История выезного туризма в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:06, реферат

Краткое описание

Задачами своей работы я рассмотрю в общем, историю развития выездного туризма в РФ. Также рассмотрю этапы стихийного развития международного (выездного), туризма. Затрону тему выездного туризма в советский период отечественной истории и современное состояние данного вида туризма и аудгонинга.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. История развития туризма РФ…………………………………………….4
2. Стихийные этапы развития выездного туризма. Индустриальный этап развития……………………………………………………………………..7
3. Выездной туризм в советский период отечественной истории…………8
4. Современное состояние выездного туризма и аудгонинга……………...9
5. Заключение………………………………………………………………..13
6. Список литературы……………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Реферат ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДГО ТУРИЗМА.docx

— 45.16 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Российский  Государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

Кафедра Туризма и рекреации 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему: 
 
 

История развития выездного  туризма Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 

 Выполнил:

Алакаев Р. В., Туризм гр. 19 

Рецензент:

Бритвина В. В., кандидат педагогических наук

подпись___________________ 
 
 
 
 
 

Москва

20 12 г. 

Содержание 

    Введение……………………………………………………………………….3

  1. История развития туризма РФ…………………………………………….4
  2. Стихийные этапы развития выездного туризма. Индустриальный этап развития……………………………………………………………………..7
  3. Выездной туризм в советский период отечественной истории…………8
  4. Современное состояние выездного туризма и аудгонинга……………...9
  5. Заключение………………………………………………………………..13
  6. Список литературы……………………………………………………….14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Выездной туризм - путешествия лиц, постоянно проживающих  в одной стране, в другую страну с туристскими целями без занятия  оплачиваемой деятельностью в посещаемой стране.

Данная тема моей работы актуальна в наше время. Актуальность работы вызвана тем, что международный (выездной), туризм является более пятнадцати лет одним из наиболее динамично развивающихся видов коммерческой деятельности в нашей стране. С каждым годом туристский рынок становится все более устойчивым и равновесным, ассортимент предложений на рынке – широким и дифференцированным.

Ситуация на туристском рынке нашей страны такова, что выездной туризм по своим характеристикам многократно превышает въездной и внутренний. Организация выездных туров в представлении многих теоретиков и практиков туризма является одним из наиболее рентабельных и перспективных видов туристской деятельности в России.

Развитие туризма  в России складывалось непросто. Наиболее динамично выездной туризм из РФ начал  развиваться в 90-е годы, когда  российские граждане получили право  свободного выезда за рубеж. Большим  спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Задачами своей  работы я рассмотрю в общем, историю  развития выездного туризма в  РФ. Также рассмотрю этапы стихийного развития международного (выездного), туризма. Затрону тему выездного  туризма в советский период отечественной  истории и современное состояние  данного вида туризма  и аудгонинга.

 

История развития выездного  туризма РФ 

Перед тем как  рассмотреть данный вопрос, я хотел  бы описать общую историю туризма, ее возникновение и появление  на территории нашей огромной страны. Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями  в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией  истории мирового туризма, добавив  к этому деление внутри некоторых  этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

Началом организованного  туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы. 
Молодые дворяне могли совершить поездку в один из немецких, итальянских и французских университетов, после чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Это объявление – одно из первых проявлений организованной туристской деятельности в XVIII веке. Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры», зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II . 
К концу XVII в. относится появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных
граждан России.

Именно таким  образом и появлялись ростки развития туризма в России, как мы узнали, был организован выездной туризм для студентов дворян. Данное путешествие  соединило в себе свойства учебного, познавательного, рекреационного и  делового туризма.

Далее перейдем к рассмотрению понятия о международном  Туризме.

Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы  страны постоянного места жительства. Этот туризм имеет несколько особенностей:

- оформление  выездных документов;

- ограничение  на обмен валюты;

- обложение туристов  налогами, сборами, пошлинами при  выезде и въезде;

- медицинский  осмотр, оказание медицинской помощи  туристам.

Эти формальности, связанные с пересечением государственных  границ, являются неотъемлемой частью международного туризма. Чем глубже различия денежных систем, чем больше препятствий на пути свободного передвижения людей, чем значительнее языковые барьеры, которые и не относятся к туристским формальностям, но разделяя народы, оказывают  заметное влияние на развитие туристских контактов, тем существеннее отличие  международного туризма от внутреннего. Другая особенность международного туризма носит экономический характер и

раскрывается  через влияние, какое международный  туризм оказывает на платежные балансы  страны. Иностранные туристы, оплачивая  товары, услуги, обеспечивают поступление  валюты в бюджет страны и тем самым  активизируют её платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной валюты из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются  в пассив платежного баланса страны - поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным. Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только

международному  туризму.

