Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:47, реферат
Вопросы о природе человека, о том, что отличает его от других живых существ, волновали людей с самого начала истории человечества. Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, дает ему возможность думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть собой. Так возникло представление о душе. В донаучный период, который заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами) (См. Приложение 1).
Глава 1. История становления предмета психологии…………………………3
1.1 Периоды: донаучный, философский, ассоцианистическая психология ...3
1.2 Предмет научной психологии ……………………………………………...8
Глава 2. Современный этап формирования предмета психологии…………..19
2.1 Предмет зарубежной психологии ………………………………………….19
2.2 Предмет отечественной психологии……………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………
Итак,
предметом психологии являются факты
психической жизни, механизмы и
закономерности психики человека и
формирование психологических особенностей
его личности как сознательного
субъекта деятельности и активного
деятеля социально-
Поведение
человека с нормальной психикой всегда
обусловлено воздействиями
Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею.
В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности.
В
настоящее время наблюдается
бурное развитие психологической науки,
обусловленное многообразием
В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.
Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности.
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений.
Помимо изучения человеческой психики, в область изучения психологии входит, как предмет отдельной отрасли психологии, психика животных: состояния и свойства психики, процессы ее протекания и проявления, а также общение животных между собой и общение животного с человеком, обучаемость и приспособляемость животных к окружающему миру.
Самое главное на современной этапе развития психологии можно выделить то, что предмет психологических исследований расширяется и рассматривается с различных позиций, не отклоняясь в узконаправленность одной теоретической концепции или психологической школы. Невозможно рассматривать психику только как проявление поступков, действий, сужать ее до процесса стимул-реакция, как это произошло в теориях, изучающих в качестве предмета психологии поведение.
Также невозможно отрицать бессознательные процессы, формирующие личность в процессе всего развития человека, как это произошло в концепциях, изучающих только сознание как предмет психологии.
Психика, проявляющая себя ежедневно, ежечасно в деятельности человека как процесс и результат этой деятельности невозможно рассматривать отдельно от сознания, поведения и бессознательных психических проявлений.
Таким
образом, на современном этапе развития
психологии интеграция различных психологических
концепций и школ является единственно
верным и правильным направлением для
дальнейшего существования психологии
как науки. Наука всегда должна отвечать
потребностям общества, давать возможность
обществу прогрессировать и улучшать
условия существования общества. Психология
может стать цементирующей основой всех
остальных областей научного знания, а
для этого предметом научной психологии
должна быть психика во всех своих проявлениях,
сферах и процессах.
Список использованной
литературы
1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
2. Гиппенрейтер
Ю.Б. Введение в общую
3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 496 с., ил.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
5. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
6. Морозов. А.В.
Основы психологии. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.ko
7. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. – Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
8. Психология человека от рождения до смерти. / Под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).
9. Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии.
– СПб: Питер, 2000. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.ko
10. Солсо Р. Когнитивная психология. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 589 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
11. Сорокун П.А. Общая психология. – Псков: ПГПИ, 2003. – 312 с.
12. Ярошевский
М.Г. История психологии от
античности до середины ХХ
в. Учебное пособие. – М., 1996.
– 416 с.