В
системе «человек – право» в первую
очередь реализуются личностные
аспекты человека как общественного
существа, включенного в социальные
отношения, как носителя сознания, и
в частности – правосознания.
Нередко применяемая формулировка
«человеческая личность» некорректна.
Хотя слова «человек» и «личность»
– не синонимы и человек может
не быть личностью (новорожденный), личность
– это всегда человек, и личностью
не обладает никто, кроме человека.
Структурный подход позволяет разобраться
во множестве свойств и особенностей
человека, не только «разложив их по
полочкам», но и вскрыв связи и
взаимоотношения между ними.
Первая категория психических
явлений – психические процессы
(ощущение, восприятие, память, мышление
и т. д.), которые определяются относительной
кратковременностью их протекания. Ни
один психический процесс не может, оставаясь
самим собой, протекать более или менее
долго.
Вторая категория – психические
состояния: бодрость, усталость, активность,
пассивность, раздражительность, настроение
и т. д. Они длительнее, чем психические
процессы. Довольно долгое время на них
обращали внимание только патопсихологии.
Третья категория психических
явлений – психические свойства
личности. Они наиболее стойки, хотя,
конечно, способны изменяться. Изменяются
они в результате биологического
развития человека в течение всей
жизни, иногда в результате заболевания.
Но больше всего – под влиянием социальных условий, и прежде
всего воспитания и самовоспитания.
Эти категории: психические процессы,
состояния и свойства – называют
частнопсихологическими, они объединены
в общепсихологическую категорию
психических явлений.
В психологической науке прочно
утвердилось положение о том,
что любая реакция человека, весь
строй его внутренней жизни зависят
от тех особенностей личности, которые
сформировались у него в процессе
его социального опыта, – от его
потребностей и мотивов, интересов
и установок, т. е. системы отношений
к действительности. Для того чтобы
понять действительную психологическую
природу того или иного свойства,
в том числе и профессионально
значимого, т. е. определить, какую функцию
оно выполнит в процессе деятельности,
необходимо рассматривать это свойство
в личностном аспекте – с точки
зрения мотивов и целей этой деятельности.
Для реализации личностного подхода
необходимо исследование каждого отдельного
свойства в структуре личности.
Представление о личности как о
целостной структуре требует
при изучении процесса формирования
личности (в условиях вуза или в
ходе практической деятельности) акцентировать
то, что создает эту целостность.
Определяет же целостную структуру
личности прежде всего ее направленность.
В основе направленности личности лежит
возникающая в процессе жизни
и воспитания человека устойчиво
доминирующая система мотивов, в
которой основные мотивы подчиняют
себе все остальные. Направленность
личности может проявляться в
разных сферах ее жизни и деятельности.
Однако наиболее глубокой является характеристика
направленности с точки зрения отношения
человека к обществу, к самому себе,
к трудовой деятельности (профессиональная
направленность).
Изучая личность в любом ее аспекте,
нельзя произвольно отсекать изучаемое
явление (процесс, свойство, качество)
от личности в целом, от ее направленности,
от системы ее отношений к действительности.
Иными словами, в процессе психологического
исследования личности, в частности
в исследовании процесса формирования
у нее профессионально важных
психических качеств, необходимо иметь
в виду, какую именно функцию изучаемое
психическое явление выполняет
в сложной системе взаимодействия
человека с окружающей его действительностью,
в процессе его профессиональной
деятельности.
Любое качество человека (например, организованность,
дисциплинированность) не может существовать
вне контакта с его личностью,
вне системы мотивов его поведения,
его отношений к действительности,
его переживаний, убеждений.
Исходя из решающей роли в формировании
личности особенностей мотивационной
сферы, т. е. системы потребностей и
установок, необходимо учитывать некоторые
данные о развитии самой этой сферы.
