Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:17, курсовая работа
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить и проанализировать работы отечественных и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются психологические проблемы аффекта и личностные особенности, способствующие возникновению аффекта.
Описать виды аффекта и особенности его проявления.
Определить содержание уголовно-правового значения аффекта.
Разработать комплекс методов для обнаружения психологических особенностей и различий тех, кто совершил преступление в состоянии аффекта и тех, кто его не совершал.
Провести исследование и обработать полученные результаты.
Введение 3
Глава 1. Правовая и психологическая природа аффекта 9
1.1. Понятие аффекта и особенности его проявления 9
1.2. Механизмы возникновения аффекта и его дальнейшее развитие 12
1.3. Физиологический и патологический аффекты 18
1.4. Уголовно-правовое значение аффекта 21
1.5. Социальная и психологическая сущность убийства в состоянии аффекта 27
Глава 2. Исследование психологического портрета личности, совершившей преступление в состоянии аффекта 47
2.1. Постановка проблемы 47
2.2. Методы и методики исследования 47
2.3. Результаты экспериментального исследования психологического портрета личности, совершившей преступление в состоянии аффекта 49
2.4. Анализ эмпирических данных 57
Общие выводы 61
Заключение 63
Библиография 65
ИНДИВИДУАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ,
СОВЕРШИВШЕЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА
Содержание
Проблема уголовно-релевантных психических состояний лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния, относится к числу комплексных междисциплинарных проблем науки и практики. Использование данных психологии в борьбе с преступностью было затруднено не разработанностью многих психологических вопросов прикладного характера, пограничных проблем психологии и права, требующих комплексного исследования, применения методов и теоретических накоплений юридической и психологической науки и других областей научного знания. На данный момент активно разрабатывается судебная психология – наука, изучающая психологические основы следственной и судебной деятельности, разрабатывающая психологические рекомендации, необходимые в борьбе с преступностью. С 1964 г. преподавание судебной психологии в стране признано обязательной частью профессиональной подготовки юристов. Однако отсутствие трудов, более или менее систематически излагающих вопросы судебной психологии, свидетельствует о серьезном пробеле в науке ([40], С. 9).
Правовая теория не отказывалась и не могла отказаться от использования данных психологии. Реальная потребность в этом была столь очевидна и настоятельна, что она вынуждала юристов в научных исследованиях прибегать к указаниям общей психологии, которые прилагались и приспосабливались к решению правовых вопросов, либо к самостоятельному психологическому изучению и обобщению следственной и судебной практики и разработке на этой основе психологических рекомендаций.
Достаточно сказать, что уголовно-правовая наука не могла бы решать вопроса об основаниях уголовной ответственности без исследования психического отношения субъекта к своим действиям и их результатам. В наказании воспитательная, исправительная функция также имеет свой важный психологический аспект.
В последние годы наметился устойчивый интерес к психологическим аспектам преступления и преступности. Это определяется, с одной стороны, расширением фронта научных исследований, а с другой – практическими потребностями правоохранительных органов, активно ведущих работу по расследованию и судебному разбирательству уголовных дел и профилактике преступлений.
Фундаментальные исследования в области психологии (труды Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева) показали единство интеллекта и эмоций, неразрывную связь мышления с эмоциональной стороной психики. Новейшие результаты изучения психологии эмоциональной жизни, эмоциональной регуляции мыслительной деятельности могут быть использованы в различных сферах общественной жизни, в том числе в правовой, поскольку психологическая природа и психологический механизм правомерного, противоправного и нейтрального поведения одинаковы.
Преступность изучается на различных уровнях и в различных аспектах. Во многих случаях для установления степени криминогенности какого-то одного фактора выделяется группа преступлений. Специфика этой группы и ее выделение определяются конкретным показателем, который и является основным объектом исследования в плане его влияния на конкретное преступление или преступность в целом. Одну из таких групп преступлений составляют общественно опасные деяния, в которых прослеживается значительное влияние эмоционального фактора. Она включает в себя преступления самого разного характера. Объединяет эти преступления наличие в их генезисе четко выраженного эмоционального элемента.
Аффект относится к числу важных психологических понятий, которыми оперирует уголовное право. Ему законодатель придаёт особое значение, относя его к обстоятельствам, влияющим на квалификацию деяния, смягчающим уголовную ответственность. Изучение следственной и судебной практики свидетельствует о том, что убийства и нанесение тяжких телесных повреждений нередко совершаются в состоянии аффекта или ином эмоциональном состоянии, оказывающем существенное влияние на сознание и поведение человека ([18] С.61). Соответствующая закону квалификация противоправных действий в состоянии аффекта по ст. 107 и 113 УК РФ требует установления этого эмоционального состояния в момент совершения преступления.
До недавнего времени в правовой литературе эмоции (а точнее — аффект) рассматривались только как элемент состава преступления и изучались в целях установления субъективной стороны преступления. Однако этот вопрос заслуживает более широкого рассмотрения.
