Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:03, дипломная работа
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».
Введение 3
1 Проблема готовности ребенка к школьному обучению 7
1.1 Современные представления о психологической готовности детей к школьному обучению 7
1.2 Компоненты психологической готовности к школе 10
1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу 31
2 Психодиагностика детей младшего школьного возраста 38
2.1 Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 38
2.2 Психодиагностика личностной готовности к обучению в школе 42
2.3 Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе 44
2.4 Процедура определения психологической готовности к школе 47
2.5 Варианты развития 49
3 Исследование готовности к школьному обучению 54
3.1 Организация и проведение диагностического обследования на предмет готовности к школе 54
3.2 Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень развития 68
Заключение 77
Глоссарий 80
Список использованных источников 85
Список сокращений 90
Приложение А 91
Приложение Б 92
Приложение В 93
Приложение Г 94
Приложение Д 95
По данным Е.Е. и Г.Г.Кравцовых56, примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.
Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития, требующие большей или меньшей коррекционной работы.
При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.
Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.57
Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.
Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение с взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию, т.е. тем, которые способствуют развитию образного мышления.
Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.
А.Л.Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей58:
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.
Дети с негативистической
демонстративностью, нарушая правила
поведения, добиваются необходимого им
внимания. Это может быть даже недоброжелательное
внимание, все равно оно служит
подкреплением
Таким детям желательно
найти возможность
Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».
Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Приведённый выше обзор методик позволяет на основе некоторых из них провести диагностику детей на предмет их готовности к школьному обучению. Полученные результаты должны помочь выявлению сторон психической деятельности детей, нуждающихся в коррекции, а также доказать, что 7-летние дети, в отличие от 6-летних детей, имеют более высокий уровень предпосылок готовности к школе, что сочетается с более высоким уровнем интеллектуальной готовности.
Обследовались дети 6-7 лет, учащиеся в первом классе одной из школ г. Иваново.
Цель: определить уровень подготовленности первоклассников к обучению в школе с помощью методик: 1. рисунок человека, 2. графический диктант, 3. образец и правило, 4. первая буква, 5. тест отношений к школе «Домики».
1 тест – рисунок человека проводился с целью исследования общего уровня умственного развития ребёнка (см. таблицу 1)
Таблица 1 - Результаты выполнения задания «Рисунок человека» | |||||||||||||||
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
ПОКАЗАТЕЛЬ |
Сумма баллов | ||||||||||||
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
(6) |
(7) |
(8) |
(9) |
(10) |
(11) |
(12) |
(13) | |||
глаза |
рот |
нос |
руки |
ноги |
уши |
волосы (шапка) |
шея |
пальцы |
одежда |
ступни (обувь) |
по 5 пальцев на каждой руке |
способ изобра-жения | |||
Максимальный балл |
|||||||||||||||
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
26 | ||
1 |
Ж. А.6 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
18 |
2 |
И. В.7 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
21 |
3 |
К.А.7 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
20 |
4 |
К.В.7 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
22 |
5 |
Л.Т.6 лет |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
16 |
6 |
Л.Ю.7 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
21 |
7 |
Л.Е.7 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
21 |
8 |
М.С.6 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
18 |
9 |
М. Н.7 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
21 |
10 |
П.С.7 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
20 |
11 |
Р.А.7 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
21 |
12 |
Х.Л.7 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
4 |
20 |
13 |
Х.И.6 лет |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
14 |
Ч.С.6 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
18 |
15 |
Ч.С.6 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
18 |
Выводы: низкий результат показали Х. И. (6 баллов из 26) и Л. Т. (16 баллов из 26).
Из таблицы 1 видно, что семилетние дети показали более высокие показатели интеллектуального развития, чем шестилетние, что наглядно показывает диаграмма 1 (Приложение А).
Рекомендовано: с данными детьми учителю необходимо проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).
2 тест – графический
диктант. Данная методика
Таблица 2 - Результаты выполнения задания «Графический диктант» | |||||||||||
№ п/п |
Фамилия, Имя учащегося |
Выполнение диктанта |
Общая оценка диктанта |
Продолжение узора |
Общая оценка продолже-ния узора |
Итоговая оценка задания | |||||
1 задание |
2 задание |
3 задание |
1 задание |
2 задание |
3 задание | ||||||
Максимальный балл | |||||||||||
4 |
4 |
4 |
8 |
4 |
4 |
4 |
8 |
16 | |||
1 |
Ж.А.6 лет |
3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 | |
2 |
И.В.7 лет |
4 |
4 |
2 |
6 |
4 |
0 |
0 |
4 |
10 | |
3 |
К.А.7 лет |
4 |
4 |
3 |
7 |
4 |
0 |
0 |
4 |
11 | |
4 |
К.В.7 лет |
2 |
4 |
3 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 | |
5 |
Л. Т.6 лет |
4 |
4 |
3 |
7 |
4 |
0 |
0 |
4 |
11 | |
6 |
Л. Ю.7 лет |
4 |
4 |
3 |
7 |
4 |
0 |
0 |
4 |
11 | |
7 |
Л.Е.7 лет |
4 |
4 |
3 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 | |
8 |
М.С.6 лет |
3 |
3 |
2 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 | |
9 |
М. Н.7 лет |
4 |
4 |
4 |
8 |
4 |
4 |
0 |
4 |
12 | |
10 |
П. С.7 лет |
4 |
4 |
2 |
6 |
4 |
4 |
0 |
4 |
10 | |
11 |
Р. А.7 лет |
4 |
4 |
2 |
6 |
4 |
0 |
0 |
4 |
10 | |
12 |
Х. Л.7 лет |
4 |
4 |
2 |
6 |
4 |
4 |
2 |
6 |
12 | |
13 |
Х. И.6 лет |
4 |
4 |
2 |
6 |
4 |
0 |
0 |
4 |
10 | |
14 |
Ч.С.6 лет |
4 |
4 |
2 |
6 |
4 |
0 |
0 |
4 |
10 | |
15 |
Ч.С.6 лет |
4 |
3 |
3 |
7 |
3 |
0 |
0 |
3 |
10 |