В психологии наиболее устоялось понимание
потребностей как ощущения человеком
недостатка в чем-либо, который отражается
в сознании и вызывает стремление
к его устранению. При этом внутреннее
состояние, переживаемое человеком, по
мнению большинства психологов, нельзя
объяснить только психическим состоянием
индивида, без учета влияния внешней
среды. В основном исследуются субъективные
стороны потребностей, внутренние источники
активности личности. Характерными особенностями
потребностей являются:
- конкретный содержательный характер
потребности, который связан обычно или
с предметом,
которым стремятся обладать, или с какой-либо
деятельностью, которая должна доставить
человеку удовлетворение;
- более или менее ясное осознание данной
потребности, сопровождаемое характерным
эмоциональным состоянием;
- эмоционально-волевое состояние побуждения
к удовлетворению потребности, к изысканию
необходимых для этого путей;
- ослабление, иногда и полное исчезновение
потребностей, а в некоторых случаях даже
отрицание их при удовлетворении;
- повторное возникновение потребности,
когда необходимость, которая лежит в
основе потребности, вновь дает о себе
знать.
Таким образом, возникает переживание
потребности в определенных предметах,
видах деятельности, отношениях и
т. п. Оно направляет деятельность людей
на получение потребного. Источником
человеческой активности являются не
только индивидуальные потребности
личности, но и потребности группы,
класса, нации.
К сожалению, не все правильно понимают
свои потребности и объективную
необходимость считаться с реальным
уровнем развития общества и соблюдать
законы, охраняющие общественные интересы.
Потребность отражается в сознании
человека как мотив его возможного
поведения. И человеческие потребности,
и мотивы деятельности имеют социальный
характер, решающая роль в их возникновении
принадлежит социальной среде, которая
детерминирует формирование и развитие
потребностей, а также мотивацию
к действию.
При сочетании определенных объективных
и субъективных обстоятельств неудовлетворенная
индивидуальная потребность может
стать побудительной причиной отдельных
преступлений. Однако потребности, интересы,
мотивы проявляются в сложных
многообразных и взаимосвязанных
друг с другом формах. Человек –
существо общественное, и он обладает
относительной свободой воли, может
управлять своими потребностями, ограничивать
их, даже подняться выше своих потребностей,
отказаться от их удовлетворения в
интересах общества. Напротив, стремление
во что бы то ни стало удовлетворить
свои потребности может привести
к совершению антиобщественных деяний.
Итак, хотя потребности являются источником
человеческой активности, их необходимо
рассматривать во взаимосвязи и
взаимодействии с интересами и моральными
переживаниями, в которых находят
отражение социальная позиция и
ценностная ориентация индивида. Непосредственный
источник человеческих действий, направленных
на удоветворение потребностей, –
это интересы. Взаимоотношения потребностей
и интересов сложны и подвижны.
При изучении психологических аспектов
преступного поведения актуально
исследование личности в различных
конфликтных ситуациях, в которых
своеобразно проявляются ее интересы
и мотивы этого поведения. Правонарушитель
обнаруживает заинтересованность в
преступном деянии, в его действиях
мы наблюдаем противоречия между
социальными требованиями и реальным
поведением индивидуума.
Для структуры интересов правонарушителей
в целом, как указывает большинство исследователей,
характерно:
- нарушение равновесия между различными
видами потребностей и интересов;
- извращенный характер некоторых потребностей;
- бедность потребностей и интересов;
- аморальность способа их удовлетворения.
Внутренний мир человека охватывает
также чувства, настроения, переживания
и эмоциональную жизнь. Изучение
внутреннего мира правонарушителей
представляет порой довольно сложную
проблему, поскольку многие из них
длительное время не работают и в
силу этого утрачивают ряд социальных
связей. Большинство таких людей
вообще не имеют сформировавшихся интересов.
Представление о целостной структуре
личности, о зависимости психических
процессов, свойств и качеств
личности от ее потребностей, стремлений,
установок, о том, что психические
процессы и свойства являются функциями
личности, средствами достижения поставленной
цели, целиком согласуется с широко
известным в современной психологической
науке положением о взаимной компенсации
психических свойств и функций
человека.
