История становления PR в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:09, реферат

Краткое описание

Актуальность. PR является естественным элементом общественных взаимодействий на протяжении всей истории человечества. Чтобы жить в обществе, людям необходимо было поддерживать определенный уровень согласия, что требовало от «верхов» наличия такой важной способности, как умение убеждать, влиять. Для различных стран характерны свои особенности развития сферы PR, и соответственно они находятся на различных этапах.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Предпосылки появления PR в России и его особенности 4
ГЛАВА 2. Характеристика этапов развития PR в России 6
ГЛАВА 3. Перспективы развития PR в России 15
Заключение 16
Список использованной литературы: 17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.20 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

ГЛАВА 1. Предпосылки появления PR в России и его особенности 4

ГЛАВА 2. Характеристика этапов развития PR в России 6

ГЛАВА 3. Перспективы развития PR в России 15

Заключение 16

Список использованной литературы: 17

 

Введение

Актуальность. PR является естественным элементом общественных взаимодействий на протяжении всей истории человечества. Чтобы жить в обществе, людям необходимо было поддерживать определенный уровень согласия, что требовало от «верхов» наличия такой важной способности, как умение убеждать, влиять. Для различных стран характерны свои особенности развития сферы PR, и соответственно они находятся на различных этапах.

В древних цивилизациях и  средневековом обществе уже закладывались  предпосылки будущей PR-деятельности. Древнегреческие мыслители много  писали о необходимости со вниманием  относиться к желаниям публики, что  свидетельствует о большом значении, которое они придавали общественному  мнению. «Глас народа — божий  глас» — свидетельствует латинское  крылатое выражение.[1] Выдающимся мастером техники влияния на массы был  Юлий Цезарь. Всякий раз перед военным  сражениями он добивался военной  поддержки с помощью распространения  специально изготовленных обращений  и поведения театрализованных представлений.[2]

СМИ является значимым инструментом политической сферы и играет важную роль в формировании общественного  мнения. Точкой отсчёта возникновения средств массовой информации обычно называют 1438г., когда Иоганн Гуттенберг основал первую европейскую типографию. Он разработал новую технологию процесса печати, использовав подвижные литеры. Это открытие дало не только громадный толчок развитию человеческой культуры, но и вооружило сферу связей с общественностью. Массовые тиражи книг, газет, распространение печатной продукции изменили мир.

Объектом данной работы является история развития СМИ и РR.

Предмет: этапы становления PR в России

Цель: рассмотреть история  развития PR в России

Задачи: изучить этапы  становления PR в России, дать им характеристику и рассмотреть возможные перспективы развития.

ГЛАВА 1. Предпосылки появления PR в России и его особенности

Появление в России PR как  области профессиональной прикладной и научной деятельности было вызвано  объективными условиями развития общественных отношений, институтов гражданского общества, а также социально-экономических, рыночных механизмов. Общество, не восприимчивое  к прямолинейным пропагандистским акциям, выработало определённую социальную апатию для защиты от давления пропаганды. Эта апатия осталась со времён СССР и до сих пор тормозит развитие демократического общества, так как  многие действия новой власти не находят  поддержки и понимания у граждан. Однако процесс становления public relations в России значительно затруднён в силу нескольких причин как объективного, так и субъективного характера. Основное место среди этих причин занимают серьёзный социально-экономический кризис и постоянная политическая конфронтация. Но, несмотря на серьёзные трудности, уже сейчас можно говорить о существовании в России PR как сферы профессиональной деятельности. Однако профессионалы в области public relations находятся в очень сложном положении, так как они вынуждены не просто работать в трудных условиях, доказывая тем самым право PR на существование, но и постоянно стремятся сломать существующий в обществе стереотип негативного отношения к PR. В результате, в массовом сознании такие термины как «public relations», «избирательные технологии», да и просто слово «технологии» применительно к политике, стали едва ли не ругательными. Постоянно усугубляли ситуацию СМИ, активно эксплуатировавшие выражения «чёрный PR», «грязные технологии» и др. [4]

«Черный PR» - словосочетание, родившееся в ответ на внедрение политтехнологий в начале 90-х годов и наложившее отпечаток на отрасль в целом. Изменение ситуации в политическом PR возможно лишь при повышении социальной ответственности и формировании устойчивой гражданской позиции в обществе. PR – сфера, зависимая от позиций участвующих в ней субъектов. Как искусствоведение отражает реальное положение дел в искусстве, так и связи с общественностью существуют на том материале, который предлагает им демократическое общество. [5]

Десять лет, в течение  которых активно развивается PR в  России, слишком маленький срок, для того, чтобы оценить роль конкретных личностей и действий в этой сфере.

