Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 17:50, реферат
Психология спорта принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки. Понятие «психология спорта» впервые появилось в статьях Пьера де Кубертена – основателя Олимпийских игр современности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имели описательный характер. В 1913 году на специальном конгрессе по психологии спорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом в Лозанне, она получила свое «крещение».
Диагностика развития волевых качеств старшеклассников
ВОЛЯ – сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля, по словам И.М.Сеченова, выступает деятельной стороной разума и моральных чувств. Она тесно связана с характером человека и играет важную роль в процессе познания и преобразования им природы, общества и самого себя.
Волевые действия причинно предопределены условиями жизни и связаны с ними потребностями человека. Например, если человек замерзает в степи, и поблизости нет места, где можно согреться, он ставит перед собой цель – найти теплое укрытие и, преодолевая внешние и внутренние препятствия (пургу, темноту, расстояние, недостаток сил, боль в обмороженных участках тела), упорно идет к намеченной цели. Следовательно, воля человека не свободна от среды, условий его жизни, объективных обстоятельств.
У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности. Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и более дифференцированно используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивается способность к терпению, например при физической работе на фоне усталости (поэтому старшеклассников можно заставлять работать достаточно долго и на фоне утомления, в то время как требовать того же от младших школьников опасно). Однако у девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает определенные трудности в их физическом воспитании.
В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Часто волевая активность у старшеклассника приобретает характер целеустремленности.
В свете сказанного, очевидно, нуждается в корректировке сложившееся представление о слабом развитии воли у детей. Вряд ли это справедливо в отношении величины волевого усилия ребенка для преодоления трудности он, как и взрослый, может приложить максимум волевого усилия. Доказательств же того, что максимум волевого усилия ребенка меньше такового у взрослых, пока нет, ведь о таких психологических категориях, как волевое усилие, сила мотива, степень выраженности способности, можно лишь судить (по косвенным признакам), но нельзя их измерить. Если же рассматривать другие компоненты волевой регуляции — сознательный характер управления волевым усилием, моральный компонент воли и т д. — то здесь, несомненно, следует признать большую развитость этих компонентов у взрослых, чем у детей.
Таким образом, подход к оценке степени развитости воли как в возрастном, так и в индивидуальном аспекте должен быть дифференцированным, исходя из многокомпонентной структуры воли. По мере развития психики ребенка волевая регуляция меняется.
Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состояние внутреннего напряжения. Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда, когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями для его совершения. Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать.
Субъективно
волевое усилие переживается
как особое внутреннее
состояние, связанное
с преодолением той
или иной трудности.
Наличие трудностей
является обязательным,
необходимым условием
для проявления волевого
усилия. Когда человек
действует, не встречая
даже самых незначительных
препятствий, у него,
естественно, отсутствует
внутреннее состояние
усилия. Величина, или
степень волевых
усилий и характеризуется
теми трудностями, которые
преодолеваются с
их помощью. В спортивной
деятельности волевые
усилия могут быть
самыми разнообразными
по-своему характеру
и степени.
Волевые
усилия при мышечных
напряжениях. Выполнение
физических упражнений
почти всегда связано
с волевыми усилиями.
К этим усилиям
спортсмена побуждает
необходимость совершать
в процессе физических
упражнений большие
или меньшие, но всегда
превышающие обычные
мышечные напряжения,
совершать в разнообразных
условиях и именно
тогда, когда это
надо. Будучи многочисленными
и часто повторяемыми,
подобные мышечные напряжения,
даже незначительные
по своей интенсивности,
оказывают большое
влияние на формирование
способностей спортсмена
к затрате волевых
усилий. Вот почему
всякое учебное и
тренировочное занятие,
требующее сосредоточения
внимания, есть в
то же время и упражнение
по воспитанию способности
спортсмена к волевым
усилиям. Большое
значение при этом
имеет борьба с
отвлечением внимания,
когда те или иные
внешние раздражения,
чувства или представления
стремятся целиком
заполнить собой
наше сознание и тем
самым отвлекают
нас от выполняемой
работы. Регулируя
трудность заданий,
требующих от занимающихся
напряжения внимания,
тренер тем самым
воспитывает у
них способность
к волевым усилиям.
Волевые
усилия, связанные
с преодолением утомления
и чувства усталости.
В этом случае волевые
усилия направляются
на преодоление мышечной
инертности, заторможенности,
иногда, несмотря на
своеобразное ощущение
боли в мышцах.
Волевые
усилия, связанные
с соблюдением
режима, могут быть
крайне разнообразными.
Соблюдение режима,
особенно в начальном
периоде тренировки,
когда ещё не выработалась
привычка к нему,
всегда требует значительных
усилий, направленных
на то, чтобы заставить
себя приступить к данному
виду занятий точно
в установленное время
и поддерживать требуемую
интенсивность работы
в течение всего времени,
отведённого на это
занятие. Особенностью
усилий, связанных с
соблюдением режима,
является их относительно
спокойный, в эмоциональном
отношении, характер.
Они допускают различные
формы смены занятий
и детальную дозировку
по количеству материала,
скорости работы, её
продолжительности
и пр. Всё это в умелых
руках тренера превращает
такого рода напряжения
в прекрасное средство
воспитания способности
к волевым усилиям.