Исследование зависимости стратегий поведения в конфликтных ситуациях от самооценки в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование зависимости стратегий поведения в конфликтных ситуациях от самооценки в подростковом возрасте.

Объект межличностные отношения, личностные особенности.

Предмет зависимость стратегий поведения в конфликтных ситуациях от самооценки в подростковом возрасте.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Конфликт и его особенности

§1.1. Понятие конфликта, стратегии поведения в конфликтных ситуациях……...6

§1.2. Особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях…………...13

Выводы………………………………………………………………………………...19

Глава 2. Самооценка

§2.1. Определение самооценки, структура самооценки…………………………...20

§2.2. Формирование самооценки в подростковом возрасте……………………….26

Выводы………………………………………………………………………………...31

Глава 3. Практическая часть

§3.1. Обоснование выбора методик…………………………………………………32

§3.2. Проведение исследования……………………………………………………..36

§3.3. Анализ полученных результатов……………………………………………...41

Выводы………………………………………………………………………………...43

Заключение……………………………………………………………………………44

Литература…………………………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

конфликт.docx

— 85.31 Кб (Скачать)




 
 
 
Из представленных выше данных можно сделать вывод, что для подростков с низкой самооценкой характерен отказ от такой стратегии поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, а первое место по выборам занимает приспособление, второе – сотрудничество. 
 
У лиц с высокой самооценкой доминирует соперничество как форма поведения в конфликтных ситуациях, далее по количеству выборов следует компромисс. Менее же всего для таких подростков характерно избегание и сотрудничество.  
 
Также можно отметить, что у подростков с низкой самооценкой достаточно высокий уровень зависимости, как тенденции к принятию групповых стандартов и ценностей, и, наоборот, у испытуемых с высокой самооценкой выше уровень независимости. 
 
Все выше сказанное свидетельствует о том, что уровень самооценки влияет на поведение личности в конфликтных ситуациях и в группе. 
 
Но для подтверждения поставленной гипотезы и большей достоверности используем метод ранговой корреляции Спирмена. 
 
Сначала определим силу корреляционной связи между уровнем самооценки и выборами стратегий поведения в конфликтных ситуациях. 
 
Возьмем 5 человек с высокой самооценкой и 5 человек с низкой самооценкой. Сформулируем гипотезы. 
 
 Корреляция между выбором поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки не отличается от 0. 
 
 Корреляция между поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки  достоверно отличается от 0.

 
Стратегии поведения в конфликтах

 
С низкой самооценкой

 
С высокой самооценкой

 
Разница рангов,

 

 
количество

 
Ранг

 
количество

 
ранг

 
1. соперничество

 
40

 
5

 
8

 
1

 
4

 
16

 
2.сотрудничество

 
22

 
1,5

 
40

 
4

 
-2,5

 
6,25

 
3. компромисс

 
34

 
4

 
33

 
3

 
1

 
1

 
4. избегание

 
22

 
1,5

 
24

 
2

 
-0,5

 
0,25

 
5.приспособление

 
32

 
3

 
45

 
5

 
-2

 
4

 
Суммы

 

 
15

 

 
15

 
0

 
27,5


 
 
 
Так как есть два одинаковых ранга, то нужно делать поправку. Рассчитываем коэффициент ранговой корреляции  по формуле: 
 
 
 
В результате расчетов получилось: . По таблице определяем критические значения  для =5. 
 
 
 
Строим ось значимости. 
 
 
 
 
 
Таким образом,  попадает в зону неопределенности. Следовательно, гипотеза  отклоняется, а гипотеза  принимается на 1% уровне значимости, то есть корреляция между выбором поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки отличается от 0. 
 
Теперь определим силу корреляционной связи между уровнем самооценки и выбором поведения в группе с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Здесь также мы берем для сравнения 5 человек с высокой самооценкой и 5 человек с низкой самооценкой. 
 
Гипотезы: 
 
 Корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки не отличается от 0. 
 
  Корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки достоверно отличается от 0.

 
Поведение в группе

 
С высокой самооценкой

 
С низкой самооценкой

 
Разность рангов,

 
    
 

 
Количество

 
Ранг

 
Количество

 
Ранг

 
1.зависимость

 
49

 
3

 
66

 
6

 
-3

 
9

 
2.независимость

 
54

 
4,5

 
34

 
1

 
3,5

 
12,25

 
3.общительность

 
67

 
6

 
64

 
5

 
1

 
1

 
4.необщительность

 
33

 
1

 
36

 
2

 
-1

 
1

 
5.борьба

 
46

 
2

 
48

 
3

 
-1

 
1

 
6.избегание

 
54

 
4,5

 
55

 
4

 
0,5

 
0,25

 
Суммы

 

 
21

 

 
21

 
0

 
24,75


 
 
 
В таблице присутствуют два одинаковых ранга, поэтому будем делать поправку. Коэффициент ранговой корреляции подсчитываем по следующей формуле: 
 
 
В результате расчетов получили = 0,2904. По таблице находим критические значения  для =6. 
 
 
 
Строим ось значимости. 
 
 
 
В итоге  попадает в зону неопределенности, следовательно,  отклоняется, а  принимается на 1% уровне значимости. Таким образом, корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки достоверно отличается от 0. 
 
Исходя из выше изложенного, можно говорить о том, что поставленная в начале работы гипотеза достоверно подтвердилась на 1% уровне значимости. То есть, выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков зависит от уровня самооценки. 
§ 3.3. Анализ полученных результатов 
В результате исследования было выяснено, что зависимость стратегий поведения в конфликтной ситуации и поведения в группе от уровня самооценки действительно присутствует. 
 
