Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:47, контрольная работа
Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает начало обучения детей с 6-летнего возраста. В связи с этим серьезное внимание ученых в области педагогики, психологии, физиологии, медицины приковано к шестилетним детям. Этот возраст рассматривается как переходный от старшого дошкольного к младшему школьному (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 5
1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Виды психологической готовности к школьному обучению 10
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 20
2.1. Процедура определения психологической готовности к школьному обучению 20
2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
В группу с относительно хорошим развитием произвольности относятся дети, получившие не более одного балла, при этом берется лучший результат из двух попыток. Вторая попытка предоставляется испытуемому, если с первого раза он потерпел неудачу в игре. Перед второй попыткой проводится дополнительная беседа об условия игры. Если остаются сомнения после проведения методики "Да и нет" относительно умения ребенка работать по правилу, то можно провести с ним еще одну игру, направленную на выявление того же умения.
Методика "Вежливость"[9]
Методика представляет собой известную игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово "пожалуйста". Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: 1) "руки вперед"; 2) "руки на пояс, пожалуйста"; 3) "присядь"; 5) "руки к плечам, пожалуйста"; 6) "прыгай"; 7) "прыгай, пожалуйста"; 8) "перестань прыгать, пожалуйста". До начала игры надо проверить, понимает ли ребенок, как следует выполнять использующиеся в ней упражнения. Непонятные для него упражнения лучше всего заменить на знакомые.
Как и в методике "Да и нет", успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие "подчинение правилу".
Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются выполнение команды без слова "пожалуйста" и невыполнение команды при слове "пожалуйста". Каждая из них оценивается в 1 балл. За правильно выполненное задание выставляется 0 (ноль). Чем хуже справился ребенок, тем выше суммарный балл. [9,c.99]
Методика "Эхо".
Методика представляет собой игру, в которой ребенок исполняет роль эха. Перед игрой экспериментатор объясняет ему, что такое "эхо": "Ты слышал когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только слышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если ты попадешь в горное ущелье и скажешь: "Здравствуй, Эхо!", - то оно ответит тебе так же: "Здравствуй, Эхо!», - потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит". После этого рассказа испытуемому предлагается поиграть в игру, где он должен будет в точности повторять любой звук, который услышит. В качестве материала воспроизведения берутся отдельные звуки и звукосочетания: три гласных звука (напр., "а", "о", "и"), три глухих согласных звука (напр., "п", "с", "т"), три звонких согласных звука (напр., "б", "з", "д"), три слова, состоящие из двух звуков (напр., "ша", "ру", "лы"), три звукосочетания, состоящие из двух согласных звуков (напр., "ст", "вр", "кт").
Обработка результатов проводится количественно и качественно. Каждый неправильно произнесенный звук оценивается 1 баллом, при этом важно зарегистрировать, что произнес ребенок вместо требуемого звука. Отказ от воспроизведения также оценивается 1 баллом независимо от количества воспроизведенных звуков.
Методика позволяет выявить не только возможность произвольность произнесенных отдельных звуков и звукосочетаний, без чего невозможно обучение чтению, но и особенности развития фонематического слуха и нарушения артикуляции. В случае обнаружения серьезных дефектов в этой области требуется обратить внимание родителей на необходимость занятий ребенка с логопедом.
Методика "Сапожки"
Методика позволяет выявить актуальный уровень процесса обобщения и зону ближайшего развития у детей 6-9 лет.[10]
В качестве экспериментального материала используется цветная таблица рисунков, состоящая из 55 клеток (7 рядов по 5 клеток в каждом), и лист бумаги с изображением геометрических фигур. Цветная таблица имеет следующий вид:
1 ряд- первая клетка пустая, во второй нарисована собака, в третьей - Чиполлино босиком, в четвертой - цапля, стоящая на одной ноге, в пятой - цифра "0".