Проблема аффекта в уголовном праве привлекала внимание многих ученых-криминалистов. Отдельные ее аспекты рассматривались Н.И. Загородниковым. С.В. Бородиным, О.Д. Ситковской, Ю.М. Антоняном, М.К. Аниянцем, В.И. Ткаченко и рядом других авторов. В работах названных ученых содержатся научно обоснованные и практически полезные выводы, но, тем не менее, имеется ряд аспектов, остающихся дискуссионными, требующими дальнейшей научной разработки с учетом нового законодательства.
Предпринимаются попытки и комплексного рассмотрения данной проблемы – Т.Г. Шавгулидзе, И.П. Портновым, М.И. Дубининой, В.В. Сидоровым. Однако, несмотря на весомую позитивную роль этих исследований, многие высказанные в них суждения требуют дополнительного анализа, а некоторые сформулированные теоретические положения, будучи спорными – более углубленной аргументации с позиций современной психологии и нового Уголовного кодекса РФ.
Психологическое рассмотрение аффекта включает в себя анализ условий и факторов, которые способствуют возникновению этого состояния. К их числу относятся: аффектогенная (способствующая возникновению аффекта) ситуация; возрастные и личностные особенности; свойства нервной системы; факторы, временно ослабляющие организм.
Трудно
не согласиться с мнением
Тем более что исследование личности обвиняемого непосредственно вытекает из закона и является обязательным. В соответствии с общими началами назначения наказания понятие индивидуализации охватывает в комплексе оценку деяния, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
В связи с этим наибольшую АКТУАЛЬНОСТЬ приобретает изучение значимости тех личностных особенностей, которые влияли на выбор и реализацию противоправного варианта поведения, затрудняли или облегчали его, а равно сказывались на отношении к содеянному.
Психологические
особенности личности могут быть
по-разному связаны с
В связи с этим НОВИЗНА нашего исследования заключается в том, что мы предлагаем исследовать те свойства личности, которые а) указывают на закономерность или случайность принятия и реализации решения о преступлении; б) значимы для прогноза опасности рецидива и определения программы коррекционного воздействия.
В
данной работе мы изучаем индивидуально-
ЦЕЛЬЮ нашего исследования является выявление существенных психологических признаков значимых для выбора и реализации противоправного варианта поведения.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ОБЪЕКТОМ исследования являются индивидуально-психологические особенности личности преступника.
ПРЕДМЕТОМ исследования является связь личностных психологических особенностей преступников и их предрасположенности к действию в состоянии аффекта.
В основе нашего исследования лежит следующая ГИПОТЕЗА:
Существуют
такие индивидуально-
Для проверки указанной гипотезы было проведено специальное исследование разводящихся супругов с использованием следующего комплекса методик:
Используемые диагностические методики представляются нам наиболее адекватными изучаемому предмету.
Дипломная
работа опирается на законодательный
материал, изданные комментарии и
на работы таких ученых как: О.Д. Ситковской,
А.Р. Ратинова, В.В. Сидорова, С.В. Бородина,
В.Н. Кудрявцева, В.И. Ткаченко, Г. В. Назаренко
и других.
Эмоции
– одна из существенных функций
нервно-психической
В эмоциональной сфере выделяют элементарные эмоции (голод, жажда и др.), чувства (горе, радость, любовь и др.), аффекты (ужас, ярость, гнев и др.), страсти, настроения. Отдельно описываются состояния эмоциональной напряженности.
В
силу тематики данной работы мы остановимся
только на рассмотрении эмоции аффекта
и его уголовно-правового
Аффект—очень сильный психический процесс. Чаще всего он возникает внезапно, неожиданно. «Для аффектов характерна та стремительность, с какой они овладевают человеком... Основное в аффекте—это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, сказывающееся на всей его жизнедеятельности в данный момент. Аффект—это резко выраженная, стремительно развивающаяся эмоция» ([27] С.78).
Повышенная интенсивность чувствований обусловливает легкое появление аффектов и патологические аффекты.
Аффекты имеют громадное значение в судебно-медицинском отношении; этого мало, нельзя понять преступление, а тем более преступника, не зная физиологии и психологии аффектов, так как большинство преступлений, бесспорно, совершаются в состоянии аффекта. Только закоренелые преступники совершенно спокойно совершают преступления.
Аффект — это нарушение правильного течения представления; это нарушение производится тем, что в сознание вторгается представление, сочетающееся с сильным чувством. Самое обыкновенное нарушение правильности течения представлений состоит в том, что происходит задержка в течение представлений; такое нарушение производит не представление само по себе, а сочетающееся с ним сильное чувствование; поэтому не представления, а чувствования вызывают аффекты. Все аффекты имеют между собою общее то, что, в начале их, все сознание захватывается одним представлением и сочетающимся с ним чувствованием; все остальные вытесняются из сознания. Так начинаются все аффекты — горе, гнев, радость, изумление и т.п., все они вызываются представлением и сочетающимся с ним сильным чувствованием, которое и завладевает, более или менее всецело, сознанием ([26] С.170).