Готовность школьников к обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

Оглавление

Введение 3
1 Проблема готовности ребенка к школьному обучению 7
1.1 Современные представления о психологической готовности детей к школьному обучению 7
1.2 Компоненты психологической готовности к школе 10
1.3 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу 31
2 Психодиагностика детей младшего школьного возраста 38
2.1 Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 38
2.2 Психодиагностика личностной готовности к обучению в школе 42
2.3 Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе 44
2.4 Процедура определения психологической готовности к школе 47
2.5 Варианты развития 49
3 Исследование готовности к школьному обучению 54
3.1 Организация и проведение диагностического обследования на предмет готовности к школе 54
3.2 Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень развития 68
Заключение 77
Глоссарий 80
Список использованных источников 85
Список сокращений 90
Приложение А 91
Приложение Б 92
Приложение В 93
Приложение Г 94
Приложение Д 95

Файлы: 1 файл

done2.doc

— 902.00 Кб (Скачать)

в) игра в "Тир": попадание  в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера.62

Развитие фонематического слуха

Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного устранения возможных его дефектов.

Как правило, эту функцию  диагностики выполняет логопед. Поэтому при выявлении каких-либо нарушений фонематического слуха у ребенка вся последующая коррекционная работа должна проводиться в тесном сотрудничестве со специалистами этого профиля.

Развитие произвольности

Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процессе обучения, и  даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности целесообразно уделять особое внимание.

Развитие произвольности - многокомпонентный процесс, требующий  обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции.

Наиболее эффективной  деятельностью по развитию произвольности служит продуктивная деятельность, в  первую очередь - конструирование.

Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу. Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно рассмотреть, изучить дом, который ему надлежит собрать из кубиков самостоятельно. После этого взрослый процент ребенка приступить к строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы.

Если ребенок допускает  ошибки при сборки, то с ним нужно  проанализировать причины, которые  привели к ошибкам конструирования  и после этого попросить ребенка  внести необходимые коррективы.

Конструирование по наглядному образцу - первый этап формирования произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На следующем этапе ребенку предлагается аналогичная работа, в которой образцом будет служить не реальная постройка, а рисунок дома. При этом возможны два варианта изображения:

а) полное, когда на схематическом  рисунке представлены все образующие постройку детали;

б) контурное - без детализации.

Последующее усложнение предполагает конструирование по словесному описанию, а затем и по собственному замыслу. В последнем случае ребенок перед началом работы должен подробно описать особенности задуманной постройки.

Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит "Графический диктант", который предполагает два условия выполнения задания:

1) ребенку предлагается  образец геометрического узора,  выполненный на бумаге в клетку; ребенка просят воспроизвести  предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок

2) аналогичная работа  предлагается для выполнения  на слух, когда взрослый диктует  последовательность действий с  указанием числа клеточек и  их направления (вправо влево,  вверх - вниз)

При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит на прогулке, во время экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих представлениях, такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараться получать более подробный и развернутый рассказ. Родителям мы советуем почаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

При несформированности положительного отношения к школе  необходимо уделить ребенку как  можно больше внимания. Общение с  ним должно строиться не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным, эмоциональным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю, учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него требований к поведению.63

- Для повышения уровня  развития мышления и речи очень  большое значение имеет участие  ребенка в коллективных играх  во внеурочное время. Нужно  чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятие каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми.

- Не надо стараться  "натренировать" ребенка на  выполнение в понимание заданий  типа тех, которые приведены  в методиках. Это даст лишь  видимость успеха, а при столкновении с любым новым для него заданием он окажется также бесполноценным, как раньше.

- При "низком" уровне  развития мышления и речи необходимо  с самого начала обучения дополнительные  индивидуальные задания, направленные  на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

- Недостаточный уровень  развития образных представлений  - одна из частых причин трудностей  в учебе не только 6-7 летний  детей, но и значительно позже  (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста.

Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться  как можно скорее компенсировать.

- Для развития образных  представлений чрезвычайно большое  значение имеет изобразительная  и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время  стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием  из строительного материала и различных конструкций. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель для конструктора и т.п. В подборе заданий можно опираться на "Программу воспитания в детском саду".

- Очень важно привить  ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить его, не в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать как их исправить, чтобы улучшить результат.

- При недостаточном  уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная). Можно нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздеванием перед "укладыванием спать", одеванием для "прогулки" и т.п.)

- Для развития крупных  движений важно добиваться повышения  двигательной активности. Не нужно  привлекать ребенка к участию  в спортивных соревнованиях - неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В этом случае гораздо полезнее занятия не содержащие соревновательных элементов: физкультурная зарядка, шуточные игры типа "Каравай", "Баба сеяла горох" и т.п. Родителям следует почаще играть с ребенком в мяч, вместе кататься на лыжах и т.п. Очень полезны занятия плаванием.64

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших  проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит  как построение оптимальной программы  воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Проблема психологической  готовности к школьному обучению связана с возрастом, который  традиционно выделяется в психологии и педагогике как переходный и получивший наименование кризиса семи лет. Изучение центрального психологического новообразования данного возрастного периода требует учета того обстоятельства, что в этом возрасте происходит смена ведущих деятельностей - сюжетно-ролевая игра уступает место учебной деятельности. Анализ игровой и учебной деятельности свидетельствует, что возможность принятия детьми учебных задач может служить одним из показателей психологической подготовленности ребенка к школьному обучению. Эта способность соответствует выделяемым Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым двум этапам в учебной задаче - принятию задачи и выделению и овладению общим способом ее решения. Вопрос об условиях и источниках возникновения и развития данной способности привел нас к изучению общения в аспекте проблемы психологической готовности к школьному обучению.

