Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:52, творческая работа
Методика представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д.Олсон, Д. Портнер и И.Лави.
Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).
В России методика была использована Н.Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М.Ю. Городновой и С.Б. Ваисова 90 семей подростков с героиновой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).
Общие выводы:
Учитывая приведенный выше анализ двух семейных систем, сделаем выводы относительно их отличительных характеристик.
Как уже было сказано, в семье Д превалирует представление о разрозненности членов семьи и даже их разделенности [1].
В идеальной модели делается акцент на желательности большей эмоциональной близости (кроме дочери), а также большей свободы самовыражения, что, учитывая умеренный уровень нынешних отношений по данной категории, может быть непродуктивно и даже опасно.
В семье З представления о нынешних отношениях в семье определяются умеренной сплоченностью и адаптивностью, в идеальном плане родители, по всей видимости, хотели бы иметь большую эмоциональную близость, однако, учитывая жизненный этап развития семьи, изменяют свои притязания с учетом необходимости сохранения гармоничных отношений в семейной системе.
Таким образом, можно заключить в целом меньшую благополучность в функционировании семьи, включающей ребенка от первого брака, предположительно, за счет необходимости выстраивания более сложной системы взаимоотношений в семье.
Приложение.
Бланк опросника:
Ф.И.О.________________________
Возраст__________ Дата________________________
Прочитайте написанные в таблице высказывания и оцените представленные варианты ответов.
Обычно в нашей семье:
Утверждение | 1 почти никогда | 2 редко | 3 иногда | 4 часто | 5 почти всегда |
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью |
|
|
|
|
|
2. При решении проблем учитываются предложения ребенка |
|
|
|
|
|
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи |
|
|
|
|
|
4.При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка |
|
|
|
|
|
5. Нам нравится делать что-то всей семьей |
|
|
|
|
|
6. В нашей семье лидер (т. е. главный человек) может меняться |
|
|
|
|
|
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем |
|
|
|
|
|
8. Способы выполнения различных дел в нашей семье |
|
|
|
|
|
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное |
|
|
|
|
|
10.Наказания обсуждаются родителями вместе с |
|
|
|
|
|
11.Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень |
|
|
|
|
|
12.В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения |
|
|
|
|
|
13.Когда семья собирается куда-то вместе, никто из |
|
|
|
|
|
14.Правила в нашей семье могут изменяться |
|
|
|
|
|
15.Нам легко представить себе, куда можно |
|
|
|
|
|
16.Домашние обязанности могут переходить от |
|
|
|
|
|
17.Мы советуемся друг с другом при принятии решений |
|
|
|
|
|
18.Мы точно знаем, кто у нас в семье самый главный |
|
|
|
|
|
19.Единство очень важно для нашей семьи |
|
|
|
|
|
20.Мы всегда знаем, какие обязанности в домашнем |
|
|
|
|
|
А теперь, пожалуйста, опишите самую хорошую семью, о которой вы мечтаете
Утверждение | 1 почти никогда | 2 редко | 3 иногда | 4 часто | 5 почти всегда |
1.Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью |
|
|
|
|
|
2.При решении проблем учитываются предложения ребенка |
|
|
|
|
|
3.Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи |
|
|
|
|
|
4.При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка |
|
|
|
|
|
5.Нам нравится делать что-то всей семьей |
|
|
|
|
|
6.В нашей семье лидер (т.е. главный человек может меняться) |
|
|
|
|
|
7.Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем |
|
|
|
|
|
8.Способы выполнения различных дел в нашей семье |
|
|
|
|
|
9.Члены нашей семьи любят проводить свободное |
|
|
|
|
|
10.Наказания обсуждаются родителями вместе с |
|
|
|
|
|
11.Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень |
|
|
|
|
|
12.В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения |
|
|
|
|
|
13.Когда семья собирается куда-то вместе, никто из |
|
|
|
|
|
14.Правила в нашей семье могут изменяться |
|
|
|
|
|
15.Нам легко представить себе, куда можно |
|
|
|
|
|
16.Домашние обязанности могут переходить от |
|
|
|
|
|
17.Мы советуемся друг с другом при принятии решений |
|
|
|
|
|
18.Мы точно знаем, кто у нас в семье самый главный |
|
|
|
|
|
18.Единство очень важно для нашей семьи |
|
|
|
|
|
20.Мы всегда знаем, какие обязанности в домашнем |
|
|
|
|
|
Сплоченность | Границы | Гибкость | Границы |
Разобщенная | 10-29 | Ригидная | 10-19 |
Разделенная | 30-38 | Структурированная | 20-25 |
Объединенная | 39-46 | Гибкая | 26-30 |
Запутанная | 47-50 | Хаотичная | 31-50 |
[1] принципиально иные результаты показала дочь, восьмилетняя ЕД, но, учитывая возраст испытуемой, необходимо исследовать особенности родительского к ней отношения в рамках семейной системы. Предварительно можно заключить, что девочке не хватает возможности проявить свою самостоятельность, возможна гиперопека со стороны родителей.