Готовность школьников к обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

Оглавление

Введение 3
1 Проблема готовности ребенка к школьному обучению 7
1.1 Современные представления о психологической готовности детей к школьному обучению 7
1.2 Компоненты психологической готовности к школе 10
1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу 31
2 Психодиагностика детей младшего школьного возраста 38
2.1 Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 38
2.2 Психодиагностика личностной готовности к обучению в школе 42
2.3 Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе 44
2.4 Процедура определения психологической готовности к школе 47
2.5 Варианты развития 49
3 Исследование готовности к школьному обучению 54
3.1 Организация и проведение диагностического обследования на предмет готовности к школе 54
3.2 Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень развития 68
Заключение 77
Глоссарий 80
Список использованных источников 85
Список сокращений 90
Приложение А 91
Приложение Б 92
Приложение В 93
Приложение Г 94
Приложение Д 95

Файлы: 1 файл

done2.doc

— 902.00 Кб (Скачать)

2.5 Варианты развития

По данным Е.Е. и Г.Г.Кравцовых56, примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.

Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития, требующие большей или меньшей коррекционной работы.

При поступлении детей  в школу часто выявляется недостаточная  сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке  отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.57

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно  приводит к не успешности учебных  действий, невозможности понять и  выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

Вербализм связан с высоким  уровнем речевого развития, хорошим  развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение с взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию, т.е. тем, которые способствуют развитию образного мышления.

Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

А.Л.Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей58:

  1. Тревожность. Она бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

Из-за нарастания тревожности  и связанной с ней низкой самооценкой  снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

  1. «Негативистическая демонстративность». Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативистической  демонстративностью, нарушая правила  поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

  1. «Уход от реальности». Уход от реальности - еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».

Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

 

 

 

 

3 Исследование готовности к школьному обучению

3.1 Организация и проведение диагностического обследования на предмет готовности к школе

 

  Приведённый  выше обзор методик позволяет на основе некоторых из них провести диагностику детей на предмет их готовности к школьному обучению.  Полученные результаты  должны  помочь выявлению  сторон  психической деятельности детей,  нуждающихся в коррекции, а также доказать, что 7-летние дети, в отличие от 6-летних детей,  имеют более высокий уровень предпосылок готовности к школе, что сочетается с более высоким уровнем интеллектуальной готовности.

  Обследовались дети 6-7 лет, учащиеся  в первом классе одной из  школ г. Иваново.

   Цель: определить уровень подготовленности первоклассников к обучению в школе с помощью методик: 1. рисунок человека, 2. графический диктант, 3. образец и правило, 4. первая буква, 5. тест отношений к школе «Домики».

 

1 тест – рисунок  человека  проводился с целью  исследования общего уровня умственного развития ребёнка (см. таблицу 1)

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Результаты выполнения задания «Рисунок человека»

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

ПОКАЗАТЕЛЬ

Сумма баллов

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(13)

глаза

рот

нос

руки

ноги

уши

волосы (шапка)

шея

пальцы

одежда

ступни (обувь)

по 5 пальцев на каждой руке

способ изобра-жения

Максимальный балл

 
   

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

8

26

1

Ж. А.6 лет

2

2

2

2

2

0

1

1

0

1

1

0

4

18

2

И. В.7 лет

2

2

2

2

2

0

1

1

1

1

1

2

4

21

3

К.А.7 лет

2

2

2

2

2

0

1

1

1

1

1

1

4

20

4

К.В.7 лет

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

4

22

5

Л.Т.6 лет

2

2

0

2

2

0

1

1

0

1

1

0

4

16

6

Л.Ю.7 лет

2

2

2

2

2

0

1

1

1

1

1

2

4

21

7

Л.Е.7 лет

2

2

2

2

2

0

1

1

1

1

1

2

4

21

8

М.С.6 лет

2

2

2

2

2

1

0

0

1

1

1

2

2

18

9

М. Н.7 лет

2

2

2

2

2

0

1

1

1

1

1

2

4

21

10

П.С.7 лет

2

2

2

2

2

0

1

1

1

1

1

1

4

20

11

Р.А.7 лет

2

2

2

2

2

0

1

1

1

1

1

2

4

21

12

Х.Л.7 лет

2

2

2

2

2

0

1

1

0

1

1

2

4

20

13

Х.И.6 лет

2

2

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

14

Ч.С.6 лет

2

2

2

2

2

0

1

0

1

1

1

2

2

18

15

Ч.С.6 лет

2

2

2

2

2

0

1

0

1

1

1

0

4

18


 

 

Выводы: низкий результат  показали Х. И. (6 баллов из 26) и Л. Т. (16 баллов из 26).

Из таблицы 1 видно, что семилетние дети показали более высокие показатели интеллектуального развития, чем шестилетние, что наглядно показывает диаграмма 1 (Приложение А).

Рекомендовано: с  данными  детьми учителю необходимо проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).

 

2 тест – графический  диктант. Данная методика позволяет  выявить умения внимательно слушать  и точно выполнять указания  взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги направление линии, самостоятельно действовать по  указанию взрослого (см. таблицу 2). 

 

Таблица 2 - Результаты выполнения задания «Графический диктант»

№ п/п

Фамилия, Имя учащегося

Выполнение диктанта

Общая оценка диктанта

Продолжение узора

Общая оценка продолже-ния  узора

Итоговая оценка задания

1 задание

2 задание

3 задание

1 задание

2 задание

3 задание

Максимальный балл

4

4

4

8

4

4

4

8

16

1

Ж.А.6 лет

3

0

0

3

0

0

0

0

3

2

И.В.7 лет

4

4

2

6

4

0

0

4

10

3

К.А.7 лет

4

4

3

7

4

0

0

4

11

4

К.В.7 лет

2

4

3

6

0

0

0

0

6

5

Л. Т.6 лет

4

4

3

7

4

0

0

4

11

6

Л. Ю.7 лет

4

4

3

7

4

0

0

4

11

7

Л.Е.7 лет

4

4

3

7

0

0

0

0

7

8

М.С.6 лет

3

3

2

5

0

0

0

0

5

9

М. Н.7 лет

4

4

4

8

4

4

0

4

12

10

П. С.7 лет

4

4

2

6

4

4

0

4

10

11

Р. А.7 лет

4

4

2

6

4

0

0

4

10

12

Х. Л.7 лет

4

4

2

6

4

4

2

6

12

13

Х. И.6 лет

4

4

2

6

4

0

0

4

10

14

Ч.С.6 лет

4

4

2

6

4

0

0

4

10

15

Ч.С.6 лет

4

3

3

7

3

0

0

3

10

Информация о работе Готовность школьников к обучению