Юридическая психология в системе
научного знания |
Психология - Юридическая
психология |
Психология – это наука, изучающая
закономерности и механизмы психической
деятельности людей. Название науки
«психология» происходит от греческих
слов: «психе» (душа), «логос» (учение),
то есть наука о душе, точнее, о
внутреннем, субъективном мире человека.
Термин «психология» был предложен
немецким схоластиком Гоклениусом
в конце XVI века.
Долгое время психология развивалась
как составная часть философии,
и только в середине XIX века она
выделилась в самостоятельную науку.
Это стало возможно потому, что
психология постепенно превращалась из
науки описательной в науку экспериментальную.
В настоящее время психология
представляет собой довольно сложную
и разветвленную систему дисциплин.
Кроме обшей психологии, изучающей
общие закономерности психической
деятельности, существуют и быстро
развиваются частные, прикладные отрасли
психологии. Так, группу прикладных отраслей,
которые изучают закономерности
и механизмы психики людей, занятых
конкретными видами деятельности, составляют:
психология труда и ее относительно
самостоятельные разделы – инженерная,
авиационная и космическая психология;
психология познания; педагогическая,
военная, юридическая психология и
др.
Перед оперативными, следственными, прокурорскими
и судебными работниками постоянно
возникает множество вопросов, решение
которых требует не только широкого
кругозора, юридической культуры, специальных
познаний и жизненного опыта, но и
хорошего знания юридической психологии.
Чтобы правильно разбираться
в сложных отношениях людей, их переживаниях
и поступках, в запутанных ситуациях,
которые находят свое отражение
в уголовных делах, надо знать
закономерности психической жизни.
Юридическая психология включает в
себя различные области научных
знаний, является прикладной наукой и
в равной мере принадлежит как
психологии, так и юриспруденции.
В области общественных отношений,
регулируемых нормами права, психическая
деятельность людей приобретает
своеобразные черты, которые обусловлены
спецификой человеческой деятельности
в сфере правового регулирования.
Психология – единственная наука, способная
обеспечить не только познание психической
деятельности, но и управление ею. С
развитием общества ее значение будет
все более возрастать.
Потребность обращения к психологии,
ее методам, достижениям возникает
тогда, когда конкретная наука, смежная
с психологией или тесно связанная
с ней, включается в решение практических
задач. Имеет это место в педагогике,
медицине и юриспруденции. Практическая
деятельность, как правило, реализуется
в конкретных действиях конкретных
людей, и то, как это происходит,
зависит в значительной мере от их
психологических особенностей. Только
необходимость решения практических
задач привела к тому, что на
границе с обществоведением возникли
и развиваются социальная, этническая,
историческая и другие отрасли психологии.
Было бы, однако, приуменьшением роли естественного
в жизни и развитии личности обращение
исключительно к социальным аспектам
ее проявления. Безусловно, изучение биологии
человека (анатомии, физиологии, антропологии)
неразрывно связано с исследованиями
в области психофизиологии, нейропсихологии,
психофизики
и других наук, пограничных с психологией
и естествознанием.
Вся система научного знания ощущает
потребность в использовании
психологического знания, оно становится
связующим звеном различных областей
науки. Психология связывает общественные
науки и естественные, биологию и
историю, медицину и педагогику, управление
и юриспруденцию и др. Этим определяется
ее место в системе научного знания.
В отечественном науковедении доминирующей
является объектно-ориентированная
система классификации научного
знания, разработанная академиком Б. М. Кедровым.
Построена она на учете процессов не только
дифференциации, но и интеграции наук,
их координации и субординации, субъективности
и объективности в их развитии, обособленности
и междисциплинарности. Система Б. М. Кедрова
отражает многоплановые связи между науками,
обусловленные главным образом их предметной
и объективной близостью, методами исследования,
их направлениями, организацией, кооперированием,
координированием отдельных областей,
всем сложным комплексом взаимоотношений
между теоретической и практической деятельностью
в условиях современного этапа развития
научного знания. Схематически она выглядит
как треугольник, вершины которого занимают
естественные, общественные, философские
науки. Их взаимодействие осуществляется
по принципу субординации или развития
более высоких форм из нижестоящих, а не
координации, основанному на формально-логическом
делении понятий. Субъективистскому принципу
здесь противопоставляется принцип объективности,
согласно которому, науки должны располагаться
последовательно и связывать между собой
предметы, ими изучаемые. Следует отметить
и принцип развития, являющийся ведущим
по отношению к остальным, заключается
он в том, что классификация наук является
расположением согласно внутренней присущей
им последовательности их форм движения.