Но, по мнению Марины Шишкиной, председателя РАСО и декана факультета журналистики СПбГУ, первый этап становления  уже произошел. Принятие кодекса  профессионалов в области связей с общественностью доказывает, что PR-профессионалы чувствуют ответственность  за свою работу, понимая последствия  неэтичных методов работы.

Практика PR возникла в России в силу таких объективных причин, как развитие основных институтов гражданского общества и стремление власти установить диалог с общественностью, мнение которой уже невозможно не учитывать при принятии ключевых решений.

Большинство отечественных  исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а  международные PR-агентства открыли  первые представительства в Москве.

На фоне стремительно развивающейся  практики PR, научная деятельность в  этой области представляется менее  масштабной. Практически не разработана  институциональная концепция PR как  науки, её методическое наполнение и  даже понятийная база.

Феномен российского PR состоит, прежде всего, в том, что, не имея такой  основательной традиции, как на Западе, он, несмотря на огромные трудности, динамично  развивается и уже играет достаточно важную роль в управлении социальными  процессами, а также существенно  влияет на российскую политическую культуру, экономику, духовную жизнь общества. А это, в свою очередь, является свидетельством демократизации социально-политических процессов и развития институтов гражданского общества.

ГЛАВА 2. Характеристика этапов развития PR в России

В России до XX в. элементы PR в  политике и бизнесе, безусловно, присутствовали, хотя и в гораздо меньших масштабах, чем в США.

Сама история взаимоотношений  власти и народа на Руси является ярким  примером постоянного проведения акций  по «связям с общественностью». Начиная  с чтения царских указов на Лобном месте Красной площади, публичных  казней и пыток, определявших лицо власти, и кончая внутридворцовыми интригами и переворотами, - всё это можно смело отнести к мероприятиям PR.

В дальнейшем – с развитием  социальных структур общества – усиливалась  необходимость учёта общественного  мнения при принятии политических и  социально экономических решений.[2]

1917 Г. «PR в период борьбы  большевиков за власть». В этот период широко использовались разнообразные приёмы и методы воздействия на массы. Весь мир давно признал, что глобальным социальные изменения зависят от того, что произошло в России в 1917 г. перед Октябрьской революцией - стали складываться и современные политические технологии.

В апреле 1917 г. партия большевиков  – Российская социал-демократическая рабочая партия, затем РКП – открыто заявила о намерении взять власть в свои руки. Это, как казалось, была не самая могущественная партия из 200 насчитывавшихся на тот момент в России. Но именно ей удалось захватить, а главное – удержать власть. Во многом – благодаря революционной пропаганде. Умелому влиянию на массовое сознание российских граждан, наступательному характеру идеологической работы, использованию широкого ассортимента приёмов и методов воздействия на общественное мнение.

Большевики смогли организовать десятки газет и других печатных изданий, которые без устали разъясняли гражданам России, что интересы народа может представлять лишь партия РКП (б). Причём задействовалась не только партийная пресса, но и вполне респектабельная газета. К примеру, «Русское слово», выпускавшееся известным московским издателем Иваном Сытиным и бывшее весьма авторитетным источником для граждан России.

Инструментарий пропагандистской машины большевиков отличался широтой  и разнообразием. В первую очередь, использовались слоганы, производившие  в те политизированные времена заметное впечатление на народные массы. Они  привлекали своей простатой и  готовностью «указать врага», что  отвечало ожиданиям простых людей. К наиболее удачным можно отнести: «Землю – крестьянам!», «Фабрики –  рабочим!», «Мир – солдатам!».

В дальнейшем элементы PR активно  использовались в СССР в период «борьбы  с контрреволюцией», индустриализации, коллективизации страны, Великой  Отечественной войны, послевоенного  восстановления народного хозяйства  и контрпропаганды в ходе «холодной  войны». [1]

На мой взгляд, одним  из важных этапов становления PR в России является ситуация в указанной сфере  накануне и после распада СССР. Именно в этот период происходит формирование российского Public Relations.

1985 – 1991 гг. «PR в период  перестройки и гласности». Основы трансформации взаимоотношений системы власти и общества при помощи профессиональных инструментов PR были заложены именно в этот период. Чему во многом способствовала потребность новой властной формации в демонтаже прежних идеологических стереотипов. Процесс трансформации сопровождался значительным ослаблением цензуры в СМИ, форсированным изучением и простым копированием зарубежного опыта PR, наряду с попытками определенной деидеологизации внешнеполитической пропаганды и значительной корректировкой внешнеполитического курса в целом.

