История становления PR в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:09, реферат

Краткое описание

Актуальность. PR является естественным элементом общественных взаимодействий на протяжении всей истории человечества. Чтобы жить в обществе, людям необходимо было поддерживать определенный уровень согласия, что требовало от «верхов» наличия такой важной способности, как умение убеждать, влиять. Для различных стран характерны свои особенности развития сферы PR, и соответственно они находятся на различных этапах.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Предпосылки появления PR в России и его особенности 4
ГЛАВА 2. Характеристика этапов развития PR в России 6
ГЛАВА 3. Перспективы развития PR в России 15
Заключение 16
Список использованной литературы: 17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.20 Кб (Скачать)

Одновременно создавались  пресс-службы, пресс-центры и центры общественных связей в органах исполнительной и законодательной власти российских регионов. При этом практически у  каждого руководителя законодательной  и исполнительной власти в регионе, а также главы администрации столичного города есть свой личный пресс-секретарь или советник по связям с общественностью.

Мощным толчком к формированию такой разветвленной сети информационных и PR-структур российской государственной  власти послужили парламентские  выборы 1993 – 1995 гг. Это были первые широкомасштабные избирательные кампании, проходившие  в новой системе координат.

В это время на рынке PR начали появляться новые активные игроки – российские частные PR-компании и  представители зарубежных политических фондов и PR-компаний, профессиональные услуги которых оказались востребованными  основными российскими участниками  политической жизни в рамках предвыборной борьбы.

Несмотря на то, что новый  механизм системы власти в этот период прошел серьезнейшую проверку временем, прежние ошибки госсистемы сохранились практически в полном объеме. Представителям власти казалось обременительным доступно и четко объяснять обществу реальные промежуточные и окончательные цели и задачи реформ, комментировать причины неудач и ухудшения социально-экономической ситуации. Причем все это последовательное безразличие к нуждам и интересам населения сопровождалось длительным процессом бессистемного передела собственности, резким социальным расслоением общества и непрерывной борьбой за власть и ресурсы. Некоторое время выручали масштабные внешние заимствования, выделявшиеся Западом в основном для локализации и тушения социальных пожаров.

Не случайно, одним из ключевых направлений государственного PR на данном этапе и стала демонстрация жизнеспособности самой системы  власти и ее представителей, демонстрация нелимитированного кредита доверия Запада российским реформам и прочие демагогические приемы, будто бы напрямую позаимствованные из недавнего советского прошлого…

Наиболее яркой информационной и PR-кампанией данного этапа несомненно является всероссийская ваучерная приватизация, принципы которой вызвали острейшую дискуссию как в обществе, так и среди специалистов.

1996 – 2000 гг. «Государственный  ПР в условиях номенклатурного реванша». К 1996 году российское общество раскололось на два непримиримых лагеря. Ностальгия по недавнему советскому прошлому оказалась настолько сильной, что в первом туре выборов Президента чуть было не прошел кандидат от КПРФ, которому для этого потребовалось приложить на порядок меньше усилий в сфере PR, нежели действующему Президенту РФ, располагавшему неограниченной полнотой власти и всеми информационными и пропагандистскими ресурсами, но практически полностью утратившему доверие населения.

При помощи консолидации усилий профессионального PR-сообщества и привлечения  колоссальных финансовых средств, Президенту РФ Б.Ельцину удалось добиться небольшого перевеса над Г.Зюгановым во втором туре и сохранить статус-кво во власти и в стране.

После думских выборов 1995 г. и президентских выборов 1996 г. наметился определенный процесс  роста эффективности структур государственного PR за счет привлечения опыта и  кадровых ресурсов частных российских PR-компаний. Пик влияния этих специалистов и структур пришелся на конец президентства  Б.Ельцина, когда в администрации Президента РФ, по мнению специалистов, практически было введено внешнее управление [6] – «власть в стране окончательно перешла в руки номенклатуры»[9].

«Власть кремлевской номенклатуры простиралась до самых до окраин. Такое положение вещей продолжалось вплоть до выборов 2000 года. Царство номенклатуры, продолжавшееся четыре года, сегодня многие сравнивают со временами заката советской империи. Но точно такой же период страна переживала и накануне крушения российской империи»[9].

2000 - 2001 гг. – «PR в начале нового века». Нынешнему Президенту РФ В.Путину досталась в наследство довольно громоздкая и разбалансированная система власти с теми же инструментами и возможностями в сфере PR, что и при Б.Ельцине. Соответственно и задачи перед ним стоят непростые. Главное – не повторять прежних ошибок.

С одной стороны, информационное освещение трагедии АПЛ «Курск»  в 2000 году высветило сегодняшнее  кризисное состояние государственного PR. С другой стороны, складывается впечатление, что новая власть всерьез стала  задумываться о целенаправленной корректировке  образа России, как за рубежом, так и в сознании соотечественников.[3]

На этом этапе развития российского PR сфера культуры, пожалуй, наиболее динамично реагирует на социальные и экономические изменения  в обществе. Причем, если за рубежом  вербовка работников PR осуществляется преимущественно из журналистско-университетской  среды, то в России специфика заключается  в том, что формирование специалистов PR наиболее активно идет за счет привлечения  именно работников культуры. Они оказались  наиболее подготовленными к этому  запросу времени.

Существенно меняется заказчик этих мероприятий и акций. Разумеется, у наших органов государственной власти — местных и федеральных — еще не утрачен навык использования сферы культуры для пропагандистских целей. Однако, вместе с бюджетным финансированием, они несколько отходят с первого плана. Все большую заинтересованность в сфере культуры проявляют коммерческие структуры, банки, промышленные и сельскохозяйственные предприятия и организации, партии, общественные движения. В этом плане они даже оказываются зачастую более готовыми к сотрудничеству, чем сама сфера культуры и ее работники, привыкшие к государственному финансированию и дотациям.

