Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:24, дипломная работа
Цель дипломной работы: изучить сущность имиджа руководителя организации и пути его повышения.
Объект: имидж руководителя.
Предмет: формирование имиджа руководителя конкретной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники, освещающие проблему имиджа руководителя.
2. Рассмотреть сущность, определение, функции и механизмы формирования имиджа руководителя.
3. Проанализировать имидж руководителя конкретной организации.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию имиджа руководителя данной организации.
Методы исследования, используемые в дипломной работе: анализ литературы, обобщение, систематизация, моделирование, проектирование.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Квадрант 1 включает факторы,
положительно влияющие на имидж руководителя.
Так как эти факторы
Факторы в квадранте 2 положительно влияют на имидж, но так как они поддаются изменению, то требуют всяческой поддержки.
С факторами в квадранте 3 необходимо бороться. Это можно сделать, если тщательно работать над собой и привлекать внешних консультантов.
Самого пристального внимания при формировании имиджа требуют факторы из квадранта 4. Хотя их и невозможно изменить самому лидеру, но их можно нивелировать с помощью PR-технологий. Например, если у человека маленький рост, его можно показывать по телевидению, снимая снизу, или в отдалении от высоких людей.
Как уже упоминалось
выше, имидж руководителя можно разделить
на «внутренний» и «внешний». «Внутренний»
имидж характеризуется
Сотрудники организации, как правило, хотят видеть в лице своего руководителя защитника и попечителя, готового помочь им в трудную минуту. Поэтому в легендах лучше показывать руководителя именно в этом ракурсе. Во многих организациях принято оповещать сотрудников о публичных выступлениях первых лиц на телевидении, по радио, а также о публикациях в периодических изданиях. В этих случаях формированию образа у сотрудников способствуют профессиональные консультанты по имиджу.
Формирование внутреннего
«Внешний» имидж, в свою очередь, можно разделить на «общий внешний» имидж (восприятие личности руководителя обществом, которое не имеет непосредственного отношения к данной организации) и на «непосредственный внешний» имидж (восприятие руководителя представителями непосредственного делового окружения организации: покупателями, поставщиками, конкурентами, деловыми партнерами). Очень важно, чтобы внешний имидж руководителя соответствовал состоянию дел внутри организации, не противоречил истинному положению ее бизнеса.
Необходимо отметить, что «внутренний» имидж руководителя часто отличатся от его «внешнего» имиджа. Многие качества, присущие руководителям организаций, не становятся достоянием общественности и их можно выявить только при вхождении в организацию и соприкосновении со всеми организационными процессами. Очень часто новые сотрудники, нанимающиеся на работу в подчинение конкретного руководителя под воздействием имиджа, созданного средствами массовой информации, испытывают глубокое разочарование при соприкосновении с ним в работе.
«Внутренний» и «внешний»
«Внутренний» и «внешний»
Рассмотрим далее базовые составляющие имиджа руководителя:
Имидж руководителя - это прямое продолжение имиджа предприятия. И наоборот. То есть, в любом случае, вещи эти взаимосвязанные и оказывающие прямое влияние друг на друга. Поэтому, даже если офис Вашей компании будет являть собой образец последних тенденций в сфере дизайна, фирменная продукция будет сделана безупречно, сотрудники внимательны к клиентам, а ваш руководитель, бывает, опаздываете на деловую встречу, смотрите по сторонам, когда собеседник обращается к нему, не соблюдаете договоренности, то в этом случае, ему вряд ли удастся создать образ преуспевающей, надежной компании, с которой хочется иметь дело. Имидж руководителя и имиджа предприятия - две взаимосвязанные вещи и подкрепляют друг друга.
Две стороны имиджа руководителя - внешняя и внутренняя - должны уравновешивать друг друга. Например, руководитель прекрасно выступает во внешней среде, его знают, как образованного, современного, динамичного и т.д. руководителя, ему доверяют, на него равняются: А вот у себя на предприятии он не считаете необходимым прикладывать усилия, чтобы сохранить этот образ. Он можете повысить голос на подчиненного, отмахнуться от него, забыть свое обещание. В таком случае, вероятность возникновения напряженной атмосферы, конфликтов, оттока квалифицированных, знающих себе цену сотрудников, очень велика. Говорить об устойчивой, здоровой корпоративной культуре компании не приходится. Да и скрыть это от внешней среды вряд ли удастся. Рано или поздно, его прекрасно выстроенный внешний имидж может "рухнуть" под несовершенством внутреннего. Бывает и наоборот: руководитель не считает важным и нужным выходить во внешнюю среду продумано и "стратегически" выверено. В этом случае, будьте готовы, что значительная часть потенциальных дивидендов пройдет мимо вашей компании.