Такой принцип классификации наук помогает
избежать резких разрывов между ними,
предполагает возникновение многочисленных
промежуточных наук и дисциплин.
В системной классификации психология
располагается внутри «треугольника»
и образует связи со всеми тремя
группами наук. Через эти основные
группы наук психология связана с
медициной, педагогикой, социологией
и другими науками, в сферу
исследований которых входит человек.
Развитие этих связей, формирование промежуточных
отраслей научного знания, выработка
их понятийного и категориального
аппарата на базе понятий и категорий
«материнский наук» происходит не только
вне, но и внутри самой психологии,
поскольку наука по своему существу
едина.
С учетом изложенных моментов Б. М. Кедров
развил «треугольник наук» в многогранник,
который помогает более полно представить
место психологии в системе научного знания.
Отметим, однако, что в приведенных выше данных не указаны место
юридической науки и точки взаимодействия
с ней психологии, в которой она обозначалась
бы как юридическая психология. Естественно,
что юриспруденция должна находиться
в блоке общественных наук.
Рассмотрев общие характеристики
психологии как науки о закономерностях
развития и функционирования психики,
для того чтобы более полно
представить базис возникновения
юридической психологии, обратимся к вопросам, относящимся
к юриспруденции.
Юриспруденцию мы понимаем как теоретическую
и практическую деятельность в области
права, а не только как юридическую
науку. В качестве науки юриспруденция
изучает право как особую систему
социальных норм, правовые формы организации
и деятельности государства, других
структурных элементов политической
системы общества. Юридическая наука
подразделяется на ряд отраслей, среди
которых методологическая функция
принадлежит теории государства
и права. Это: нормативные науки (гражданское,
административное, уголовное, муниципальное,
семейное, хозяйственное, финансовое,
банковское, экологическое право), прикладные
науки (криминалистика, судебная медицина,
судебная психиатрия, этика, правовая
кибернетика и др.), теоретические
науки (теория государства и права,
история политических и правовых
учений, история государства и
права отечества и т. д.).
Юридическая наука изучает государство
и право в их единстве с точки
зрения внутренних закономерностей
возникновения и развития, связи
и взаимного влияния с социально-экономической
структурой общества. Она изучает
также специфику общественного
осознания государственно-правовых
явлений, правосознание, практическое
функционирование государственно-правовых
отношений и других правовых связей
субъектов права. Юридическая наука
изучает, следовательно, государственно-правовую
организацию общества и поэтому
входит в систему общественных наук.
Воздействие права на социальную среду
осуществляется двумя путями: деятельностью
правоохранительных и правоприменительных
органов и влиянием, оказываемым
на сознание личности, социальных групп,
общества уже самим фактом наличия,
закрепления определенного порядка
должного поведения. В настоящее
время все больший вес приобретает
подход, согласно которому юридическая
наука – это исследование не только
общественных институтов, но и деятельности
человека в его государственно-правовых
связях и отношениях. Предпосылкой
эффективности исследований в области
юриспруденции и эффективности
правоохранительной и правоприменительной
деятельности является ориентация на
реальных людей с их сложным сознанием,
изучение воздействия государственно-правовых
институтов на развитие их сознания. Поэтому
необходим социально-психологических подход к трактовке
права как основы юриспруденции.
Юридическая наука, безусловно, не может
замыкаться в собственных узких
рамках и не учитывать экономических,
демографических, культурных, социально-психологических
и других факторов при решении
проблем правоохранительной и правоприменительной
деятельности. На стыках юриспруденции
с указанными науками могут развиваться
новые отрасли научного знания, имеющие
двойственную природу и единственную
цель – обеспечение правоохранительной
и правоприменительной деятельности.