Центральными государственными площадками по реализации PR -проектов и информационных кампаний тогда  являлись Пресс-центр МИД СССР, государственные  информационные агентства ТАСС и  АПН, государственное телевидение  и радио. Аналитическим обеспечением PR - активности госструктур наряду с Идеологическим отделом, Отделом пропаганды ЦК КПСС и другими ключевыми властными структурами, занимались профильные научные и научно-исследовательские институты, на базе которых впоследствии были сформированы некоторые ныне действующие частные PR -агентства и центры политического консультирования.

Роль партийного и государственного аппарата в формировании государственных PR-структур «нового поколения» можно  назвать определяющей. [6]

Аппарат играет важную роль не только в подготовке текстов решений, заявлений и речей, но и в формировании мыслей руководства номенклатуры, ведущих  к этим текстам. <...> В распоряжении номенклатурной верхушки - море информации. Это море создают министерства и  ведомства. Госкомитет по статистике, корреспонденты ТАСС, спутники-шпионы, осведомители КГБ, посольства и торгпредства, агенты и радиоперехватчики, зарубежные компартии и иностранные дипломаты - словом, источников много. Но все кажется недостаточным: пожалуй, ни в одной стране правящая верхушка не изыскивает с таким остервенением все новые возможности получения информации, как в Советском Союзе [7].

Реформирование аппарата ЦК КПСС было осуществлено в октябре 1988 года. До этого момента в его  структуре было 20 отделов (включая  Отдел пропаганды). В 1999 году осталось всего 10 отделов. В секретариате Генерального секретаря ЦК КПСС, Президента СССР появились должности пресс-секретарей, был значительно усилен и «омоложен» журналистский пул Министерства иностранных дел СССР.

Тогда же были сформированы базовые пресс-центры и пресс-службы высших органов законодательной  и исполнительной власти. Основными  функциями этих структур являлись организация  информационно-издательской деятельности органов власти, информационное обеспечение  государственных СМИ, аккредитация журналистов и работа с обращениями  граждан. В то же время начиналось подключение к участию в масштабных информационных и PR-кампаниях.

В 1991 году после отмены руководящей  роли КПСС, и изменения общего информационного  фона в сторону одноуровнего противопоставления «коммунизм – антикоммунизм», появились первые официально зарегистрированные, альтернативные политические партии: Либерально-демократическая партия СССР и Демократическая партия России. Их появление, выход на рынок альтернативной партийной периодики и пропаганды, наряду с фракционным и идеологическим противоборством внутри союзного и российского парламентов (и между ними) также оказали определенное влияние на активизацию процессов в сфере идеологии и Public Relations.

Сложные процессы, ускоренные глубокими переменами в гражданском  обществе, с каждым днем делали все  более иллюзорной надежду контролировать их устаревшими методами, особенно учитывая новые возможности независимых  средств массовой информации и крепнущую  самостоятельность республик –  в первую очередь России во главе  с Борисом Ельциным, но и других республик и регионов, охваченных лихорадкой независимости [8].

Тем не менее технологические  наработки в сфере государственного PR, приобретенные в этот период, после  окончательного распада СССР, ухудшения  экономической ситуации и изменения  международной обстановки перешли  в наследство новой российской власти со всеми их плюсами и минусами.

Сфера культуры советского времени  также была широко втянута в PR. Прежде всего, это касается чрезвычайно  разветвленной сети клубных учреждений. Наиболее мощную материально-техническую  базу среди них имели так называемые профсоюзные учреждения культуры, главной  фактической функцией которых было представительство соответствующих  предприятий, их партийной, профсоюзной  и комсомольской организаций, проведение их мероприятий. Фактически этим же занимались и государственные учреждения культуры, только с большей ориентацией на местные государственные и партийные власти. Деятельность всех этих учреждений не могла осуществляться без своеобразного спонсорства и благотворительности со стороны промышленных предприятий, общественных организаций. Зачастую такая поддержка осуществлялась по разнарядке, а то и под прямым давлением со стороны партийных органов. Все это, т. е. практика широкомасштабного осуществления своеобразных PR в сфере культуры сказалось на содержании культурно-просветительной деятельности, нашло воплощение в архитектуре, планировке, интерьерах учреждений культуры.

1991 – 1996 гг. «Государственный PR в условиях формирования новой российской системы власти». Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве.

В рамках этого периода, за 5 лет в целом была сформирована существующая до сих пор система  власти, заменившая собой советскую.

Основными центрами информационной и PR-активности стали соответствующие  подразделения администрации Президента РФ (информационное управление, пресс-служба), аппарата Правительства РФ (пресс-центр, управление правительственной информации) и обеих палат Федерального Собрания РФ (пресс-служба Государственной Думы РФ и пресс-служба Совета Федерации  РФ).

Информация о работе История становления PR в РФ