («Значение
внушения и подражания
в деле физического
воспитания»).
В 1927
году в Москве была издана,
а в 1930 – переиздана
монография профессора
А.П. Нечаева «Психология
физической культуры».
В эти же годы были опубликованы
работы А.Ц. Пуни, посвященные
изучению влияния соревнований
по настольному теннису,
лыжных гонок и др. на
психическую сферу спортсменов,
и работы профессора
Украинского психоневрологического
института З.И. Чучмарева
о влиянии школьных
уроков физической культуры
на интеллектуальные
функции школьников
и их умение управлять
собой. С 1930 года началась
разработка вопросов
психологии физического
воспитания и спорта
на кафедре психологии
института им. П.Ф. Лесгафта.
В
те годы основными
центрами разработки
психологии спорта были
кафедры психологии
Центрального института
физической культуры
и института физической
культуры им. П.Ф. Лесгафта,
а также психотехнические
отделения Ленинградского (зав.
проф. А.К. Борсук) и Центрального (зав.
проф. П.А. Рудик) научно-исследовательских
институтов физической
культуры. В середине
тридцатых годов в ГЦОЛИФК
и ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта
изучение вопросов психологии
спорта было включено
в курс психологии, читавшийся
студентам. Были разработаны
первые программы специального
курса «Психология спорта».
Во
время Великой
Отечественной войны
психологи спорта
занимались разработкой
научно обоснованных
путей восстановления
функций центральной
и периферической
нервной системы,
опорно-двигательного
аппарата, а также
восстановлением
высших психических
функций (гнозиса, праксиса,
мышления, речи и др.).
В
послевоенные годы психология
физического воспитания
и спорта развивалась
очень интенсивно.
В этот период расширилась
база научных исследований.
В них принимали
участие кафедры
педагогики и психологии
целого ряда институтов
физической культуры.
Расширился круг решаемых
проблем. Основные направления
исследований включали
изучение: психологии
личности спортсмена
и тренера, психологических
особенностей спортивной
деятельности, психологических
основ обучения и
воспитания в спорте.
Изучались также
психологические
аспекты спортивного
соревнования, психологические
основы подготовки спортсменов
к соревнованиям,
регуляции и саморегуляции
деятельности и состояний
спортсменов до, во
время и после
соревнований. Уделялось
внимание также социально-психологическим
аспектам физического
воспитания и спорта,
возрастным психологическим
особенностям физического
воспитания и спорта.
В 1952 году в Институте
психологии АПН РСФСР
А.Ц. Пуни защитил первую
в истории психологии
докторскую диссертацию
на тему «Психология
спорта». Позже появились
монографии по психологии
спорта О.А. Черниковой,
А.Ц. Пуни, В.Г. Норакидзе,
С.Ч. Геллерштейна, Г.М.
Гагаевой, А.В. Родионова,
Н.А. Худадова, А.А. Лалаяна
и др. Стали издаваться
сборники трудов по
психологии спорта.
В 1958 году вышел первый
учебник по психологии
для институтов физической
культуры, написанный
П.А. Рудиком. Специальный
раздел учебника посвящен
психологии спорта.
Психология
физического воспитания
и спорта как специальная
отрасль психологической
науки входила
в программы Всесоюзных
совещаний по психологии,
а затем Всесоюзных
съездов общества
психологов СССР. Традиционными
были специальные
Всесоюзные совещания
и конференции
по психологии спорта.
Первое такое совещание
по инициативе кафедры
психологии ГДОИФК им.
П.Ф. Лесгафта было организовано
в 1956 году в Ленинграде.
Послевоенное
развитие психологии
физического воспитания
и спорта характеризуется
большим сближением
ее с практикой. Послевоенный
период характеризуется
также организационным
укреплением психологии
физического воспитания
и спорта. В 1948 году
была создана комиссия
по психологии спорта
при научно-методическом (впоследствии
научном) совете Комитета
по физической культуре
и спорту при Совете
Министров СССР. Она
по существу стала
органом, объединявшим
советских психологов
спорта. Психологи
спорта всегда играли
активную роль в работе
Общества психологов
СССР. В мае 1987 года
впервые в СССР
создана Федерация
спортивной психологии.
Психологическая
специфика спортивной
деятельности
Спортивная
психология –
область психологической
науки, изучающая закономерности
проявления и развития,
психики человека в
условиях спортивной
деятельности.
Чем
отличается спортивная
деятельность от множества
других видов деятельности
человека? Специфика
спорта – в высочайшей
мотивации, позволяющей
подвергать себя многолетним
ежедневным физическим
и психическим
нагрузкам с целью
достижения победы на
соревнованиях Благодаря
этой мотивации спорт
стал великолепной естественной
лабораторией человеческих
возможностей. В основе
возникновения этой
мотивации – сопоставление
своих результатов с
достижениями других
спортсменов, включенность
спортсмена и команды
в многовековые достижения
физической культуры,
ежедневное проникновение
в таинства человеческого
организма, природы
и техники, возможность
реализации своих способностей
и самоутверждения,
а также познание мира,
обеспечение дальнейших
жизненных перспектив:
личностных, материальных,
образовательных.
Специфика
спорта – в совершенной,
сложной и весьма точной
координации движений,
в чрезвычайной быстроте
двигательных актов.
Эти превосходные качества
движений достигаются
благодаря развитию
сенсомоторики, совершенствованию
методик обучения, тысячекратному
их исполнению в самых
сложных условиях, а
также благодаря совершенствованию
технических средств
обучения, страховки.