Интеграция юриспруденции и психологии
достаточно четко проявляется на
трех уровнях:
- применение психологического знания
в юриспруденции в «чистом» виде;
- использование в юриспруденции психологического
знания путем его «трансформации»;
- синтез психологии и юриспруденции,
собственно их стыков, и возникновение
новой отрасли науки – юридической психологии.
Первое направление – это
непосредственное использование психологических
знаний в виде метода экспертных психологических
оценок. В данном случае психолог выступает
в роли эксперта, консультанта или
специалиста в уголовном, гражданском,
административном процессе или в
ходе исполнения наказания или других
мер правового воздействия на
личность.
Второе направление – это
уточнение, расширение, совершенствование
юридических понятий и институтов
за счет привлечения психологических
категорий и понятий, а также
применения юристами психологических
методов в научных исследованиях
или правоприменительной, правоохранительной
и другой юридической практике, использования
данных психологии в организационной
и процессуальной деятельности, профессиональном
отборе, расследовании правонарушений,
исправлении и перевоспитании осужденных.
Применяют психологические знания
и при установлении профессиональной
пригодности к работе в правоохранительных
органах, профориентации и др.
Третье направление взаимодействия
психологии и юриспруденции имеет
более выраженный, чем два предыдущих,
двухсторонний характер. Потребности
юриспруденции в психологическом
знании предопределяют возникновение
юридической психологии, являющейся
двуединой наукой, одновременно и
психологической и юридической,
анализирующей психологические
особенности в сфере применения
права. Безусловно, возникновение такой
интегративной науки одновременно
стимулирует развитие и совершенствование
знания как психологического, так
и юридического.
Учеными-правоведами традиционно
в юриспруденции выделяются следующие
три формы ее взаимодействия со смежными
науками:
1. Использование данных смежных
с юриспруденцией наук для
решения актуальных специфических
проблем правотворчества и правового
регулирования.
2. Использование научных идей
и принципов смежных наук для
анализа системы государственно-правового
регулирования.
3. Использование в социально-правовом
познании конкретных приемов,
методов, способов, научного исследования, заимствованных
из той или иной конкретной науки.
Нам представляется, что предложенная
первая модель взаимодействия юриспруденции
и психологии более полно, чем
вторая, традиционная, отображает объективный
характер процесса, в результате которого
и формируется юридическая психология. |
Предмет, система и содержание юридической
психологии |
Психология - Юридическая психология
|
Возникновение и развитие новой отрасли
психологической или какой-либо
другой науки вызываются объективными
причинами: с одной стороны, «саморазвитием»
научного знания, с другой – социальным
заказом, то есть заказом практики.
Для получения статуса науки
отрасль знания должна иметь специфические
предмет и методы исследования, понятийный
аппарат, систему, структуру и задачи.
При этом предмет науки является
производным, связанным с объектом
исследования.
Предмет науки неразрывно связан с
объектом, они имеют схожие черты.
Основное структурное отличие предмета
от объекта заключается в том,
что в предмет входят лишь главные,
наиболее существенные свойства и признаки.
Объект – это выделенная часть
объективной реальности, которую
можно осознать как существующую
материально или идеально. Предмет
– это познаваемая, исследованная
и исследуемая часть объекта.
Объектом психологической науки
выступает психика как свойство
высокоорганизованной материи, являющейся
особой формой отражения субъектом
объективной реальности, построения
неотчуждаемой картины мира, саморегуляции
на этой основе поведения и деятельности.
В науке, в том числе и в
психологии, наблюдается смешивание
объекта и предмета познания и
науки, употребление этих терминов как
синонимов. В определенном смысле это
связано с буквальным переводом
термина «объект» (от лат. objectus –
предмет). Представляется, что такой
подход недостаточно совершенен. Познавательные
отношения субъекта к объекту
возникают как производственные
от предметно-практической деятельности.
Объект не тождествен объективному миру.
Последний становится объектом лишь
в связи с той ролью, которую
он начинает играть в жизни общества.
Иными словами, объектом познания становится
лишь существующая независимо от человека
часть объективной действительности,
которая включается в человеческую
деятельность, осваивается субъектом
предметно-практически и познавательно.
Исследование предмета юридической
психологии представляется необходимым
начать с предмета обшей психологии.
А. Н. Леонтьев в определении предмета психологии
исходил из ее эмпирической основы – явления
отражения действительности. Предметом
психологии, по А. Н. Леонтьеву, выступают
порождение, функционирование и строение
психического отражения реальности, опосредствующее
жизнь индивидов, или отражение реальности
в процессах деятельности индивидов. А. Р. Лурия
предметом психологии считал психическую
деятельность человека, ее законы.
К. К. Платонов и Г. Г. Голубев указывают,
что предметом психологии является психика
как отражение мозгом реальной действительности.
Основные учебники психологии для
вузов трактуют предмет психологии
как закономерности возникновения,
развития и проявления психики вообще
и сознания человека – конкретно-исторической
личности в частности или психологические
факты, закономерности и механизмы
психики. Этот ряд можно продолжать.
При определении предмета общей
психологии как теоретической для
всех психологических наук отрасли
отмечается много проблем, но их количество
значительно возрастает при определении
предмета познания в отраслевых психологических
науках. Они также базируются на
доминирующих в психологии теориях
– деятельности, общения отражения,
личности или системного подхода.
Однако определение предмета отраслевых
психологических наук возникших
и развивающихся на стыках с другими
науками, невозможно без учета предметов
этих наук. Например, при определении
предмета юридической психологии необходимо
учитывать и предмет юриспруденции.
Предмет юридической психологии –
явление комплексное, т. е. имеется в
виду комплексность не только процесса
или технологии познания в этой сфере,
но и самого предмета познания. Для анализа
этой проблемы необходимо хотя бы кратко
рассмотреть существующие в юридической
психологии подходы к определению предмета
этой науки. Ведь от определения предмета
в прямой зависимости находится весь последующий
процесс изложения курса юридической
психологии.
А. Р. Ратинов в первых своих работах указывал,
что предметом судебной психологии выступают
психические явления, связанные с участием
в уголовном производстве, закономерности
человеческой психики. При осуществлении
производства по делу и выполнении различных
функций в уголовном процессе предметом
правовой психологии являются психологические
закономерности общественных отношений
урегулированных правом. В работах последнего
времени А. Р. Ратинов в качестве предмета
юридической психологии выделяет психические
явления, механизмы, закономерности, связанные
с возникновением, изменением, исполнением,
нарушением и применением права.
Другой из основоположников юридической
психологии – А. В. Дулов отмечал, что
предметом любой науки всегда является
изучение определенной группы закономерностей.
В соответствии с этим, предметом психологической
науки является изучение закономерностей
возникновения, развития и проявления
психологических явлений, закономерностей
формирования психических свойств человека.
Прикладные отрасли психологической науки,
к которой относится и юридическая психология
(в терминологии А. В. Дулова – судебная
психология), призваны конкретизировать,
углублять общие закономерности психологической
науки применительно к определенным видам
деятельности человека. Предметом судебной
психологии, по мнению этого автора, являются
особенности развития и проявления психических
закономерностей, связанных с процессом
деятельности по осуществлению правосудия.
Третий теоретик в области юридической
психологии – В. Л. Васильев полагает,
что предмет юридической психологии составляют
психические закономерности деятельности
и личности человека в области правовых
отношений. Это определение связано с
попыткой объединить в рамках юридической психологии два доминирующих
в советской психологии подхода: «деятельностный»,
разработанный московской школой психологии,
и «личностный», утвержденный ленинградской
школой. Однако к середине 80-х годов на
первый план стал выходить «системный»
подход, культивируемый в академической
психологической науке. В связи с этим
в последнее время в качестве предмета
юридической психологии В. Л. Васильев выделяет
психологические основы личности и деятельности
в условиях правового регулирования, систему
«человек – право». Главным звеном в этой
системе является человек или личность
как субъект деятельности.
