Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:52, творческая работа
Методика представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д.Олсон, Д. Портнер и И.Лави.
Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).
В России методика была использована Н.Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М.Ю. Городновой и С.Б. Ваисова 90 семей подростков с героиновой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).
Московский педагогический государственный университет
Исследование различий функционирования семейных систем с усыновленным ребенком при помощи методики FACES-2.
Описание методики
Методика представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д.Олсон, Д. Портнер и И.Лави.
Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).
В России методика была использована Н.Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М.Ю. Городновой и С.Б. Ваисова 90 семей подростков с героиновой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).
В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д. X. Олсона. Эта модель включает в себя два важнейших параметра семейного поведения: сплоченность и адаптация.
FACES-2 является вторым вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в «циркулярной модели», — семейной сплоченности и семейной адаптации.
Согласно диагностической модели Д.Олсона, включающей эти 2 критерия, можно выделить 16 типов семейных систем. Из них 4 являются сбалансированными или функциональными, 8 – среднесбалансированными или полуфункциональными и 4 крайних типа – несбалансированными или дисфункциональными.
К функциональному типу семьи относятся (умеренные по обоим уровням и называются сбалансированными):
1. Раздельная и структурированная
2.Раздельная и гибкая
3. Объединенная и структурированная
4.Объединенная и гибкая
1. Разобщенная и структурированная
2.Разобщенная и гибкая
3. Запутанная и структурированная
4.Запутанная и гибкая
5. Ригидная и раздельная
6. Ригидная и объединенная
7. Хаотичная и раздельная
8. Хаотичная и объединенная
Опросник сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности существующей семейной системой.
«Идеал» дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в исследовании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой.
Опросник могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет.
В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникации.
Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы.
В рамках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы психокоррекционной работы.
Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи.
Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла.
В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кризиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрессоров).
В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации.
Проблемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в состоянии хаоса надолго.
Исследование.
С помощь описанной выше методики были опрошены 2 семьи: семья Д и семья З.
Первая из них включает мужа (Д С В, 40 лет), жену ДАГ, 40 лет), ее сына от первого брака (РТА, 19 лет) и дочери ДСВ и ДАГ, ДЕ, 8 лет.
Вторая семья состоит из мужа (ЗЮВ, 59 лет), жены (ЗВВ, 62 года) и их дочери (ЗНЮ, 18 лет).
Цель исследования: выявить различия в восприятии и оценке своей семьи (с позиции: «семья, какой я ее вижу» и «семья, какой бы я ее хотел видеть») в семье
а) с одним родным и одним усыновленным ребенком (по отношению к мужу и отцу семьи);
б) в семье с одним родным ребенком по параметрам :
- Семейная сплочённость;
- Семейная адаптация.
Семейная сплочённость |
Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от друга. |
Семейная адаптация |
Семейная адаптация - характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. |
Общей гипотезой исследования можно считать предположение о меньшей благополучности в функционировании семьи, включающей усыновленного ребенка, предположительно, за счет необходимости выстраивания более сложной системы взаимоотношений в семье.
Семья Д
ДАГ, 40 лет
Шкала. | Номера утверждений | Диагностические параметры | Обычно в нашей семье | семья, о которой мечтаете |
Семейная сплоченность. | 1,19,11 | Эмоциональная связь. | 10 | 15 |
| 5,7 | Семейные границы | 7 | 10 |
| 17 | Принятие решений | 4 | 5 |
| 9 | Совместное времы | 3 | 5 |
| 3 | Общие друзья | 3 | 5 |
| 13, 15 | Интересы и отдых | 6 | 5 |
Общая сумма | 33 | 45 | ||
Гибкость ( семейная адаптация) | 6,8 | Лидерство | 4 | 10 |
| 2,12 | Контроль | 5 | 10 |
| 4,10 | Дисциплина в семье | 5 | 10 |
| 8,16,20 | Семейные роли |
11 | 13 |
| 14 | Семейные правила. | 2 | 3 |
Общая сумма | 27 | 46 |
Оценка реальной семьи: | Разделенная | гибкая |
Идеальной:
| Объединенная
| хаотичная
|
ДСВ, 40 лет
Шкала. | Номера утверждений | Диагностические параметры | Обычно в нашей семье | семья, о которой мечтаете |
Семейная сплоченность. | 1,19,11 | Эмоциональная связь. | 9 | 13 |
| 5,7 | Семейные границы | 6 | 8 |
| 17 | Принятие решений | 3 | 5 |
| 9 | Совместное время | 2 | 4 |
| 3 | Общие друзья | 3 | 4 |
| 13, 15 | Интересы и отдых | 4 | 10 |
Общая сумма | 27 | 44 | ||
Гибкость ( семейная адаптация) | 6,8 | Лидерство | 5 | 4 |
| 2,12 | Контроль | 4 | 6 |
| 4,10 | Дисциплина в семье | 4 | 6 |
| 8,16,20 | Семейные роли | 8 | 11 |
| 14 | Семейные правила. | 2 | 2 |
Общая сумма | 23 | 29 |
Оценка реальной семьи: | Разобщенная | структурированная |
Идеальной: | Объединенная, | гибкая |
РТА, 19 лет
Шкала. | Номера утверждений | Диагностические параметры | Обычно в нашей семье | семья, о которой мечтаете |
Семейная сплоченность. | 1,19,11 | Эмоциональная связь. | 3 | 12 |
| 5,7 | Семейные границы | 4 | 8 |
| 17 | Принятие решений | 1 | 4 |
| 9 | Совместное время | 2 | 4 |
| 3 | Общие друзья | 3 | 5 |
| 13, 15 | Интересы и отдых | 5 | 8 |
Общая сумма | 18 | 41 | ||
Гибкость ( семейная адаптация) | 6,8 | Лидерство | 4 | 6 |
| 2,12 | Контроль | 4 | 9 |
| 4,10 | Дисциплина в семье | 3 | 6 |
| 8,16,20 | Семейные роли | 10 | 10 |
| 14 | Семейные правила. | 2 | 2 |
Общая сумма | 23 | 33 |