Современный этап эволюционного  развития PR в России. PR в России в последние годы развивается очень быстрыми темпами. Согласно опросу исследовательской группы РОМИР, сегодня каждый пятый российский гражданин имеет представление о том, что такое PR. Число вузов, открывающих в своих стенах PR-специальности, неуклонно растет, что свидетельствует о престижности PR как профессии и востребованности данных специалистов на рынке труда. По оценке генерального директора кадровой компании «БЛМ-консорт» Михаила Богданова, резкий рост спроса на PR-специалистов начался в середине 2000 г., когда рынок окончательно оправился от последствий кризиса. Однако после ряда избирательных кампаний в обществе сложился весьма негативный «миф» о PR. Хотя то, что у нас бездумно окрестили «черным PR», в сущности, PR не является. Следует обратить внимание на то, что в публикациях по проблемам Public Relations нередко встречается вульгарно-управленческий подход к PR лишь как к технологии влияния на общественное мнение. Этот подход напоминает пресс-посредническую и информационную модели Public Relations, имевшие распространение на начальных этапах становления института PR в XIX — начале XX в. До сих пор в России четко не сформирована потребность в связях с общественностью. Апелляция к населению служит только фоном для борьбы в высших эшелонах власти, которые в принципе независимы от общественного мнения. Общественность не структурирована социально и экономически, находится в инертном состоянии. На Западе эта проблема решается построением сложной структуры, которая учитывает право клиента на разнообразное поведение. У нас было создано право на автономное поведение, но не сформированы методы социального управления. [6]

ГЛАВА 3. Перспективы развития PR в России

Российский рынок PR-услуг в настоящее время находится на достаточно высоком уровне.

Наталья Мандрова президент Центра коммуникативных технологий «Prопаганда» делает следующие прогнозы: «В близжайшие годы можно прогнозировать сохранение на российском рынке уже существующих тенденций и дальнейшее общее развитие отрасли, выражающееся в том числе и в росте доходов PR-индустрии (которые возрастут приблизительно на 20%). Очень резкий скачок в развитии сделает PR в потребительском и фармацевтическом секторах.»

Вероника Моисеева президент  агентства Imageland Edelman PR имеет следующие мнение: «…время показало, что появляется все больше умных клиентов, которым нужен комплекс услуг. Это положительная тенденция, поскольку клиенты начинают платить за мозги, а раньше платили за «руки-ноги»…»

Положительным моментом является появление профессионального праздника  28 июля - День PR – специалиста. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 59 от 28 июля, в 2003 году квалификационные характеристики различных должностей PR-специалистов были внесены в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». День подписания с 2004 года отмечается как День PR-специалиста. Инициатором праздника выступила Российская Ассоциация по связям с общественностью.

В настоящее время PR всё  ещё является новинкой для нашего общества. Специалистам порой приходится доказывать необходимость и важность своей профессии. Вот почему так  необходим профессиональный праздник. Российская Ассоциация по связям с  общественностью с удовольствием  отмечает, что День PR профессии стал новой традицией в среде профессиональных коммуникаторов.

Заключение

Одним из феноменов современной  мировой культуры, безусловно, является PR. Привнесённый в российскую действительность публичными политиками и рассматриваемый как эффективное средство формирования необходимого общественного мнения, PR представляет всё больший интерес для отечественной исследователей.

Несмотря на довольно серьёзные  традиции, официально признанную (и  доказанную на богатой практике) эффективность  технологий Public Relations в построении эффективной коммуникации, до сих пор в научном мире не затихают дискуссии о праве PR на самостоятельное существование в качестве отдельного вида человеческой деятельности, не говоря уже о праве на «жизнь» для PR как науки. Но всё-таки стоит признать, что Public Relations – это уже сформировавшаяся профессия и даже наука со своими принципами, законами и методологией, которая всё больше и больше становится неотъемлемой частью нашей жизни.

Как и каждая профессия PR имеет свою историю. История Public Relations столь же древняя, как и само человеческое общество. Новое здесь - это распространение идей, связанное с индустриализацией и ускорением темпа жизни, и появление новых средств связи. Первое создало потребность в установлении связей с общественностью, а средства массовой информации явились для этого инструментом

Следует признать, что PR как  вид практической деятельности «вырос» из пропаганды и агитации, поскольку изначально основными его субъектами были правительства и политические деятели, стремившиеся привлечь общественность на свою сторону. Эти элементы присутствовали на протяжении всей человеческой истории, в том числе и российской.

Список использованной литературы:

[1] Хейнвуд Р. «Всё о PABLIC RELATIONS». М.: БИНОМ, 1999. – 546 с.

[2] Галумов Э. «Основы PR». М.: «Летопись XXI», 2009. – 215 с.

[3] Ф. Китчен. «Public relations. Принципы и практика». М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. – 273 с.

[4] Ачкасов В. А. «Связи с общественностью как социальная инженерия». СПб: «Речь». 2010. – 182 с.

[5] Чумиков А.Н. «Связи с общественностью». М.: «Дело». 2007. – 147 с.

[6] Эксперт [электронный ресурс] – режим доступа – [http://archive.expert.ru/]

[7] Восленский М. «Номенклатура». М: «Советская Россия». 1991. -  370 с.

[8] «Хронология российской  истории». М.: Международные отношения. 1994. – 285 с.

[9] «Коллективный президент». “Stringer”. №5. май 2007.

 


Информация о работе История становления PR в РФ