Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:03, дипломная работа
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».
Введение 3
1 Проблема готовности ребенка к школьному обучению 7
1.1 Современные представления о психологической готовности детей к школьному обучению 7
1.2 Компоненты психологической готовности к школе 10
1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу 31
2 Психодиагностика детей младшего школьного возраста 38
2.1 Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 38
2.2 Психодиагностика личностной готовности к обучению в школе 42
2.3 Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе 44
2.4 Процедура определения психологической готовности к школе 47
2.5 Варианты развития 49
3 Исследование готовности к школьному обучению 54
3.1 Организация и проведение диагностического обследования на предмет готовности к школе 54
3.2 Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень развития 68
Заключение 77
Глоссарий 80
Список использованных источников 85
Список сокращений 90
Приложение А 91
Приложение Б 92
Приложение В 93
Приложение Г 94
Приложение Д 95
Балы выставлены от 6 (самый высокий) до 1 (самый низкий), чем выше балл, тем лучше отношение к определенному виду деятельности.
Выводы:
1. обработанные результаты
показывают, что у М. Н. и
Л. Ю. плохо развито
2. Вид деятельности – чтение дома не нравится Х. И.
3. Плохое отношение к домику проявили Х. И., Л. Ю., Л. Л. и Ч. С.
4. Отношение к школе не сформировано на достаточно высоком уровне у К. В., М. С., М. Н.
5. Плохие отношения
проявились к такому виду
6. Отношение к виду деятельности «учимся писать в школе» в среднем у всего класса развито на высоком и среднем уровне.
7. Отношение к виду деятельности «учимся считать в школе» на низком уровне развито у М. С. и Л. Ю.
8. Показали очень низкий уровень отношений к занятиям физкультурой в школе И. В., Л. Е., Л. Ю., М.Н. и Ч. С.
9. Школьные перемены не нравятся К. В., Ч. С. и Р. А.
10. Плохо относятся к игре на школьном дворе Л. Е., М. Н. и Ч. С.
Диаграмма 5 (Приложение Д) наглядно показывает, что немного испытуемых хорошо справились с работой по образцу, однако можно заметить, что у семилеток показатели выполнения заданий выше, чем у шестилеток.
Рекомендовано: учителю первого класса, учитывать выявленные отношения детей к различным видам деятельности и используя индивидуальный подход и соответствующие педагогические и психологические приемы выровнять отношения к западающим областям деятельности первоклассников.
Теперь можно выяснить, взаимосвязаны ли уровень интеллектуального развития и сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Для этого сопоставим результаты выполнения задания «Рисунок человека» и задания «Образец и правило» и найдем коэффициент их корреляции.
Было выполнено:
1) Ранжирование значений А (результаты выполнения задания «Образец и правило») и В (результаты выполнения задания «Рисунок человека»). Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет
коэффициента ранговой
6) Определены критические значения.
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
12 |
14 |
18 |
4.5 |
9.5 |
90.25 |
2 |
9 |
3 |
21 |
12 |
-9 |
81 |
3 |
10 |
6 |
20 |
8 |
-2 |
4 |
4 |
12 |
14 |
22 |
15 |
-1 |
1 |
5 |
10 |
6 |
16 |
2 |
4 |
16 |
6 |
11 |
10 |
21 |
12 |
-2 |
4 |
7 |
11 |
10 |
21 |
12 |
-2 |
4 |
8 |
11 |
10 |
18 |
4.5 |
5.5 |
30.25 |
9 |
12 |
14 |
21 |
12 |
2 |
4 |
10 |
11 |
10 |
20 |
8 |
2 |
4 |
11 |
11 |
10 |
21 |
12 |
-2 |
4 |
12 |
10 |
6 |
20 |
8 |
-2 |
4 |
13 |
4 |
1 |
6 |
1 |
0 |
0 |
14 |
9 |
3 |
18 |
4.5 |
-1.5 |
2.25 |
15 |
9 |
3 |
18 |
4.5 |
-1.5 |
2.25 |
Суммы |
120 |
120 |
0 |
251 |
Результат: rs = 0.552
Критические значения для N = 15
N |
p | |
0.05 |
0.01 | |
15 |
0.52 |
0.66 |
Ответ: Н0 отвергается. Корреляция
между А и В статистически значима.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень интеллектуального развития тесно связан с сформированностью психологических предпосылок овладения учебной деятельностью: чем выше уровень интеллектуального развития, тем более сформированы предпосылки овладения учебной деятельностью.
После проведения диагностического обследования на предмет готовности к обучению в школе следует руководствоваться комплексом коррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровни развития. Предлагаем методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Эти же задания могут быть использованы и для первичной диагностики уровня развития детей.
Задача состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком.
Развитие памяти
Специалисты различают
кратковременную и
Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, Вы просите ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.
Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения:
Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем попросить назвать слова, которые он запомнил.59
Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.
Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой-либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками.
Как уже отмечалось выше,
для детей 6-7 лет более естественно
запоминание такого материала, который
включен в игровую
Развитие мышления
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.
Для развития наглядно-действенного
мышления самым эффективным способом
является предметно-орудийная
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
Развитие этого же
вида мышления достигается с помощью
включения детей в
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:
а) "Четвертый лишний": задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.
б) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.
Упражнения со спичками или палочками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получилось другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки) помогают также развитию пространственного мышления.60
Развитие моторики и координации движений
Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.
Многочисленные
В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:
а) нарисовать простой узор
б) поиграть в игру "трудные виражи". Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом - дом. Потом говорите ребенку: "Ты - водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным". Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, "проехать" по изгибам дорожек.61
Для развития такой моторики существует множество разнообразных упражнений и игр. Это прежде всего работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание.
С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования:
а) игра "Съедобное-несъедобное", а также любые игры и упражнения с мячом;
б) игра "Зеркало": ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения;