Готовность дошкольников к обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы пре­дусматривает начало обучения детей с 6-летнего возраста. В связи с этим серьезное внимание ученых в области педагогики, психологии, физиологии, медицины приковано к шестилетним детям. Этот возраст рассматривается как переходный от старшого дошкольного к младшему школьному (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 5
1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Виды психологической готовности к школьному обучению 10
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 20
2.1. Процедура определения психологической готовности к школьному обучению 20
2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Файлы: 1 файл

готов. детей ук обучению.doc

— 367.00 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ              3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ              5

1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста              5

1.2. Виды психологической готовности к школьному обучению              10

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ              20

2.1. Процедура определения психологической готовности к школьному обучению              20

2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.              21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ              39

ПРИЛОЖЕНИЯ              41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы пре­дусматривает начало обучения детей с 6-летнего возраста. В связи с этим серьезное внимание ученых в области педагогики, психологии, физиологии, медицины приковано к шестилетним детям. Этот возраст рассматривается как переходный от старшого дошкольного к младшему школьному (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Он представляет большой интерес для специалистов, так как понимание психофизических особенностей ребенка в этом возрасте поз­воляет рационально строить учебно-воспитательный процесс. Осущест­вление этого процесса происходит с учетом смены ведущей деятельнос­ти ребенка, состояния его готовности к обучению.

Успешность школьного обучения во многом будет зависеть от физической, личностной и умственной готовности ребенка к деятельности. В совершенно новых для него условиях жизни, предъявляющих ему новую ранее не известную систему требований, ставящих перед ним новые, ра­нее не встречавшиеся задачи. Изучение готовности ребенка к школе как бы подводит итог всей воспитательной работе с дошкольником, на­правленной на его всестороннее физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие.

Уровень готовности к школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного уч­реждения, оказывается различным. При большой вариативности индивидуальных показателей психологической готовности дошкольников к началу систематического обучения, выделяется группа детей, которых характеризует недостаточный уровень так называемой школьной зрелости.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает немаловажное значение: с ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, поскольку ребенок, не готовый психологически к школьному обучению, не сможет выполнять требования школьного обучения на должном уровне. Данной проблемой занимались: Л.А. Венгер в книге "Готов ли ваш ребенок к школе"; Н.И. Гуткина в книге "Психологическая готовность к школе"; Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова в книге "Психологическая готовность к школе"; Овчарова Н.Е. "Психология в начальной школе".

Актуальность исследования обусловлена необходимостью проведения психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Объектом исследования является готовность к школьному обучению.

Предмет исследования: диагностика готовности к школьному обучению.

Цель исследования: рассмотреть психологическую готовность к школьному обучению и определить психологическую диагностику готовности.

Задачи работы:

1.рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;

2.проанализировать виды готовности к школе;
          3.представить диагностическую программу психологической готовности к школе.

Структура работы – введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства "Я должен" над мотивом "Я хочу". К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю.Кулачина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. [1]Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. К 6 годам у большинства детей появляется желание стать школьника­ми.

Начало обучения 6-летних и подго­товка к нему связаны с необходимостью учета ряда важных психологических за­кономерностей развития детей этого воз­раста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими ин­теллектуальными возможностями ре­бенка и специфическими «дошкольны­ми» способами их удовлетворения. Ин­теллектуальная сфера ребенка не только в определенной мере уже готова к сис­тематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на личностную сферу. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступ­ные ребенку.Ребенок не только готов принять новую социальную пози­цию школьника, но и начинает стремить­ся к ней.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника являет­ся обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения и, во-вторых, готовность де­тей к овладению целями и способами систематического обучения. Говоря сло­вами Л. С. Выготского[2], в этот период осуществляется

переход от учения по его собственной программе к учению по про­грамме, заданной взрослыми. Можно сказать, что в этот период возникает со­стояние, которое можно назвать обуча­емостью. Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Целенаправленное педагогиче­ское воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей. И важная роль здесь принадлежит семье.