Проведенное исследование показало, что семилетние дети лучше  готовы к школе, чем шестилетние. Также был сделан вывод о том, что 7-летние дети, в отличие от 6-летних детей,  имеют более высокий уровень сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, что сочетается с более высоким уровнем интеллектуальной готовности.

Полученные нами данные имеют непосредственное отношение  ко многим важнейшим проблемам детской  и педагогической психологии. Они могут способствовать решению таких фундаментальных теоретических вопросов психологии, как критические возрасты и сущность кризиса семи лет, механизмы смены ведущих деятельностей и роль общения в психическом развитии ребенка, многочисленные проблемы, связанные с формированием полноценной учебной деятельности, в том числе ее предпосылки в дошкольном периоде детства, и т. д.

Мы полагаем, что результаты нашего исследования помогут разработать  более совершенные формы и  методы воспитательной работы дошкольных учреждений. Немаловажно и то обстоятельство, что оптимальные условия возникновения и развития указанных компонентов психологической готовности к школьному обучению создаются внутри сюжетно-ролевой игры, игры с правилами и режиссерской игры. Тем самым традиционные формы школьного обучения, не предусматривающие никаких видов и форм детской игры, с нашей точки зрения, не могут быть признаны адекватными для систематического обучения детей шестилетнего возраста. Другими словами, принципиальная возможность введения систематического обучения, начиная с шестилетнего возраста, тесно связана с такими формами активности детей, в которых отводилось бы значительное место ролевой игре, игре с правилами и режиссерской игре.

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны  с психологическим возрастом  ребенка, который отсчитывается  не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.

В своей работе мы ставили  цель - выявить уровень готовности дошкольников к обучению и провести коррекционно-развивающие мероприятия по повышению уровня развития.

Была использована комплексная  программа диагностики детей дошкольного возраста к школьному обучению. Готовность определилась по следующим параметрам: мотивационный; интеллектуальный; языковой; социальный.

На основании полученных результатов возникла необходимость  в создании коррекционно-развивающих  мероприятий для повышения уровня готовности к школьному обучению.

 

 

Глоссарий

 №

п\п

      Новые понятия

                               Содержание

Абстрагирование

мысленное отвлечение

Автономная речь

один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития

Артикуляция

координация действия речевых органов  при произнесении звуков речи, которая  осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного  мозга. При произнесении определенного  звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной артикуляцией.

Ассоциация

погруженность в переживание, при  воспроизведении которого человек видит события своими собственными глазами. воспринимая его всеми органами чувств

Внутренняя позиция

осознание себя в системе общественных отношений.

Вербализм

один из признаков интеллектуальной неготовности ребёнка к школе  и проявляющийся в высоком уровне речевого развития на фоне недостаточного развития восприятия и мышления.

Визуализация

процесс построения визуальных образов  в мозге

Генезис

происхождение, история зарождения.

Дезадаптация

образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Диагностическое обследование

конкретная программа действий с определённым объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту

Дошкольный возраст

этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что  ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.

Зона ближайшего развития

особый диапазон трудности заданий, с которыми ребёнок не может справиться в данный момент, но может справиться в присутствии взрослого- при наличии определённых подсказок и помощи. Термин ввёл Л.С.Выготский.

Коррекция

исправление недостатков

Корреляция

взаимосвязь двух или нескольких величин, при которой изменения одной или нескольких из них приводят к изменению другой или других

Личность

относительно устойчивая система  поведения индивида, построенная  на основе включённости в социальный контекст.

Обучение

процесс целенаправленной передачи общественного  опыта; профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу учащимся знаний, навыков и умений.

Память

когнитивный процесс, состоящий в  запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретённого опыта.

Психологическое здоровье

состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности

Рефлексия

размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ

Режим

условия деятельности, работы, существования чего-нибудь

Самооценка

 ценность, которая приписывается  индивидом себе или отдельным своим качествам

Учебно-воспитательный процесс

средство реализации содержания образования  в системе общеобразовательных  и профессиональных учебных заведений

Учебная деятельность

ведущая деятельность младшего школьного  возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального  опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических  понятий

Шкала Векслера

тест для измерения интеллекта, разработанный Д.Векслером. В l937г. на основании исследований интеллекта правонарушителей в Белвью им была создана „Шкала Векслера – Белвью“ (второе издание — 1946г.). В 1949г. эта  шкала была кардинально переработана и издана как „Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей“, предназначенная для диагностики интеллекта детей от 5 до 15 лет. В 1955г. была создана „Шкала Векслера для измерения интеллекта у взрослых“, предназначенная для возрастов от 16 до 75 лет. Для того, чтобы максимально устранить влияние уровня школьного образования, в этих тестах вместе с вербальными тестами были использованы тесты „действия“ и невербальные тесты

Школьная зрелость

овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческие характеристики

Эксперимент

  исследовательская стратегия,  в которой осуществляется целенаправленное  наблюдение за каким либо процессом  в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания

Информация о работе Готовность школьников к обучению