Представляются правильными, по мнению
автора, рассуждения Столяренко А. М.
об органической связи всей сферы права
с психологией и невозможности укрепить
правопорядок, бороться с преступлениями,
не считаясь с психологическими факторами,
ибо любой закон живет и действует лишь
тогда, когда люди его понимают, хотят
и могут выполнить. Этот же автор отмечает,
что поскольку юридическая психология - «пограничная область науки», то она
должна в «юридической» части понимать
предмет так, как понимает свой предмет
юридическая наука, а в «психологической»
части − так, как понимает свой предмет
психологическая наука. Соображения о
двойственном подходе к предмету юридической
психологии весьма интересны и совпадают
с нашим мнением. Мы считаем, что предмет
юридической психологии – это не сумма
предметов психологии и юриспруденции,
т.е. не психические явления, процессы,
состояния плюс государственно-правовые
явления, не отдельные фрагменты действительности
в психологическом окрасе, а психология
государственно-правовых явлений как
целостность, в которой нельзя механически
отделить психологическое от юридического,
а возможно лишь выделение психологической
и юридической подсистем, находящихся
в движении, развитии, непрерывной связи.
В эту своеобразную совокупность включаются
или в перспективе включатся психология
личности в праве, психология правового
поведения, психология деятельности юридических
органов и полномочных лиц, наделенных
правами и обязанностями, личность юриста
и др. В то же время в предмете с помощью
системного подхода можно выделить психологические
составляющие – процессы, состояние, явления,
деятельность, поведение личности, общение
и т, д. или юридические – правоспособность,
дееспособность, вменяемость, вину, умысел,
мотив и т. п.
Юридическая психология – прикладная
наука, включающая в себя как психологию,
так и юриспруденцию. Психическая
сфера лиц, связанных с судопроизводством
и правовой деятельностью, обладает
рядом психологических особенностей,
характер которых обусловлен выполнением
ими множества разнообразных
социальных и правовых функций. Специфику
психической деятельности лиц, вовлеченных
в орбиту правоотношений, и призвана
изучать юридическая психология.
Являясь пограничной наукой между
психологией и правоведением, юридическая
психология остается психологической
дисциплиной, – ее теоретическая
основа состоит в закономерностях
и особенностях психики человека;
специфично лишь приложение, учет и
использование этих закономерностей
и особенностей человеческого поведения:
юридическая психология рассматривает
их применительно к сфере правовой
регуляции. Однако эта специфика
настолько значительна, что вся
система юридической психологии,
ее категориальный (понятийный) аппарат
структурируется в зависимости
от логики правового регулирования,
правовых факторов.
Таким образом предметом юридической
психологии – является исследование
и систематизация психических явлений, механизмов, закономерностей,
проявляющихся в правотворческой, правовоспитательной,
правоприменительной, правоохранительной
и пенитенциарной деятельности.
Исходя из единства, взаимосвязи
объекта, предмета и методов науки,
задачи, которые можно разделить
на общие и частные.
Общей задачей юридической психологии
является научный синтез юридических
и психологических знаний, раскрытие
психологической сущности фундаментальных
категорий права.
Частные задачи юридической психологии
относятся к разработке рекомендаций
по наиболее эффективному осуществлению
правоприменительной деятельности.
