Исследование различий функционирования семейных систем с усыновленным ребенком при помощи методики FACES-2

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:52, творческая работа

Краткое описание

Методика представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д.Олсон, Д. Портнер и И.Лави.
Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).
В России методика была использована Н.Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М.Ю. Городновой и С.Б. Ваисова 90 семей подростков с героиновой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).

Файлы: 1 файл

faces.doc

— 336.00 Кб (Скачать)


Московский педагогический государственный университет

 

 

 

 

 

 

Исследование различий функционирования семейных систем с усыновленным ребенком при помощи методики FACES-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Москва 2011.

Описание методики

Методика представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д.Олсон,  Д. Портнер и И.Лави.
Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).
В России методика была использована Н.Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М.Ю. Городновой и С.Б. Ваисова 90 семей подростков с героиновой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).
В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д. X. Олсона. Эта модель включает в себя два важнейших параметра семейного поведения: сплоченность и адаптация.
FACES-2 является вторым вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в «циркулярной модели», — семейной сплоченности и семейной адаптации.

Согласно диагностической модели Д.Олсона, включающей эти 2 критерия, можно выделить 16 типов семейных систем. Из них 4 являются сбалансированными или функциональными, 8  – среднесбалансированными или полуфункциональными и 4 крайних типа – несбалансированными или дисфункциональными.

К функциональному типу семьи относятся (умеренные по обоим уровням и называются сбалансированными):

1. Раздельная и структурированная
2.Раздельная и гибкая
3. Объединенная и структурированная
4.Объединенная и гибкая

К полуфункциональному (средние (среднесбалансированные)) :

1. Разобщенная и структурированная
2.Разобщенная и гибкая
3. Запутанная и структурированная
4.Запутанная и  гибкая
5. Ригидная и раздельная
6. Ригидная и объединенная
7. Хаотичная и раздельная
8. Хаотичная и объединенная

К дисфункциональному (экстремальные, или несбалансированные) :


1.Разобщенная и ригидная

2.Разобщенная и хаотичная
3.Запутанная и ригидная
4.Запутанная и хаотичная

Опросник сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности существующей семейной системой.
«Идеал» дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в исследовании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой.
Опросник могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет.
В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникации.
Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы.
В рамках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы психокоррекционной работы.
Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи.
Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла.
В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кризиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрессоров).
В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации.
Проблемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в состоянии хаоса надолго.

Исследование.
С помощь описанной выше методики были опрошены 2 семьи: семья Д и семья З.

Первая из них включает мужа (Д С В, 40 лет), жену  ДАГ, 40 лет), ее сына от первого брака (РТА, 19 лет) и дочери ДСВ и ДАГ, ДЕ, 8 лет.

Вторая семья состоит из мужа (ЗЮВ, 59 лет),  жены (ЗВВ, 62 года) и их дочери (ЗНЮ, 18 лет).

 

Цель исследования: выявить различия в восприятии и оценке своей семьи (с позиции: «семья, какой я ее вижу» и «семья, какой бы я ее хотел видеть») в семье

а) с одним родным и одним усыновленным ребенком (по отношению к мужу и отцу семьи);

б) в семье с одним родным ребенком по параметрам :

- Семейная сплочённость;

- Семейная адаптация.

 

Семейная сплочённость

Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от друга.

Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых».

В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности — от экстремально низкого до экстремально высокого.
Они получили следующие названия:
- разобщенный;
- разделенный;
- связанный;
- сцепленный.

Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности считают, что именно сбалансированные уровни — показатель успешности функционирования системы.
Для семейной сплоченности такими уровнями являются разделенный и связанный.
Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблемные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.

Семейная адаптация

Семейная адаптация - характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров.
Для диагностики адаптации используются следующие параметры: «лидерство», «контроль», «дисциплина», «правила и роли в семье».

В циркулярной модели диагностируют четыре уровня семейной адаптации:
- ригидный;
- структурированный;
- гибкий;
- хаотичный.

Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни — показатель успешности функционирования системы.
Для семейной адаптации такими уровнями являются — структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблемные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.

Общей гипотезой исследования можно считать предположение о меньшей благополучности в функционировании семьи, включающей усыновленного ребенка, предположительно, за счет необходимости выстраивания более сложной системы взаимоотношений в семье.

 

 

      Семья Д

ДАГ, 40 лет

Шкала.

Номера утверждений

Диагностические параметры

Обычно в нашей семье

семья, о которой мечтаете

Семейная сплоченность.

1,19,11

Эмоциональная связь.

10

15

 

5,7

Семейные границы

7

10

 

17

Принятие решений

4

5

 

9

Совместное времы

3

5

 

3

Общие друзья

3

5

 

13, 15

Интересы и отдых

6

5

Общая сумма

33

45

Гибкость

( семейная адаптация)

6,8

Лидерство

4

10

 

2,12

Контроль

5

10

 

4,10

Дисциплина в семье

5

10

 

8,16,20

Семейные роли

 

11

13

 

14

Семейные правила.

2

3

Общая сумма

27

46

 

 

 

Оценка реальной семьи:

Разделенная

гибкая

Идеальной:

 

Объединенная

 

хаотичная

 

 

ДСВ, 40 лет

Шкала.

Номера утверждений

Диагностические параметры

Обычно в нашей семье

семья, о которой мечтаете

Семейная сплоченность.

1,19,11

Эмоциональная связь.

9

13

 

5,7

Семейные границы

6

8

 

17

Принятие решений

3

5

 

9

Совместное время

2

4

 

3

Общие друзья

3

4

 

13, 15

Интересы и отдых

4

10

Общая сумма

27

44

Гибкость

( семейная адаптация)

6,8

Лидерство

5

4

 

2,12

Контроль

4

6

 

4,10

Дисциплина в семье

4

6

 

8,16,20

Семейные роли

8

11

 

14

Семейные правила.

2

2

Общая сумма

23

29

 

Оценка реальной семьи:

Разобщенная

структурированная

Идеальной:

Объединенная,

гибкая

 

РТА, 19 лет

Шкала.

Номера утверждений

Диагностические параметры

Обычно в нашей семье

семья, о которой мечтаете

Семейная сплоченность.

1,19,11

Эмоциональная связь.

3

12

 

5,7

Семейные границы

4

8

 

17

Принятие решений

1

4

 

9

Совместное время

2

4

 

3

Общие друзья

3

5

 

13, 15

Интересы и отдых

5

8

Общая сумма

18

41

Гибкость

( семейная адаптация)

6,8

Лидерство

4

6

 

2,12

Контроль

4

9

 

4,10

Дисциплина в семье

3

6

 

8,16,20

Семейные роли

10

10

 

14

Семейные правила.

2

2

Общая сумма

23

33

Информация о работе Исследование различий функционирования семейных систем с усыновленным ребенком при помощи методики FACES-2