Специфика
спорта – в высочайших
требованиях к волевым
качествам спортсменов,
в постоянном преодолении
трудностей объективного
и субъективного характера,
в обилии стрессовых
ситуаций и высокой
ответственности за
исход выступления.
Специфика
спорта – в зрелищности,
привлекающей на стадионы
и другие спортивные
сооружения, к телеэкранам,
в кинозалы многомиллионные
массы людей, переживающих
перипетии спортивных
поединков, активно
выражающих свои симпатии
и антипатии спортсменам
и командам. Эти зрелища
несут в себе могучий
эмоциональный заряд,
влияющих на эмоциональную
жизнь болельщиков.
Возникла и оформилась
социальная спортивная
психология – отрасль
спортивной психологии,
изучаюшая социальную
специфику психического
отражения в спортивной
деятельности.
Спортивная
психология в системе
наук
Спортивная
психология –
одно из тех направлений
психологии, которые
изучают специфику конкретных
видов деятельности
человека: таких, как
психология труда, психология
игры, педагогическая
психология (психология
обучения, воспитания,
психология учителя).
Место спортивной психологии
в системе наук определяется
двумя характеристиками :
ее местом как отрасли
психологической науки
и местом в системе наук
о спорте.
Как
отрасль психологии
спортивная психология
занимает срединное
положение в системе
естественных, философских
и социальных научных
дисциплин, иногда формируя
и собственные
научные направления.
В естественнонаучном
направлении происходят
взаимные обогащение
и взаимопроверка спортивной
психологии с физиологией,
психофизиологией, медициной,
биологией, математикой,
физикой. В философском
аспекте - как с общенаучными
методологическими
исследованиями (историзм,
системный подход, так
к со специально - научными (деятельностный,
личностный, комплексный)
подходами. В социальном
направлении спортивная
психология теснейшим
образом связана с педагогикой
(обучение и воспитание
спортсменов, психология
тренера), социологией
(социальная психология
спорта), культурологией (педагогика
спорта, социология
спорта, психология
физической культуры).Как
одна из наук о спорте
спортивная психологии
более всего связана
с теорией и методикой
физического воспитания (психология
физического воспитания),
физиологией спорта (психофизиология
спорта), спортивной
гигиеной (психогигиена
спорта), спортивной
медициной, биомеханикой
спорта, кинезиологией,
спортивной метрологией
и т.д.Не следует забывать
и о том, что в спортивной
психологии используется
значительный арсенал
вспомогательных методов,
реализующих достижения
математики, статистики,
кибернетики, электроники,
моделирования. Вместе
с тем достижения спортивной
психологии находят
применение в создании
различной гоночной
техники, в приборном
и демонстрационном
обеспечении судейства
соревнований, входят
органичной составной
частью в многочисленные
информационные формы (телевидение,
радио, печать).
В
развитии отечественной
спортивной психологии
можно выделить три
основных этапа.
Этап
зарождения характеризуется
реализацией методологических
и экспериментальных
возможностей, заимствованных
из общей психологии.
В первых работах, заложивших
основы становления
спортивной психологии,
четко прослеживается
стремление к описанию
особенностей спортивной
деятельности с позиции
достижений обшей психологии.
При этом основной акцент
был сделан на описании
сложности спортивных
действий в эмоциональном,
волевом и познавательном
плане. Несколько позднее
началось изучение психических
явлений спортивной
деятельности: предстартовые
и стартовые психические
состояния, психотренинг,
специфика сенсомоторного
реагирования, автоматизация
двигательного навыка.
Начато изучение психологической
специфики некоторых
видов спорта. В результате
сформировались две
школы психологов спорта :
московская и санкт-петербургская
(ленинградская), возлагаемые
соответственно П. А .Рудиком
и А.Ц.Пуни.
Этап
становления спортивной
психологии может быть
охарактеризован стремлением
ее деятелей к обеспечению
практики спортивной
деятельности. Разрабатывался
широкий круг вопросов,
направленных на встраивание
психологических достижений
в культуру подготовки
спортсменов и команд,
где наряду с общефизической,
специальной, технической,
тактической была бы
особо выделена психологическая
подготовка. В русле
этой идеи были определены
психологические основы
физической, технической
и тактической подготовки,
особенности достижения
тренированности, спортивной
формы, готовности к
соревнованию, а также
психологические предпосылки
успешности соревновательной
деятельности. Было
продолжено изучение
психологических особенностей
различных видов спорта
и развитие познавательных
процессов. Изучались
и возрастные особенности
формирования двигательных
навыков и психолого-педагогические
условия успешного освоения
спортивной деятельности.
Этап
современного развития
спортивной психологии
характеризуется углублением
теоретических основ
научных исследований,
обращением к категориям
деятельности и личности
спортсмена, особым
вниманием к социально-психологическим
проблемам спорта, в
том числе межличностных
отношений, психологии
управления. Психологического
мониторинга – регулярного
наблюдения за динамикой
психики. Расширяется
круг исследований,
реализующих комплексную
и системную методологию,
укрепляются международные
связи психологов спорта.
В период серьезных
преобразований в социальной
сфере спортивная психология
не утратила ни одного
из своих целевых направлений
приоритетов и организованности.
В настоящее время психология
спорта ("спортивная
психология" по терминологии 2-го
Международного конгресса
1995 года в Москве) –
вполне определившееся
и признанное направление
отечественной психологии.
Российская ассоциация
психологов физической
культуры и спорта –
член Международной
ассоциации спортивной
психологии.