Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:17, курсовая работа
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить и проанализировать работы отечественных и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются психологические проблемы аффекта и личностные особенности, способствующие возникновению аффекта.
Описать виды аффекта и особенности его проявления.
Определить содержание уголовно-правового значения аффекта.
Разработать комплекс методов для обнаружения психологических особенностей и различий тех, кто совершил преступление в состоянии аффекта и тех, кто его не совершал.
Провести исследование и обработать полученные результаты.
Введение 3
Глава 1. Правовая и психологическая природа аффекта 9
1.1. Понятие аффекта и особенности его проявления 9
1.2. Механизмы возникновения аффекта и его дальнейшее развитие 12
1.3. Физиологический и патологический аффекты 18
1.4. Уголовно-правовое значение аффекта 21
1.5. Социальная и психологическая сущность убийства в состоянии аффекта 27
Глава 2. Исследование психологического портрета личности, совершившей преступление в состоянии аффекта 47
2.1. Постановка проблемы 47
2.2. Методы и методики исследования 47
2.3. Результаты экспериментального исследования психологического портрета личности, совершившей преступление в состоянии аффекта 49
2.4. Анализ эмпирических данных 57
Общие выводы 61
Заключение 63
Библиография 65
Анализ
уголовных дел показывает, что большинство
убийств в состоянии аффекта совершаются
в семейно-бытовой сфере, в отношении супругов,
бывших супругов, сожителей, родственников,
с которыми обвиняемый поддерживал постоянные
и тесные контакты.
В данной работе мы рассмотрели комплекс правовых и психологических проблем аффекта и его диагностики. Мы исследовали феноменологию аффекта (описали его виды, особенности проявления). Изучили и проанализировали работы отечественных и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются психологические проблемы аффекта и личностные особенности, способствующие возникновению аффекта. Определили содержание уголовно-правового значения аффекта.
А также разработали комплекс
методов для обнаружения
В
связи с выявленными
Материал данного исследования также может быть использован в работе практических психологов, занимающихся юридическим консультированием, для повышения эффективности психологической помощи.
Наше исследование было построено в форме констатирующего эксперимента и являлось пилотажным. Автор отдаёт себе отчёт, что вследствие этого при использовании предложенного комплекса методик на другой выборке и в другое время могут получиться иные результаты.
Данная
проблема требует дальнейшей разработки
и усилий специалистов различного профиля,
включая правоведов, криминологов и
психологов, так как последовательная
реализация принципа справедливости в
практике применения уголовного закона
предполагает её решение на стыке теории
уголовного права, общей и юридической
психологии.
Статья 107. Убийство, совершенное в состоянии аффекта
1. Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, -
2.
Убийство двух или более лиц,
совершенное в состоянии
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта
Умышленное
причинение тяжкого или средней
тяжести вреда здоровью, совершенное
в состоянии внезапно возникшего сильного
душевного волнения (аффекта), вызванного
насилием, издевательством или тяжким
оскорблением со стороны потерпевшего
либо иными противоправными или аморальными
действиями (бездействием) потерпевшего,
а равно длительной психотравмирующей
ситуацией, возникшей в связи с систематическим
противоправным или аморальным поведением
потерпевшего, -
1. – экспериментальная группа (инициаторы).
2. – контрольная группа (не инициаторы).
Таблица 2.2 - Индивидуальные значения по шкале общая интернальность.
|
1. S1 = 5.
2. S2 = 7.
3. Q эмп =5+7=12.
4. Q кр = 8 (p < 0,05),
10 (p < 0,01).
5. Построим “ось значимости”:
Q0,05 Q0,01
… ? ! QЭМП
8 10 12
6. Q эмп > Q кр (p < 0,01).
Таблица 2.3 - Индивидуальные значения по
шкале интернальности в области достижений.
|
1. S1 = 6.
2. S2 = 8.
3. Q эмп = 6 + 8 = 14.
4. Q кр = 8 (p < 0,05),
10 (p < 0,01).
5. Построим “ось значимости”:
… ? ! QЭМП
8 10 14
6. Q эмп > Q кр (p < 0,01).
Таблица
2.4 - Индивидуальные значения в области
неудач.
|