Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 14:43, курсовая работа
Целью данной работы является исследование зависимости стратегий поведения в конфликтных ситуациях от самооценки в подростковом возрасте.
Объект межличностные отношения, личностные особенности.
Предмет зависимость стратегий поведения в конфликтных ситуациях от самооценки в подростковом возрасте.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Конфликт и его особенности
§1.1. Понятие конфликта, стратегии поведения в конфликтных ситуациях……...6
§1.2. Особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях…………...13
Выводы………………………………………………………………………………...19
Глава 2. Самооценка
§2.1. Определение самооценки, структура самооценки…………………………...20
§2.2. Формирование самооценки в подростковом возрасте……………………….26
Выводы………………………………………………………………………………...31
Глава 3. Практическая часть
§3.1. Обоснование выбора методик…………………………………………………32
§3.2. Проведение исследования……………………………………………………..36
§3.3. Анализ полученных результатов……………………………………………...41
Выводы………………………………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………………………44
Литература…………………………………………………………………………….45
Из представленных выше данных можно сделать
вывод, что для подростков с низкой самооценкой
характерен отказ от такой стратегии поведения
в конфликтных ситуациях как соперничество,
а первое место по выборам занимает приспособление,
второе – сотрудничество.
У лиц с высокой самооценкой доминирует
соперничество как форма поведения в конфликтных
ситуациях, далее по количеству выборов
следует компромисс. Менее же всего для
таких подростков характерно избегание
и сотрудничество.
Также можно отметить, что у подростков
с низкой самооценкой достаточно высокий
уровень зависимости, как тенденции к
принятию групповых стандартов и ценностей,
и, наоборот, у испытуемых с высокой самооценкой
выше уровень независимости.
Все выше сказанное свидетельствует о
том, что уровень самооценки влияет на
поведение личности в конфликтных ситуациях
и в группе.
Но для подтверждения поставленной гипотезы
и большей достоверности используем метод
ранговой корреляции Спирмена.
Сначала определим силу корреляционной
связи между уровнем самооценки и выборами
стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Возьмем 5 человек с высокой самооценкой
и 5 человек с низкой самооценкой. Сформулируем
гипотезы.
Корреляция между выбором поведения
в конфликтной ситуации и уровнем самооценки
не отличается от 0.
Корреляция между поведения в конфликтной
ситуации и уровнем самооценки достоверно
отличается от 0.
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Так как есть два одинаковых ранга, то
нужно делать поправку. Рассчитываем коэффициент
ранговой корреляции
по формуле:
В результате расчетов получилось:
. По таблице определяем критические
значения
для
=5.
Строим ось значимости.
Таким образом,
попадает в зону неопределенности.
Следовательно, гипотеза
отклоняется, а гипотеза
принимается на 1% уровне значимости,
то есть корреляция между выбором поведения
в конфликтной ситуации и уровнем самооценки
отличается от 0.
Теперь определим силу корреляционной
связи между уровнем самооценки и выбором
поведения в группе с помощью метода ранговой
корреляции Спирмена. Здесь также мы берем
для сравнения 5 человек с высокой самооценкой
и 5 человек с низкой самооценкой.
Гипотезы:
Корреляция между выбором поведения
в группе и уровнем самооценки не отличается
от 0.
Корреляция между выбором поведения
в группе и уровнем самооценки достоверно
отличается от 0.
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице присутствуют два одинаковых
ранга, поэтому будем делать поправку.
Коэффициент ранговой корреляции
подсчитываем по следующей формуле:
В результате расчетов получили
= 0,2904. По таблице находим критические
значения
для
=6.
Строим ось значимости.
В итоге
попадает в зону неопределенности,
следовательно,
отклоняется, а
принимается на 1% уровне значимости.
Таким образом, корреляция между выбором
поведения в группе и уровнем самооценки
достоверно отличается от 0.
Исходя из выше изложенного, можно говорить
о том, что поставленная в начале работы
гипотеза достоверно подтвердилась на
1% уровне значимости. То есть, выбор стратегий
поведения в конфликтных ситуациях у подростков
зависит от уровня самооценки.
§ 3.3. Анализ полученных результатов
В результате исследования было выяснено,
что зависимость стратегий поведения
в конфликтной ситуации и поведения в
группе от уровня самооценки действительно
присутствует.
Так мной было выявлено, что подростки
с высокой самооценкой чаще выбирают такой
стиль поведения в конфликтных ситуациях,
как соперничество и компромисс, а избегание
и сотрудничество выбирают достаточно
редко.
Подростки с низкой самооценкой больше
отдают предпочтение таким стратегиям:
приспособление, сотрудничество. При этом
ими очень малое количество выборов отдано
соперничеству, как форме поведения в
конфликтах.
Практически не отличаются показатели
у подростков с низкой и высокой самооценкой
по таким тенденциям поведения в группе,
как избегание «борьбы», принятие «борьбы»,
общительность. Но различия между значениями
тенденций поведения в группе, как то зависимость
и независимость, уже достаточны, чтобы
говорить о расположенности лиц с высокой
самооценкой к независимости, как к стремлению
не принимать групповые стандарты, а лиц
с низкой самооценкой – к зависимости.