2 ряд- первая клетка пустая, во второй нарисована та же собака, что и в первом ряду, но только на всех ее четырех лапах надеты красные сапожки, в третьей - Чиполлино в красных сапожках, а в четвертой- та же самая цапля на одной ноге, но в красном сапоге, в пятой - цифра "1".
3 ряд- первая, вторая и пятая клетки- пустые, в третьей нарисован Чиполлино в красных сапожках, в четвертой - цапля без сапога.
4 ряд- первая, вторая и пятая клетки- пустые, в третьей нарисован Чиполлино в красных сапожках, в четвертой- цапля в красном сапоге.
5 ряд- первая и пятая клетки- пустые, во второй нарисована собака в красных сапожках, в третьей- Чиполлино босиком, в четвертой- цапля босиком.
6 ряд- в первой клетке нарисован ежик в синих сапожках, во второй- собака в красных сапожках, в третьей- Чиполлино босиком, в четвертой- цапля в красном сапоге, пятая клетка- пустая.
7 ряд- в первой клетке нарисован снеговик, на голове которого одета шляпа-цилиндр, во второй- снеговик без шляпы, в третьей- снеговик с ведром на голове, в четвертой снеговик, на голове которого- сковородка, пятая клетка- пустая.
На листе бумаги изображены два ряда геометрических фигур:
В 1 ряду -заштрихованные квадраты, круг (штриховка одинаковая), незаштрихованные треугольник и прямоугольник; во П ряду - ромб, расчерченный в мелкую клетку, пустая трапеция; треугольник, расчерченный в мелкую клетку; прямоугольник, расчерченный в мелкую клетку (как и ромб).Педагог обращается к испытуемому: "Сейчас я научу тебя отгадывать интересные загадки. Посмотри на картинки (показывается первый ряд на цветной таблице рисунков), кто здесь нарисован?" (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.) '"Правильно, а теперь обрати внимание: в первом ряду зверюшки и Чиполлино нарисованы босиком, и напротив них - цифра "О", во втором ряду все они в сапожках, и напротив них стоит цифра "I". Для отгадывания загадок тебе надо Запомнить, что если на картинке фигурка будет нарисована босиком, то .ты должен обозначать ее цифрой "О", а если в сапожках, то цифрой "I". Запомнил? Повтори, пожалуйста. (Испытуемый повторяет правило.);
Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех рядах клеток. Этот этап рассматривается как обучение и закрепление выученного правила. В случае, если он делает ошибки, то экспериментатор просит повторить его правило работа, показывает на образец (первые два ряда). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно он так ответил. Обучающий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все его ошибочные ответы не только количественно (неправильный ответ оценивается I баллом), но и качественно, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить "011, а где "I", •или же он вообще не применяет в работе правило. Так, например, бывают ошибки, когда собаку обозначают цифрой "4", Чиполлино -"2", а цаплю - "I" и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того, как экспериментатор уверен, что ребенок научился- применять правило, которому его обучали, начинается этап "отгадывания загадок", "Отгадать загадку" - значит правильно обозначить фигурки цифрами "О" и "I".
I "загадка" (расположена в У1 ряду) позволяет выявить умение применить правило на новом конкретном материале.
В этом ряду впервые встречается картинка "ежик", прежде не попадавшаяся ребенку в таблице, крале того, на ежике надеты сапожки не красного, а синего цвета. Таким образом, для успешного решения задачи должен произойти перенос усвоенного правила обозначения фигурок цифрами на новый конкретный материал (новая фигурка в сапожках другого цвета).
Ошибки", допускаемые детьми при решении этой "загадки", бывают самые разнообразные. Это может быть неиспользование выученного правила или неправильное применение его на тех картинках, на которых ребенок уже тренировался (т.е. тот же характер ошибок, что и на обучающем этапе, хотя именно у этого испытуемого на обучающем этапе могло и не быть ошибок), а может быть ошибка, вызванная отсутствием собственно переноса введенного правила обозначения фигурок цифрами на новый конкретный материал. Поэтому в случае неправильного решения "загадки" нужно проанализировать характер ошибок, чтобы не сделать неправильный вывод о неумении ребенка применять правило на новом конкретном материале.