Элементы имиджа лишь средства достижения поставленной Вами цели. Поэтому, то, что хорошо для руководителя банка, совсем не актуально для руководителя модного салона. В первом случае - ценностью является стабильность, надежность и консерватизм, во втором - гибкость, чуткость к новым тенденциям, умение изменяться. И если в первом случае, классический костюм неярких тонов и умеренный макияж лишь подтвердит желаемый образ фирмы, то во втором, такой же костюм может отпугнуть часть возможных партнеров и клиентов и не будет способствовать формированию доверия между Вами и потенциальными потребителями.
То есть, при формировании имиджа руководителя, как и во всем, важно помнить об адекватности, последовательности и здравом смысле.
Но если во внешнем виде руководителя, в зависимости от специфики деятельности компании, могут наблюдаться в некоторых случаях даже коренные различия, то существуют сферы, составляющие имиджа, которые трактуются практически одинаково и о которых любой, желающий достичь успеха руководитель, должен помнить.
Визуальный образ формируется через восприятие фигуры, лица, роста человека, его телосложения. Многое здесь дано от природы, но многое зависит и от вас самого.
В современном деловом сообществе хорошая физическая форма, спортивная фигура, забота о ней, воспринимается как показатель успешного, ответственного человека. Существует мнение, что руководитель, который не умеет успешно управлять собой, а именно управлять своим самочувствием, здоровьем, настроением, вряд ли сможет успешно управлять коллективом людей. Опять же, физическая активность порождает мнение, что такой руководитель сможет работать, отдавая себя всего работе. А значит, добьется успеха.
Следующий момент - особенности движений, жестов, положение тела в пространстве. Обычно эти проявления довольно тесно связаны с тембром голоса, его интонациями. Так, если руководитель является обладателем командного голоса, его речь уверенна, а взмах руки словно рассекает воздух, то, этим он скорее всего, дополните свой имидж сильного, уверенного в себе руководителя. А вот если переборщить, то и агрессивного.
Позитивным образом влияет на формирование образа коммуникабельного руководителя приятная улыбка, приятный тембр голоса, плавные, неторопливые, движения, поворот головы в сторону собеседника, открытые жесты, вслушивание в чужую речь.
Отдельный элемент имиджа делового человека - умение вести деловые переговоры. Непременное условие всякого делового разговора - уважительное отношение к собеседнику. Если Вы увлеченно наблюдаете по сторонам, листаете книгу или перекладываете бумаги, вертите пуговицу на рубашке или пиджаке, то это скорее формирует имидж руководителя, который вряд ли сможет выстроить эффективные отношения, как с сотрудниками, так и с партнерами. Неуважение к партнеру в современное деловом мире не только не приветствуется, а является чуть ли не основным "маркером" долгосрочности и успешности карьеры руководителя или бизнесмена.
Вот еще несколько рекомендаций, если референт стремитесь сделать эту составляющую имиджа руководителя практически совершенной:
Будьте доброжелательным, терпимым к чужим мыслям
Следите за мимикой: расслабьте лоб, не кусайте губы
Оставьте в покое руки, лучше положите их спокойно, можно слегка замкнуть кончики пальцев, образуя таким образом "шар"
Постарайтесь избегать слов с двойным значением - это внесет двусмысленность в Ваш разговор, растревожит собеседника
Поучительный тон - не лучшая позиция для выстраивания партнерских отношений. Не всякому хочется чувствовать себя провинившимся учеником
Следите за тем, чтобы
Ваши вопросы содержали слова "когда",
"как" или начинались со слов "Расскажите
мне о :", "Что Вы думаете по
поводу :". Это позволит собеседнику
более полно изложить свою точку
зрения, а Вы продемонстрируете
Эмоциональность хороша в меру, а чтобы подчеркнуть свое расположение к партнеру, стоит в ходе разговора подбадривать его короткими замечаниями типа: "да-да", "понимаю", "это интересно" и т.д.