Таким образом, подростки с высокой самооценкой
чаще борются за свои интересы, упорно
отстаивают свои взгляды, проявляют решительность
и самостоятельность. Это личности с бойцовскими
качествами, которые противопоставляют
себя лидеру и социуму в целом. Они независимы
в своих поступках и уверены, что ведут
себя верно. В результате подростки нередко
сталкиваются с противодействиями окружающих,
отвергающих его претензии, озлобляются,
проявляют подозрительность, мнительность,
агрессию, создающих широкую зону конфликтов.
В отличие от них подростки с низкой самооценкой
жертвуют своими интересами в пользу соперника,
недооценивая свои собственные, при таком
поведении приоритет отдается межличностным
отношениям. Это достаточно конформные
подростки, которые легко подчиняются
социальным правилам и нормам. Их характеризует
покорность чужой воле, безропотность
при выполнении приказов, нерешительность.
Люди с пониженной самооценкой в своей
работе избегают соревнования, поскольку,
поставив себе цель, они не надеются на
успех.
При этом они часто используют стратегию
сотрудничества при разрешении конфликтов,
которое строится на основе баланса интересов,
и на признании ценности межличностных
отношений. То есть, подростки с низкой
самооценкой способны конструктивно разрешать
спорные вопросы.
А научно уже доказано, что решение конструктивных
конфликтов ведет к дальнейшему развитию
личности, а избегание конфликтов – застою
в развитии. Таким образом, при значительных
отклонениях самооценки от адекватной
у человека нарушается душевное равновесие
и меняется весь стиль поведения.
На основе всего ранее сказанного можно
говорить о важности коррекции самооценки
на ранних этапах развития и формирования
личности.
Для человека очень важно иметь именно
нормальную самооценку, чтобы адекватно
оценивать себя, свои возможности и способности,
достоинства и недостатки, чтобы адекватно
планировать свою деятельность и строить
отношения с людьми.
Выводы по третьей главе
В ходе проведенного нами исследования
была полностью подтверждена в теоретическом
и практическом аспекте гипотеза о том,
что выбор стратегий поведения в конфликтных
ситуациях у подростков зависит от уровня
самооценки.
На основе исследования проведенного
с помощью методик: Q - сортировка, тест
описания поведения К. Томаса, методика
измерения уровня самооценки описанная
С.А. Будасси, были выявлены различия в
показателях у подростков с низкой и высокой
самооценкой.
Так, подростки с низкой самооценкой используют
стратегии поведения в конфликтных ситуациях
– приспособление и сотрудничество, а
поведение в группе характеризуется, такой
тенденцией, как зависимость.
Подростки с высокой самооценкой применяют
данные стратегии поведения в конфликтных
ситуациях: соперничество, компромисс.
Поведение в группе характеризуется тенденцией
независимости.
Заключение
В ходе данной работы, теоретически и экспериментально
была доказана гипотеза, что выбор стратегий
поведения в конфликтных ситуациях у подростков
зависит от уровня самооценки.
Задачи, поставленные в начале работы,
выполнены: проанализированы теоретические
и экспериментальные работы по теме «Уровень
самооценки у подростков и ее влияние
на конфликтное поведение», проведено
исследование на выявление взаимосвязи
между самооценкой и стратегиями конфликтного
поведения у подростков, обработаны полученные
результаты эксперимента, сделаны выводы.
Также цель: исследование зависимости
стратегий поведения в конфликтных ситуациях
от самооценки в подростковом возрасте,
достигнута.
Можно добавить, что тема данной работы
актуальна не только для учителей, школьных
психологов, родителей, но и в целом для
сегодняшнего изменяющегося общества,
которое всегда ставило себе целью развитие
личности, способной к саморазвитию и
самопознанию.
Но сам процесс самопознания человека,
в котором формируется самооценка и развивается
способность к оцениванию вообще, чрезвычайно
сложен и не однозначен. Поэтому проведение
исследований в этой области, области
конфликтного поведения и самооценки
в подростковом возрасте, будет способствовать
дальнейшему изучению подростничества.
Литература
1. Богомолова Н.Н., Бодалев А.А. Основа социально-психологической
теории. / Под ред. Бодалева А.А., Сухова
А.Н. - М.: Международная педагогическая
академия, 1995.
2. «Возрастная психология и педагогика»,
под редакцией М.В.Гомезо. – М., «Просвещение»,
1984.
3. Грановская Р.М. Элементы практической
психологии. - Л.: Издательство Ленинградского
Университета. 1988.
4. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика,
2000.
5. Емельянов С. Практикум по конфликтологии.
– СПб.: Питер, 2003.
6. Кле Мишель Психология подростка. Педагогика,
1991.
7. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию.
– М.: Туманит, 2001.
8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.:
Просвещение, 1989.
9. Кон И.С. Какими они себя видят. – М.: Знание,
1975.
10. Крейг Г. Психология развития. - СПб.:
Питер, 2000.
11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная
психология. – М.: ТЦ Сфера, при участии
Юрайт, 2003.
12. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.:
Питер, 1999.
13. Общая психология. / Под ред. Петровского
А.В. - М.: Просвещение, 1986.
14. Петровский А.В. Личность. Деятельность.
Коллектив.
15. Психология современного подростка.
/ Под ред. Фельдштейна. – М.: Педагогика,
1987.
16. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная
педагогическая психология. - СПб.: Питер,
1999.
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов
н/Д. Издательство Феникс, 1997.