Готовность школьников к обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

Оглавление

Введение 3
1 Проблема готовности ребенка к школьному обучению 7
1.1 Современные представления о психологической готовности детей к школьному обучению 7
1.2 Компоненты психологической готовности к школе 10
1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу 31
2 Психодиагностика детей младшего школьного возраста 38
2.1 Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 38
2.2 Психодиагностика личностной готовности к обучению в школе 42
2.3 Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе 44
2.4 Процедура определения психологической готовности к школе 47
2.5 Варианты развития 49
3 Исследование готовности к школьному обучению 54
3.1 Организация и проведение диагностического обследования на предмет готовности к школе 54
3.2 Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень развития 68
Заключение 77
Глоссарий 80
Список использованных источников 85
Список сокращений 90
Приложение А 91
Приложение Б 92
Приложение В 93
Приложение Г 94
Приложение Д 95

Файлы: 1 файл

done2.doc

— 902.00 Кб (Скачать)

 

Выводы: на низком уровне с заданием справились Ж. А. (3 балла  из 16), М. С. (5 баллов из 16), К. В. (6 баллов из 16), Л. Е.(7 баллов из 16). Данные дети могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу.

Из таблицы 2, а также из диаграммы 2 (Приложение Б) видно, что показатели умения ребенка выполнять задачи взрослого детей семи лет немного выше, чем у детей шести лет.

Рекомендовано: при объяснении заданий  для всего класса в  период адаптации повторять задания  лично для каждого из перечисленных  учеников, проводить групповые игры, такие как «Аисты – лягушки», «Снежный ком», специально направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия.

 

3 тест – образец  и правило.  Позволяет выявить  уровень организации действий  детей, умения руководствоваться  системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов (см. таблицу 3) 

 

Таблица 3 - Результаты выполнения задания «Образец и правило»

№ п/п

Фамилия, Имя учащегося

Лист 3

Лист 4

Сумма баллов

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Задача 6

Максимальный балл

2

2

2

2

2

2

12

1

Ж. А.6 лет

2

2

2

2

2

2

12

2

И. В.7 лет

2

2

1

1

2

1

9

3

К. А.7 лет

2

2

2

1

2

1

10

4

К. В.7 лет

2

2

2

2

2

2

12

5

Л. Т.6 лет

2

2

2

2

2

0

10

6

Л. Ю.7 лет

2

2

2

2

2

1

11

7

Л.Е.7 лет

2

2

2

2

2

1

11

8

М. С.6 лет

2

2

2

2

2

1

11

9

М.Н.7 лет

2

2

2

2

2

2

12

10

П. С.7 лет

2

2

2

2

2

1

11

11

Р.А.7 лет

2

2

2

2

2

1

11

12

Х. Л.7 лет

2

2

1

2

2

1

10

13

Х. И.6 лет

1

1

0

1

1

0

4

14

Ч. С.6 лет

2

2

2

2

1

0

9

15

Ч. С.6 лет

2

1

1

2

2

1

9


 

 

Выводы: В группу риска  по данной методике попадает Х.И. (4 балла  из 12), низкие результаты по данной методике служат предвестником трудностей в овладении математикой (в решении задач).

Уровень организации  действий детей семи лет выше, чем  уровень организации шестилеток (см. Приложение В).

Рекомендовано: учителю  приложить специальные усилия для того, чтобы научить его планировать действия при решении задач. С этой же целью с данным ребенком  полезно заниматься конструированием (собирание моделей из «лего»  и т.д).

 

4 тест – первая  буква.  Методика направлена на  выявление умения выделять согласный звук в начале слова (см. таблицу 4). 

 

Таблица 4 - Результаты выполнения задания «Первая буква»

№ п/п

Фамилия, Имя учащегося

1

2

3

4

5

Сумма баллов

Корова

Мышка

 

Тигр

Лиса

Слон

 

+

Максимальный балл

   

1

1

1

1

1

5

1

Ж. А.6 лет

1

1

1

1

1

5

2

И. В.7 лет

1

1

1

1

1

5

3

К.А.7 лет

1

1

1

1

1

5

4

К. В.7 лет

1

1

1

1

1

5

5

Л. Т.6 лет

1

1

1

1

1

5

6

Л. Ю.7лет

1

1

1

1

1

5

7

Л. Е.7 лет

1

1

1

1

1

5

8

М. С.6 лет

1

1

1

1

1

5

9

М. Н.7 лет

0

0

1

1

1

3

10

П. С.7 лет

1

1

1

1

1

5

11

Р. А.7 лет

1

1

1

1

1

5

12

Х.Л.7 лет

0

0

1

1

1

3

13

Х. И.6 лет

0

0

1

1

1

3

14

Ч. С.6 лет

1

1

1

1

1

5

15

Ч. С.6 лет

0

0

1

1

1

3


 

 

Выводы: данная методика позволила выявить достаточную  готовность класса к овладению грамотой. Ниже среднего  уровня показали: Ч. С.  (3 балла из 5), Х. И.  (3 балла из 5), М. Н. (3 балла из 5).