Если с Вами не согласны: не спешите доказывать свое, спокойно выслушайте доводы собеседника, дайте высказаться до конца, уточните, может быть Вы говорите о разных вещах, вкладываете разные смыслы в одно понятие. На возражения недопустимо отвечать в форме: "нет, я не согласен", "вы не правы", "это ерунда", "это мне не подходит".
Спор могут усложнить некоторые обороты речи, а другие, наоборот, могут смягчить ситуацию. Попробуйте вместо фразы "Вы должны это понять" использовать "Не думаете ли Вы, что :.", а вместо "Я считаю" - "Не находите ли Вы, что:". Или вместо "Я Вам это докажу" фразу типа "Надеюсь, это поможет убедить Вас".
Будьте великодушны. Сильным, уверенным в себе людям ни к чему стремится во чтобы то ни стало, загнать собеседника в угол, требуя немедленного признания Вашей правоты. Дайте возможность сохранить человеку лицо - это только подчеркнет Ваше благородство и добрую волю.
В конце деловой беседы
всегда полезно поблагодарить
В значительной мере на формирование внешней стороны имиджа оказывают влияние публичные выступления. Голос и те выражения, которые используются - это еще один компонент образа как профессионала и личности. Правильная речь - это манера говорить, складывающаяся из верного тона, артикуляции, произношения, громкости и точности выбора слов. Речь воспринимается в совокупности с манерой себя вести. А вот в телефонном разговоре она и вовсе является тем единственным средством, при помощи которого создается представление.
Поэтому несколько рекомендаций, которые референт может дать руководителю. Запишите свой голос и послушайте, как он звучит. Разборчиво ли Вы говорите? Есть ли у Вас некая специфика в произношении и словоупотреблении, характерная только для Вас или для определенной местности, из-за которой Вас могут не понять? Не пытайтесь произносить длинные монологи, вместо обоюдного разговора. А может быть Вы говорите так тихо, что некоторые слова попросту пропадают и собеседнику приходится часто переспрашивать. Демосфены рождают редко. В настоящее время нет необходимости брать пример с упомянутого древнегреческого оратора, который чтобы избавиться от косноязычия, выходил на берег моря и положив камешки в рот, отрабатывал артикуляцию под шум набегающих волн. Есть упражнения, которые помогут Вам. Успешному руководителю можно и нужно работать над речью, языком, чтобы отдельные слова или в целом манера говорить производили благоприятное впечатление. Найдите время, займитесь совершенствованием речи, Ваши старания вернуться Вам сторицей.
Еще не так давно деловая переписка занимала значительную часть времени руководителя и умение писать грамотно, ясно и без ошибок, соблюдать правила официальной переписки в значительной степени оказывала влияние на его имидж. Однако, сейчас ситуация несколько изменилась и теперь все большее количество руководителей делегируют эту ответственность своим помощникам. Именно здесь и следует проявлять внимание! Порою, полностью доверившись своим подчиненным, руководитель подписывает исходящий документ, не дав себе труд прочитать его. Досадные опечатки и недоразумения (а иногда и более серьезные ошибки) в этом случае, естественно, будут отнесены на счет того, чья подпись стоит под документом. Очень многих "конфузов" можно было бы избежать, если бы руководитель внимательнее отнесся к документу, под который ставит свою подпись. А значит, принимает на себя ответственность за все изложенное в нем.
Внешний облик руководителя - костюм, прическа, аксессуары, зависит от ситуации. Нет нужды говорить, что одежда, костюм должны быть опрятными. А в остальном, она должна соответствовать целям, которые как руководитель он себе ставит. Доверие вызывает тот, кто хорошо одет и причесан, у кого есть чувство вкуса и меры. Можно сказать, что в сфере бизнеса встречают "по одежке", а уж потом оценивают и другие качества - пунктуальность, четкость, квалифицированность, верность слову и т.д. Именно поэтому к внешнему виду делового человека, его повседневному костюму (не говоря уж о торжественных случаях) предъявляется много требований. Существует множество рекомендаций, каким образом должен выглядеть деловой человек, чтобы внушить доверие и продемонстрировать имидж благополучного и преуспевающего человека. Как мы уже говорили, что во многом костюм будет зависеть от того, каким бизнесом руководит ваш начальник. Главное, к чему следует стремиться, - общее впечатление опрятности, аккуратности, педантичности в одежде и, несомненно, продуманности и выдержанности стиля. Это должно подвигнуть партнера думать, что столь же "безупречны" руководитель будете и в делах.