Выездной  рынок в России менялся не только количественно, но и качественно. Происходили сдвиги в структуре, географии зарубежных путешествий. С начала перестройки  и до 1991 года выезд за границу  носил в основном частный характер (к родственникам, друзьям). Это объяснялось снятием ограничений на зарубежные поездки по приглашениям, явившимся первым шагом на пути упрощения туристских формальностей. В 1991 – 1992 гг. в выездном потоке обозначилось два главных направления: в ближнее  и дальнее зарубежье. Эти  группы поездок отличаются не столько дальностью и географией, сколько мотивами. Основным видом поездок россиян в страны дальнего зарубежья являются шоп-туры. На них падает почти 60% выездного туристского потока. По существу речь идет  о так называемой "челночной торговле", которая на официальном языке означает "импорт физическими лицами потребительских товаров для последующей перепродажи без уплаты налогов". Беспошлинный  провоз товаров, высокая конкуренция среди продавцов привели  к установлению очень низких цен на импортную продукцию. Эта деятельность  и по сей день остается высокорентабельной даже после ужесточения ограничений на "челночный" бизнес. Челночной торговлей занимаются сотни тысяч человек, в основном квалифицированные специалисты, дипломированные инженеры и технические работники – люди, уволившиеся с прежней работы и неудовлетворенные местом продавца в коммерческом рынке.

На  первом этапе развития туристского  рынка современной России разрабатывались  в основном выездные туры. Многолетний  дефицит выездного туризма в  СССР сформировал повышенный спрос  на внешний туристский продукт. С 2000 года появилась тенденция ежегодного роста выезда российских граждан. Развитие  туризма в России складывалось не просто. Наиболее динамично выездной туризм из РФ начал развиваться в 90-е годы. Выездной туризм в бывшем СССР в 80-90 годы характеризовался низкими  темпами роста. Среднегодовой рост составлял около 4,8%, поскольку государственное  регулирование и финансирование туризма не позволяли удовлетворить  спрос российских граждан на зарубежные поездки. Либерализация внешнеэкономической деятельности в РФ в 1991 году с выходом Указа  Президента № 213 от 15 ноября 1991 года, позволившего всем предприятиям осуществлять внешнеэкономическую  деятельность, и ряд других мер, дала возможность удовлетворять спрос  на зарубежные поездки - почти на 20% в год увеличивается количество туристских поездок за границу. Туристские  потоки по-разному формируются в  различных регионах России. Наиболее быстрыми темпами развивается туризм в промышленных регионах с высоким  процентом городского населения: Центральный, Северо-Западный и Уральский. В 90-е  годы, наиболее посещаемые регионы были следующие: Юго-Западная Азия, на долю которой приходилось 33,8% туристского потока из России. Особый интерес для российских туристов в 1994 году представлял Кипр, когда поток туристов увеличился в 8 раз. Среди европейских стран следует отметить Испанию, доля которой в общем потоке - 2,8%, Италию - 2,1%, Францию - 1,7%, Германию - 1,5%.

4 октября 1996 года был принят  Федеральный Закон «Об основах  туристской деятельности в РФ»,  где были определены цели и  направления государственного регулирования туризма, который способствовал стабилизации положения туризма в условиях рыночной экономики.

Важным  нормативным документом являлась Федеральная  программа «Развития туризма  в РФ на период 1995-2005 году», которая  предусматривала создание современной  туристской индустрии и условий  для развития туризма.

В 1996 году отмечался дальнейший рост международного туризма: число прибытий составило 592 млн., что на 4,5% больше по сравнению с 1995 годом. Основными  странами дальнего зарубежья, принимающими граждан из России, были: Финляндия, Турция, Китай, Польша, Германия. За десять лет с 1988 по 1998 годы сохранилась тенденция  выезда россиян в Финляндию, Польшу и значительного роста выезда в такие страны, как Греция, Египет, Израиль, Испания, Кипр, Китай, ОАЭ, Турция. Рассматривая  тенденции развития международного туризма в целом и выездного  туризма из РФ в 2000 и 2001 годах, следует  отметить, что 2000 год был успешным для туристской индустрии: увеличение количества прибытий достигло 7%. Этому  способствовало то, что 2000 год был  юбилейным, а также некоторые  крупные международные события: летние игры в Сиднее, Экспо-2000 в  Германии и т.д. Выезд граждан из РФ в страны дальнего зарубежья в 2000 году заметно увеличился (+16,8%) по сравнению с предыдущим годом  и составил 9,8 млн. человек. С туристскими  целями выезжало 4485,3 тыс. человек. Если мы посмотрим, что произошло за 1997-2000 год в позиционировании наиболее посещаемых стран гражданами из РФ с целью туризма, то увидим, что  на первое место вышла Польша, сместив  Турцию на 3-е место, Китай поднялся на 2-ю позицию с 3-ей, Финляндия  сохранила свое четвертое место, Испания поднялась на 5-ю позицию. Большой скачок сделал Египет, переместившийся  с 10-ой позиции на 6-ую. Несколько  снизилась популярность Объединенных Арабских Эмиратов, которые заняли 10-ую позицию вместо 5-ой. Среди стран, не вошедших тогда в десятку лидеров, следует отметить популярность в эти годы для российских туристов Болгарии, Франции, Греции, Чехии, Таиланда, Швейцарии и Республики Корея.

Именно такими поступательными движениями и начиналась история развития выездного туризма в нашей  стране. 

Стихийные этапы развития выезного туризма. Индустриальный этап развития. 

Данный этап в нашей стране можно охарактеризовать в первую очередь с реформами  Петра І затронувшим практически все стороны жизни, Россия стала намного ближе к Европе. В быт россиян входили популярные на западе вещи, жизненный уклад менялся под воздействием европейской моды и принципов. До Великой Октябрьской социалистической революции страна переживала сменяющиеся вместе с императорами и императрицами волны «галломании», «англомании» и «саксомании», что отражалось не только во внешней политике страны, но и во многом в особенностях светской жизни сначала в столице, потом во всех губернских городах. Популяризация в Российской империи западных принципов жизнеустройства не могла не вызвать как учащения поездок русской аристократии (сам Петр I, как известно, не один год провел в длительных европейских посольствах и стал одним из первых российских VIP-туристов, лично посетив с познавательными целями, многочисленные европейские города и страны) в Европу, так и приездов иностранцев в Россию. Петербург к концу царствования Петра I стал самой молодой и дерзкой столицей в Европе, поражавшей иностранцев своей роскошью, блеском, весельем придворной жизни. Да и сама Российская империя, ставшая благодаря первому русскому императору крупнейшей морской державой, активно развивавшая национальную промышленность, внешнюю торговлю, впервые в своей истории получила заметный среди других европейских стран статус и место в общеевропейской политике. Активизировались и деловые контакты России с внешним миром. Российская империя была открыта для иностранных капиталовложений, был создан благоприятный климат для появления и распространения на Руси иностранных банков, страховых и транспортных компаний, промышленных мануфактур. Многие крупные проекты в стране (строительство дорог, освоение уральских и сибирских губерний) осуществлялись с участием иностранных предпринимателей. Промышленный рост в стране, активизация внешней торговли, неизбежно влекли формирование в промышленных центрах индустрии, удовлетворявшей потребности прибывающих иностранных предпринимателей. В индустриальный период выездной туризм это конечно был позволителен только для самых богатых людей нашей страны. Ведь с развитием и ростом досуговой инфраструктурой, у богатых людей того времени появилась возможность посещать европейские страны. В основном это был позновательный и деловой туризм. Пытаясь остановить вывоз денег и золота на европейские курорты (а отдых во Франции, Италии или Швейцарии уже в то время стал неотъемлемой частью образа жизни первых российских олигархов), национальные власти начинают развивать отечественные туристические рекреационные зоны. Одним из первых проектов стало северное побережье Финского залива (территория современной Финляндии), максимально приближенное и к Европе, и к императорскому двору. Немногим позже (после постройки железной дороги из Москвы на юг) стал развиваться туризм на Южном берегу Крыма. Ялта стала излюбленным местом отдыха императорской семьи, а значит и, многочисленных придворных. Неофициальный центр Крыма ежегодно благоустраивался, на территории курорта возводились многочисленные дворцы, парки и сады, строились театры и аттракционы. Благодаря появлению отечественных курортов, а также частому посещению их членами императорской семьи или придворными (что, безусловно, увеличивало привлекательность новых туристических центров), в Российской империи появляются и первые зарубежные отдыхающие. 

Информация о работе История выезного туризма в РФ