Диаграмма 4 (Приложение Г) наглядно показывает, что результаты 6-летних и 7-летних детей сходны.

Рекомендовано: очень  тщательно  проработать с данными  детьми пропедевтический этап обучения, провести занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха.

 

5 тест  отношений к  школе «Домики».  Данная методика  позволяет выявить личностное  отношение детей к определенным  социальным категориям, видам деятельности или другим людям (см. таблицы 5,6 и 7)  

 

Таблица 5 - Результаты выполнения теста отношений к школе «домики»

1 задание

№ п/п

Фамилия, Имя учащегося

1

2

3

4

5

6

Направление рисования  дорожки

Номер цвета

1

Ж.А.6 лет

1

2

3

4

6

7

 

2

И. В.7 лет

3

4

1

2

6

7

 

3

К. А.7 лет

4

1

3

2

6

7

 

4

К. В.7 лет

2

1

3

4

6

7

 

5

Л.Т.6 лет

4

2

7

3

6

1

 

6

Л. Ю.7 лет

7

6

4

1

2

3

 

7

Л. Е.7 лет

3

4

2

1

7

6

 

8

М. С.6 лет

4

6

1

2

7

3

 

9

М. Н.7 лет

6

2

3

7

4

1

 

10

П.С.7 лет

1

3

2

4

6

7

 

11

Р.А.7 лет

3

1

7

2

4

6

 

12

Х. Л.7 лет

3

1

4

7

2

6

 

13

Х. И.6 лет

3

2

6

4

7

1

 

14

Ч. С.6 лет

4

1

3

2

6

7

 

15

Ч. С.6 лет

3

7

2

4

6

1

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 - Результаты выполнения теста отношений к школе «домики»

2 задание

№ п/п

Фамилия, Имя учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Домик раскрашен более, чем 1 цветом

Номер цвета

1

Ж. А.6 лет

3

4

2

1

4

1

3

2

1

4

 

2

И. В.7 лет

4

1

2

3

6

1

3

7

1

2

 

3

К. А.7 лет

1

3

2

4

3

4

1

3

4

4

 

4

К. В.7 лет

4

2

3

7

4

2

4

1

6

1

 

5

Л. Т.6 лет

4

3

6

7

4

3

4

2

3

4

 

6

Л. Ю.7 лет

2

4

3

6

1

4

2

3

1

7

 

7

Л. Е.7 лет

3

1

7

4

3

1

3

6

2

7

 

8

М. С.6 лет

1

2

4

3

2

4

3

1

2

2

 

9

М.Н.7 лет

1

7

6

4

3

2

3

1

6

4

 

10

П. С.7 лет

4

1

3

1

3

3

1

2

1

2

 

11

Р. А.7 лет

7

1

3

2

4

3

1

4

6

2

 

12

Х. Л.7 лет

4

1

3

1

3

4

1

2

1

3

 

13

Х. И.6 лет

4

7

1

3

1

3

4

3

2

6

 

14

Ч.С.6 лет

4

3

6

4

3

2

3

6

2

1

 

15

Ч.С.6 лет

4

7

3

2

4

2

4

1

6

1

 

 

 

 

 

Таблица 7 - Определение отношения детей к каждому виду деятельности

 

№ п/п

Фамилия, Имя учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

1

Ж. А.6 лет.

4

3

5

6

3

6

4

5

6

3

2

И. В.7 лет

5

4

3

6

2

4

6

1

4

3

3

К. А.7 лет

5

4

3

6

4

6

5

4

6

6

4

К. В.7 лет

3

6

4

1

3

6

3

5

2

5

5

Л. Т.6 лет

6

3

2

4

6

3

6

5

3

6

6

Л. Ю.7 лет

3

4

3

5

3

4

2

2

3

6

7

Л. Е.7 лет

6

3

2

5

6

3

6

1

4

2

8

М. С.6 лет

4

3

6

1

3

6

1

4

3

3

9

М. Н.7 лет

4

3

6

3

4

5

4

3

6

5

10

П. С.7 лет

3

6

5

6

5

5

6

4

6

4

11

Р. А.7 лет

4

5

6

3

2

6

5

2

5

3

12

Х. Л.7 лет

4

5

6

5

6

4

5

4

5

6

13

Х. И.6 лет

3

2

1

6

1

5

4

3

5

4

14

Ч. С.6 лет

5

4

2

3

4

3

4

2

3

5

15

Ч. С.6 лет

3

3

6

4

3

4

3

1

2

1

Информация о работе Готовность школьников к обучению