История становления предмета психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:47, реферат

Краткое описание

Вопросы о природе человека, о том, что отличает его от других живых существ, волновали людей с самого начала истории человечества. Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, дает ему возможность думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть собой. Так возникло представление о душе. В донаучный период, который заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами) (См. Приложение 1).

Оглавление

Глава 1. История становления предмета психологии…………………………3
1.1 Периоды: донаучный, философский, ассоцианистическая психология ...3
1.2 Предмет научной психологии ……………………………………………...8
Глава 2. Современный этап формирования предмета психологии…………..19
2.1 Предмет зарубежной психологии ………………………………………….19
2.2 Предмет отечественной психологии……………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Самарский государственный экономический университе1.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Итак, предметом психологии являются факты  психической жизни, механизмы и  закономерности психики человека и  формирование психологических особенностей его личности как сознательного  субъекта деятельности и активного  деятеля социально-исторического развития общества.

     Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействиями объективного мира. Отражая внешний мир, человек  не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает  на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

     Современная психология рассматривает психику  как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ  объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею.

     В реальной деятельности человека его  психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности.

     В настоящее время наблюдается  бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических  и практических задач, встающих перед  нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными.

     В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она  все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.

     Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности.

     Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния  и свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений.

     Помимо  изучения человеческой психики, в область изучения психологии входит, как предмет отдельной отрасли психологии, психика животных: состояния и свойства психики, процессы ее протекания и проявления, а также общение животных между собой и общение животного с человеком, обучаемость и приспособляемость животных к окружающему миру.

     Самое главное на современной этапе  развития психологии можно выделить то, что предмет психологических  исследований расширяется и рассматривается  с различных позиций, не отклоняясь в узконаправленность одной теоретической концепции или психологической школы. Невозможно рассматривать психику только как проявление поступков, действий, сужать ее до процесса стимул-реакция, как это произошло в теориях, изучающих в качестве предмета психологии поведение.

     Также невозможно отрицать бессознательные процессы, формирующие личность в процессе всего развития человека, как это произошло в концепциях, изучающих только сознание как предмет психологии.

     Психика, проявляющая себя ежедневно, ежечасно в деятельности человека как процесс и результат этой деятельности невозможно рассматривать отдельно от сознания, поведения и бессознательных психических проявлений.

     Таким образом, на современном этапе развития психологии интеграция различных психологических  концепций и школ является единственно верным и правильным направлением для дальнейшего существования психологии как науки. Наука всегда должна отвечать потребностям общества, давать возможность обществу прогрессировать и улучшать условия существования общества. Психология может стать цементирующей основой всех остальных областей научного знания, а для этого предметом научной психологии должна быть психика во всех своих проявлениях, сферах и процессах. 

 

      Список использованной литературы 

1. Введение в  психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.

2. Гиппенрейтер  Ю.Б. Введение в общую психологию, 2002. [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.koob.ru

3. Годфруа Ж.  Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 496 с., ил.

4. Маклаков А.Г.  Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник  нового века»).

5. Марцинковская  Т.Д. История психологии: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. –  4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.

6. Морозов. А.В.  Основы психологии. [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.koob.ru

7. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. – Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.

8. Психология человека от рождения до смерти. / Под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).

9. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.koob.ru

10. Солсо Р. Когнитивная психология. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 589 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

11. Сорокун П.А.  Общая психология. – Псков: ПГПИ, 2003. – 312 с.

12. Ярошевский  М.Г. История психологии от  античности до середины ХХ  в. Учебное пособие. – М., 1996. – 416 с. 


Информация о работе История становления предмета психологии