К ним можно отнести:
- исследование психологических предпосылок
(условий) эффективности правовых норм;
- исследование структурных элементов
предмета этой науки: личности
юриста, его деятельности, правомерного
и противоправного поведения,
личности законопослушного человека
и правонарушителя, психологии
социально-правовой ресоциализации
правонарушителя (в том числе
и в ИТУ), психологических особенностей
юридической процедуры и профилактики
правонарушений;
- психологическое исследование
личности преступника, раскрытие
мотивации преступного поведения,
специфики мотивации отдельных
видов преступного поведения;
- изучение методологических и
теоретических ее основ, разработка
методики и методов теоретических
и прикладных исследований, адаптирование
для целей юридической психологии
методик и методов, разработанных
в других науках, в том числе
и в отраслевых психологических;
- разработка социально-психологических
основ профилактики преступлений;
- исследование психологических
закономерностей различных видов
правоохранительной деятельности (следователя,
прокурора, адвоката, судьи);
- исследование психологических закономерностей
деятельности исправительных учреждений
в целях разработки системы мер по исправлению
и перевоспитанию осужденных;
- обеспечение практики специальным
психологическим знанием, разработки
теории и методики судебно-психологической
экспертизы, психологической консультации
и т. п.;
- разработка рекомендаций по
совершенствованию профессионального
мастерства работников правоохранительных
органов, по профориентации, профотбору,
профконсультации кандидатов, желающих
работать в указанных органах.
Вышеуказанная двояко обусловленная
сущность юридической психологии определяет
и ее методологические принципы: они
обусловлены и психологией, и
правоведением.
К принципам юридической психологии
мы относим:
- обусловленность правозначимого
поведения личности условиями
ее жизнедеятельности;
- факторы, детермининирующие правозначимое
поведение, системны, комплексны; анализ
этого поведения носит вероятностный
характер;
- реализация правозначимого поведения
определяется генезисом (онтогенетическим
формированием) личности; основной
способ научного анализа правозначимого
поведения – метод функционально-генетического
анализа;
- психические факторы поведения
личности не должны абсолютизироваться:
поведение человека определяется
единым генетико-психосоциальным
фактором;
- исследования в области юридической
психологии синтетичны – психические
закономерности здесь соотносятся с правовыми
постулатами, нормами материального и
процессуального права;
- как и любая наука, юридическая
психология призвана соответствовать
принципу научности: она использует
научно апробированные методы
и методики, общепризнанные научно-методологической
концепции.
Исследуя структуру юридической
психологии, мы определяем ее составные
части, разделы, их взаимосвязь, семантику
(смысловое содержание) каждой части,
ее соотнесенность со смежными отраслями
знаний. Так методологический раздел
юридической психологии соотносится
с общей научной методологией,
гносеологией, методикой научного исследования.
Правовая психология соотносится с
проблемами социализации личности, основами
правотворчества, правосознанием, с
психологическими основами саморегуляции
поведения. Криминальная психология взаимосвязана
с формированием девиантного
поведения, психическими и генетическими
аномалиями, общей теорией мотивации
поведения. Криминалистическая психология
связана с теорией эвристики,
знаковой теорией, психологией познавательно-поисковой
деятельности в проблемных ситуациях,
психологией межличностного взаимодействия.
Аналогичные взаимосвязи характерны
и для судебного разбирательства.
Пенитенциарная психология связана
с теорией ресоциализации, исправления
личности, с проблемами раскаяния, ценностной
переориентацией личности, с методикой
формирования социально положительного
поведения. Особенно тесно она связана
с пенологией - наукой о наказании.
Уже краткий анализ структурных
единиц юридической психологии свидетельствует
об их относительной самостоятельности
– они связаны со своими научными
зонами и, наряду с этим, они структурно
взаимосвязаны между собой.
Задачей нашего исследования было выявление
структурных самодовлеющих образований
юридической психологии и определение
их семантического содержания. Схематично
эту задачу мы реализуем в следующей
таблице (рис. 1). Далее мы переходим
к системе категорий юридической
психологии, анализируя их в пределах
выше намеченной структуры.
В заключение нам следует отметить,
что для оптимизации правоохранительной
деятельности необходимы: с одной
стороны, подробное описание всех сторон
этой сложной профессиональной деятельности,
личностных качеств и навыков, и
с другой – научно обоснованные
рекомендации о соответствии конкретной
человеческой личности объективным
требованиям, предъявляемым к профессии
юристов по методике подбора и
расстановки юридических кадров. |
|