Готовность школьников к обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

Оглавление

Введение 3
1 Проблема готовности ребенка к школьному обучению 7
1.1 Современные представления о психологической готовности детей к школьному обучению 7
1.2 Компоненты психологической готовности к школе 10
1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу 31
2 Психодиагностика детей младшего школьного возраста 38
2.1 Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 38
2.2 Психодиагностика личностной готовности к обучению в школе 42
2.3 Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе 44
2.4 Процедура определения психологической готовности к школе 47
2.5 Варианты развития 49
3 Исследование готовности к школьному обучению 54
3.1 Организация и проведение диагностического обследования на предмет готовности к школе 54
3.2 Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень развития 68
Заключение 77
Глоссарий 80
Список использованных источников 85
Список сокращений 90
Приложение А 91
Приложение Б 92
Приложение В 93
Приложение Г 94
Приложение Д 95

Файлы: 1 файл

done2.doc

— 902.00 Кб (Скачать)

Балы выставлены от 6 (самый  высокий) до 1 (самый низкий), чем выше балл, тем лучше отношение к  определенному виду деятельности.

 

Выводы:

1. обработанные результаты  показывают, что у М. Н. и  Л. Ю. плохо развито положительное   отношение к такому виду деятельности, как игра дома.

2. Вид деятельности  – чтение дома не нравится  Х. И.

3.  Плохое отношение  к домику  проявили Х. И., Л. Ю., Л. Л. и Ч. С.

4. Отношение к школе  не сформировано на достаточно  высоком уровне у К. В., М.  С., М. Н.

5. Плохие отношения  проявились к такому виду деятельности  как «учимся читать в школе»  у Х. И., И. В., Р. А.

6. Отношение к виду  деятельности «учимся писать в школе» в среднем у всего класса развито на высоком и среднем уровне.

7. Отношение к виду  деятельности «учимся считать   в школе» на низком уровне  развито у М. С. и Л. Ю.

8. Показали  очень низкий  уровень отношений к  занятиям  физкультурой в школе И. В., Л. Е., Л. Ю., М.Н. и Ч. С.

9. Школьные перемены  не нравятся К. В., Ч. С. и  Р. А.

10. Плохо относятся  к игре на школьном дворе  Л. Е., М. Н. и Ч. С. 

Диаграмма 5 (Приложение Д) наглядно показывает, что немного  испытуемых хорошо справились с работой по образцу, однако можно заметить, что у семилеток показатели выполнения заданий выше, чем у шестилеток.

Рекомендовано:  учителю  первого класса, учитывать выявленные отношения детей к различным  видам деятельности и используя  индивидуальный подход и соответствующие педагогические и психологические приемы выровнять  отношения к западающим областям деятельности первоклассников.

Теперь можно выяснить, взаимосвязаны ли уровень интеллектуального  развития и сформированность  психологических  предпосылок овладения учебной деятельностью. Для этого сопоставим результаты выполнения задания «Рисунок человека» и задания «Образец и правило» и найдем коэффициент их корреляции.

Было выполнено:

1) Ранжирование значений  А (результаты выполнения задания «Образец и правило») и В (результаты выполнения задания «Рисунок человека»). Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет  разности между рангами А и  В (колонка d);

3) Возведение каждой  разности d в квадрат (колонка  d2);

4) Подсчитана сумма  квадратов;

5) Произведен расчет  коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

6) Определены критические  значения.

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

12

14

18

4.5

9.5

90.25

2

9

3

21

12

-9

81

3

10

6

20

8

-2

4

4

12

14

22

15

-1

1

5

10

6

16

2

4

16

6

11

10

21

12

-2

4

7

11

10

21

12

-2

4

8

11

10

18

4.5

5.5

30.25

9

12

14

21

12

2

4

10

11

10

20

8

2

4

11

11

10

21

12

-2

4

12

10

6

20

8

-2

4

13

4

1

6

1

0

0

14

9

3

18

4.5

-1.5

2.25

15

9

3

18

4.5

-1.5

2.25

Суммы

 

120

 

120

0

251


 
Результат: rs = 0.552

Критические значения для N = 15

N

p

0.05

0.01

15

0.52

0.66


 
Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

Таким образом, можно  сделать вывод, что уровень интеллектуального развития тесно связан с сформированностью  психологических предпосылок овладения учебной деятельностью: чем выше уровень интеллектуального развития, тем более сформированы предпосылки овладения учебной деятельностью. 

3.2 Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень развития

 

После проведения диагностического обследования на предмет готовности к обучению в школе следует руководствоваться комплексом коррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровни развития. Предлагаем методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Эти же задания могут быть использованы и для первичной диагностики уровня развития детей.

Задача состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком.

Развитие памяти

Специалисты различают  кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в  зависимости от характера запоминания  материала: моторную, зрительную, вербальную и логическую. Однако выделить их в  чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, т.к. в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например: для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляется на определенное время какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляется похожая картинка , в которой не достает каких-либо деталей или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.

Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для  зрительно-моторной памяти, с применением  вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, Вы просите ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.

Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения:

Вы читаете ребенку  набор слов (10-15), которые можно  разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а  затем попросить назвать слова, которые он запомнил.59

Характер воспроизведения  будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка  механизмы обобщения, являющиеся базой  для развития логической памяти.

Усложняя задание, можно  предложить детям для запоминания  какой-либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками.

Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет более естественно  запоминание такого материала, который  включен в игровую деятельность. Поэтому, работая с предложенными  выше заданиями, желательно использовать игровые приемы, например включая сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др.

Развитие мышления

К моменту поступления  в школу у ребенка 6-7 лет уже  должно быть сформировано наглядно-действенное  мышление, которое является необходимым  базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

Для развития наглядно-действенного мышления самым эффективным способом является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается  в деятельности конструирования.

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

Развитие этого же вида мышления достигается с помощью  включения детей в разнообразные  сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам  придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

а) "Четвертый лишний": задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.

б) придумывание недостающих  частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Упражнения со спичками или палочками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получилось другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки) помогают также развитию пространственного мышления.60

Развитие моторики и координации движений

Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к  сожалению, имеют крайне низкий уровень  развития моторных навыков, что очень  ярко проявляется в неумении начертить  прямую линию, написать печатную букву  по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Многочисленные психологические  исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка.

В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:

а) нарисовать простой  узор

б) поиграть в игру "трудные виражи". Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом - дом. Потом говорите ребенку: "Ты - водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным". Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, "проехать" по изгибам дорожек.61

Для развития такой моторики существует множество разнообразных  упражнений и игр. Это прежде всего  работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание.

С целью развития общей  координации и точности движений можно предложить детям следующие  игры и соревнования:

а) игра "Съедобное-несъедобное", а также любые игры и упражнения с мячом;

б) игра "Зеркало": ребенку  предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения;

Информация о работе Готовность школьников к обучению