Но необходимо, чтобы ребенок по­шел в школу физически развитым, крепким, здоровым. Ведь в значительной сте­пени его успехи в школе будут зависеть от его физической готовности к ней, здоровья. Требует внимания развитие всех физических качеств ребенка — ловкости, выносливости, гибкости, скорости, силы. Исследования  показывают, что важнейшая физическая способность человека — вынос­ливость. Выносливость теснейшим образом связана с работо­способностью, качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необ­ходима она и 6-летнему ребенку, чтобы овладеть программой, предусмотренной для первоклассников в школе. Специ­альные исследования показывают, что положительное влияние на физическую работоспособность детей этого возраста, обучающихся в школе, оказывает уве­личение самопроизвольной двигатель­ной активности и целенаправленное, с акцентом на точность выполнения дви­жений, развитие у детей двигательных навыков во время ежедневного прове­дения динамических пауз на свежем воз­духе, обучение плаванию в бассейне, проведение утренней гимнастики. Оценивая физические возможности шестилеток, надо учитывать, что «мы имеем дело с растущим детским организмом, созревание которого еще не за­кончилось, функциональные особеннос­ти которого еще не сложились... При перестройке педагогического процесса, при совершенствовании воспитательных программ необходимо предусматривать не только то, что ребенок данного воз­раста способен достигнуть при интенсив­ной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить.

Но ясно, что одной физической го­товности для успешного обучения в шко­ле явно мало. Необходима готовность ребенка к изменению своего социально­го положения. Этот процесс адаптации, или привыкания, подчиняется особым психологическим закономерностям, ко­торые очень важно учитывать.

Социально-психологическая адапта­ция представляет собой процесс активно­го приспособления, в отличие от физио­логической адаптации, которая происхо­дит как бы автоматически.

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Результат адаптации — адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей    жизнедеятельности.

Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия. В ходе исследования выявлено три уровня адап­тации детей к школе. Зная их, родители могут проверить, как проходит этот пе­риод привыкания к новой школьной жизни у их сына или дочери.

Высокий уровень адаптации.[3] Перво­классник положительно относится к школе, предъявляемые требования вос­принимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овла­девает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внима­тельно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внеш­него контроля; проявляет большой инте­рес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); об­щественные поручения выполняет охот­но и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Перво­классник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отри­цательных переживаний, понимает учеб­ный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основ­ное содержание учебных программ, са­мостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выпол­нении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Перво­классник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жа­лобы на нездоровье; доминирует подав­ленное настроение; наблюдаются нару­шения дисциплины; объясняемый учите­лем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником за­труднена; при выполнении самостоятель­ных учебных заданий не проявляет ин­тереса; к урокам готрвится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, сис­тематические напоминания и побужде­ния со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внима­ние при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учеб­ная помощь учителя и родителей; об­щественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пасси­вен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одно­классников.

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотно­шения в семье были хорошими, отсут­ствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть бла­гоприятный статус в группе сверстни­ков.

Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положе­ния в группе сверстников, конфликтная ситуация в семье — все это затрудняет вхождение ребенку в новую полосу жизни.

Как ребенок будет учиться, ста­нет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, все это зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям. Поэтому психологи ставят на первый план психологическую готовность ребенка к школе.

 

1.2.. Виды психологической готовности к школьному обучению

 

Психологическая готовность - сложное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития личностной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.

Базовые качества в структуре психологической готовности  к школе  в начале обучения:

-  мотивы учения

-  зрительный анализ (образное мышление);

-  уровень обобщений (предпосылки логического мышления)

- способность принимать учебную задачу

-  вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения)

- графический навык

- произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого)

         - обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Вначале школьного обучения успешность усвоения знаний во многом зависит от уровня развития отдельных индивидуальных качеств ребенка: мотивов учения, способности принимать задачу и т. д. Они взаимосвязаны, но связи эти сформировались в дошкольных видах деятельности, содержание и организация которых отличается от  организации и содержания  учебной деятельности. Поэтому структура индивидуальных качеств ребенка еще мало приспособлена для учения. И только в учебном процессе, под руководством учителя, в результате усвоения знаний и умений, и самой учебной деятельности  в исходной структуре индивидуально- психологических качеств (стартовая готовность к обучению) происходят  значительные изменения, которые можно назвать настройкой на учебную деятельность и усвоение знаний в условиях школьного обучения. Успешность обучения теперь во многом зависит от «организации» учебных качеств учащегося, т. е. от того, насколько хорошо они взаимодействуют, обеспечивая необходимые качества усвоения знаний. Таким образом, формируется вторичная готовность к обучению в школе.

Информация о работе Готовность дошкольников к обучению