Исследование различий функционирования семейных систем с усыновленным ребенком при помощи методики FACES-2

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:52, творческая работа

Краткое описание

Методика представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д.Олсон, Д. Портнер и И.Лави.
Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).
В России методика была использована Н.Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М.Ю. Городновой и С.Б. Ваисова 90 семей подростков с героиновой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).

Файлы: 1 файл

faces.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

 

Общие выводы:

Учитывая приведенный выше анализ двух семейных систем, сделаем выводы относительно их отличительных характеристик.

Как уже было сказано, в семье Д превалирует представление о разрозненности членов семьи и даже их разделенности [1].

В идеальной модели делается акцент на желательности большей эмоциональной близости (кроме дочери), а также большей свободы самовыражения, что, учитывая умеренный уровень нынешних отношений по данной категории, может быть непродуктивно и даже опасно.

В семье З представления о нынешних отношениях в семье определяются умеренной сплоченностью и адаптивностью, в идеальном плане родители, по всей видимости, хотели бы иметь большую эмоциональную близость, однако, учитывая жизненный этап развития семьи, изменяют свои притязания с учетом необходимости сохранения гармоничных отношений в семейной системе.

Таким образом, можно заключить в целом меньшую благополучность в функционировании семьи, включающей ребенка от первого брака, предположительно, за счет необходимости выстраивания более сложной системы взаимоотношений в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Бланк опросника:

Ф.И.О._____________________________________________________________

Возраст__________ Дата________________________

Прочитайте написанные в таблице высказывания и оцените представленные варианты ответов.

Обычно в нашей семье:

Утверждение

1

почти никогда

2

редко

3

иногда

4

часто

5

почти всегда

1.  Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью

 

 

 

 

 

2.  При решении проблем учитываются предложения ребенка

 

 

 

 

 

3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи

 

 

 

 

 

4.При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка

 

 

 

 

 

5. Нам нравится делать что-то всей семьей

 

 

 

 

 

6. В нашей семье лидер (т. е. главный человек) может меняться

 

 

 

 

 

7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем
с посторонними

 

 

 

 

 

8. Способы выполнения различных дел в нашей семье
могут изменяться

 

 

 

 

 

9. Члены нашей семьи любят проводить свободное
время вместе

 

 

 

 

 

10.Наказания обсуждаются родителями вместе с
детьми

 

 

 

 

 

11.Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень
близкие друг другу люди

 

 

 

 

 

12.В нашей семье дети могут принимать  самостоятельные  решения

 

 

 

 

 

13.Когда семья собирается куда-то вместе, никто из
нас этого не пропускает

 

 

 

 

 

14.Правила в нашей семье могут изменяться

 

 

 

 

 

15.Нам легко представить себе, куда можно
направиться всей семьей

 

 

 

 

 

16.Домашние обязанности могут переходить от
одного члена семьи к другому

 

 

 

 

 

17.Мы советуемся друг с другом при принятии решений

 

 

 

 

 

18.Мы точно знаем, кто у нас в семье самый главный

 

 

 

 

 

19.Единство очень важно для нашей семьи

 

 

 

 

 

20.Мы всегда знаем, какие обязанности в домашнем
хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

 

 

 

 

 

А теперь, пожалуйста, опишите самую хорошую семью, о которой вы мечтаете

Утверждение

1

почти никогда

2

редко

3

иногда

4

часто

5

почти всегда

1.Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью

 

 

 

 

 

2.При решении проблем учитываются предложения ребенка

 

 

 

 

 

3.Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи

 

 

 

 

 

4.При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка

 

 

 

 

 

5.Нам нравится делать что-то всей семьей

 

 

 

 

 

6.В нашей семье лидер (т.е. главный человек может меняться)

 

 

 

 

 

7.Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем
с посторонними

 

 

 

 

 

8.Способы выполнения различных дел в нашей семье
могут изменяться

 

 

 

 

 

9.Члены нашей семьи любят проводить свободное
время вместе

 

 

 

 

 

10.Наказания обсуждаются родителями вместе с
детьми

 

 

 

 

 

11.Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень
близкие друг другу люди

 

 

 

 

 

12.В нашей семье дети могут принимать  самостоятельные  решения

 

 

 

 

 

13.Когда семья собирается куда-то вместе, никто из
нас этого не пропускает

 

 

 

 

 

14.Правила в нашей семье могут изменяться

 

 

 

 

 

15.Нам легко представить себе, куда можно
направиться всей семьей

 

 

 

 

 

16.Домашние обязанности могут переходить от
одного члена семьи к другому

 

 

 

 

 

17.Мы советуемся друг с другом при принятии решений

 

 

 

 

 

18.Мы точно знаем, кто у нас в семье самый главный

 

 

 

 

 

18.Единство очень важно для нашей семьи

 

 

 

 

 

20.Мы всегда знаем, какие обязанности в домашнем
хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи

Сплоченность

Границы

Гибкость

Границы

Разобщенная

10-29

Ригидная

10-19

Разделенная

30-38

Структурированная

20-25

Объединенная

39-46

Гибкая

26-30

Запутанная

47-50

Хаотичная

31-50

 

 



[1] принципиально иные результаты показала дочь, восьмилетняя ЕД, но, учитывая возраст испытуемой, необходимо исследовать особенности родительского к ней отношения в рамках семейной системы. Предварительно можно заключить, что девочке не хватает возможности проявить свою самостоятельность, возможна гиперопека со стороны родителей.


Информация о работе Исследование различий функционирования семейных систем с усыновленным ребенком при помощи методики FACES-2