Так мной было выявлено, что подростки с высокой самооценкой чаще выбирают такой стиль поведения в конфликтных ситуациях, как соперничество и компромисс, а избегание и сотрудничество выбирают достаточно редко. 
 
Подростки с низкой самооценкой больше отдают предпочтение таким стратегиям: приспособление, сотрудничество. При этом ими очень малое количество выборов отдано соперничеству, как форме поведения в конфликтах.  
 
Практически не отличаются показатели у подростков с низкой и высокой самооценкой по таким тенденциям поведения в группе, как избегание «борьбы», принятие «борьбы», общительность. Но различия между значениями тенденций поведения в группе, как то зависимость и независимость, уже достаточны, чтобы говорить о расположенности лиц с высокой самооценкой к независимости, как к стремлению не принимать групповые стандарты, а лиц с низкой самооценкой – к зависимости. 
 
Таким образом, подростки с высокой самооценкой чаще борются за свои интересы, упорно отстаивают свои взгляды, проявляют решительность и самостоятельность. Это личности с бойцовскими качествами, которые противопоставляют себя лидеру и социуму в целом. Они независимы в своих поступках и уверены, что ведут себя верно. В результате подростки нередко сталкиваются с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляются, проявляют подозрительность, мнительность, агрессию, создающих широкую зону конфликтов. 
 
В отличие от них подростки с низкой самооценкой жертвуют своими интересами в пользу соперника, недооценивая свои собственные, при таком поведении приоритет отдается межличностным отношениям. Это достаточно конформные подростки, которые легко подчиняются социальным правилам и нормам. Их характеризует покорность чужой воле, безропотность при выполнении приказов, нерешительность. Люди с пониженной самооценкой в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех. 
 
При этом они часто используют стратегию сотрудничества при разрешении конфликтов, которое строится на основе баланса интересов, и на признании ценности межличностных отношений. То есть, подростки с низкой самооценкой способны конструктивно разрешать спорные вопросы. 
 
А научно уже доказано, что решение конструктивных конфликтов ведет к дальнейшему развитию личности, а избегание конфликтов – застою в развитии. Таким образом, при значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. 
 
На основе всего ранее сказанного можно говорить о важности коррекции самооценки на ранних этапах развития и формирования личности. 
 
Для человека очень важно иметь именно нормальную самооценку, чтобы адекватно оценивать себя, свои возможности и способности, достоинства и недостатки, чтобы адекватно планировать свою деятельность и строить отношения с людьми. 
Выводы по третьей главе 
В ходе проведенного нами исследования была полностью подтверждена в теоретическом и практическом аспекте гипотеза о том, что выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков зависит от уровня самооценки. 
 
На основе исследования проведенного с помощью методик: Q - сортировка, тест описания поведения К. Томаса, методика измерения уровня самооценки описанная С.А. Будасси, были выявлены различия в показателях у подростков с низкой и высокой самооценкой. 
 
Так, подростки с низкой самооценкой используют стратегии поведения в конфликтных ситуациях – приспособление и сотрудничество, а поведение в группе характеризуется, такой тенденцией, как зависимость. 
 
Подростки с высокой самооценкой применяют данные стратегии поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, компромисс. Поведение в группе характеризуется тенденцией независимости. 
Заключение 
В ходе данной работы, теоретически и экспериментально была доказана гипотеза, что выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков зависит от уровня самооценки.  
 
Задачи, поставленные в начале работы, выполнены: проанализированы теоретические и экспериментальные работы по теме «Уровень самооценки у подростков и ее влияние на конфликтное поведение», проведено исследование на выявление взаимосвязи между самооценкой и стратегиями конфликтного поведения у подростков, обработаны полученные результаты эксперимента, сделаны выводы.  
 
Также цель: исследование зависимости стратегий поведения в конфликтных ситуациях от самооценки в подростковом возрасте, достигнута. 
 
Можно добавить, что тема данной работы актуальна не только для учителей, школьных психологов, родителей, но и в целом для сегодняшнего изменяющегося общества, которое всегда ставило себе целью развитие личности, способной к саморазвитию и самопознанию. 
 
Но сам процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, чрезвычайно сложен и не однозначен. Поэтому проведение исследований в этой области, области конфликтного поведения и самооценки в подростковом возрасте, будет способствовать дальнейшему изучению подростничества. 
Литература 
1.     Богомолова Н.Н., Бодалев А.А. Основа социально-психологической теории. / Под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. 
 
2.     «Возрастная психология и педагогика», под редакцией М.В.Гомезо. – М., «Просвещение», 1984. 
 
3.     Грановская Р.М. Элементы практической психологии. -  Л.: Издательство Ленинградского Университета. 1988. 
 
4.     Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика, 2000. 
 
5.     Емельянов С. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2003. 
 
6.     Кле Мишель Психология подростка. Педагогика, 1991. 
 
7.     Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Туманит, 2001. 
 
8.     Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. 
 
9.     Кон И.С. Какими они себя видят. – М.: Знание, 1975. 
 
10.  Крейг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. 
 
11.  Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. 
 
12.  Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999. 
 
13.  Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986. 
 
14.  Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.  
 
15.  Психология современного подростка. / Под ред. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987. 
 
16.  Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. 
 
17.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство Феникс, 1997.


Информация о работе Исследование зависимости стратегий поведения в конфликтных ситуациях от самооценки в подростковом возрасте