П "загадка" (расположена в У1 ряду) позволяет выявить умение осуществить эмпирическое обобщение.В клетках этого ряда нарисованы снеговики, т.е. картинки, не встречающиеся до этого в таблице. Различаются снеговики тем, что у трех из них есть головной убор, а у одного нет. А поскольку это снеговики, то в качестве головного убора, кроме шляпы, используется любой более- менее подходящий предмет (ведро, сковородка). Ребенку и в этом случае предлагается обозначить картинки цифрами "О" и "I". Чтобы справиться с такой задачей, требуется сравнить I. и П "загадки" и увидеть между ними связь, заключающуюся в том, что и в первом, и во втором случаях три фигурки отличаются от четвертой тем," что у трех имеется что-то такое, чего нет. у четвертой: в первом случае сапожки, во втором - шляпы. Но чтобы понять, что различные предмета на головах снеговиков - это все - "шляпы", испытуемому следует сделать эмпирическое обобщение. Такому обобщению, с нашей точки зрения, должно способствовать то, что на голове первого снеговика надета шляпа, дающая установку на рассмотрение остальных предметов с этой же точки зрения. Поскольку и в загадке со снеговиками ребенку требуется расставить цифры "О" и "I", то ему необходимо предположить, что ориентирам для этого должно служить наличие или отсутствие шляпы, как в прошлой загадке таким ориентиром выступало наличие или отсутствие сапожек. Если при сравнении 1"и П "загадок" он выделил отличительные признаки- ориентиры, позволяющие решить задачу, и смог осуществить перенос усвоенного им правила обозначения фигурок с одного конкретного признака на другой (с сапожек на шляпы), то испытуемый правильно решает "загадку". При анализе результатов возникает вопрос, за счет чего ребенок осуществляет перенос правила обозначения фигурок с одного признака на другой (с сапожек на шляпы)? Объясняется ли такой перенос правила эмпирическим обобщением отличительных признаков - и сапожки, и шляпы представляют собой детали одежды или же содержательной абстракцией, т.е. выявлением принципа решения целого класса задач, заключающегося в ориентации на сам факт наличия или отсутствия отличительного признака, независимо от формы его проявления? Ответить на этот вопрос помогают следующие две "загадки".
Ш и 1У. "загадки", расположенные на отдельном листе бумаги и представляющие собой ряд геометрических фигур, позволяют выяснить, может ли ребенок решить задачу, требующую мышления на абстрактном уровне. Здесь уже нет фигурок, изображающих животных или сказочных персонажей, соответственно нет и никаких деталей одежды. Изображенные геометрические фигуры различаются по признаку наличия или отсутствия штриховки.
Если испытуемый во П "загадке" открыл для себя общий принцип решения аналогичных задач, абстрагируясь от конкретной формы отличительного признака как от несущественного момента, то он легко справляется и с этими новыми заданиями. Возможен вариант, когда решение П "загадки" осуществилось вследствие эмпирического обобщения отличительных признаков, а в Ш и 1У "загадках" он находит принцип решения всего класса подобных задач, т.е. поднимается на уровень абстрактного мышления. Тем детям, которые "отгадали П загадку" при помощи эмпирического обобщения отличительных признаков, чтобы решить Ш и 1У "загадки", надо увидеть связь между ними и предшествующими, заключающуюся в том, что и изображения конкретных персонажей, и геометрические фигуры различаются между собой (внутри каждой "загадки") по одному признаку, который каждый раз меняется. Следующим шагом испытуемого должно быть понимание, что для решения задачи форма отличительного признака - несущественный момент, а важен сам факт наличия или отсутствия признака. Таким образом, ребенок переходит на уровень теоретического мышления, где он, абстрагируясь от формы отличительного признака и ориентируясь только на факт его наличия или отсутствии, приходит к выявлению принципа решения целого класса задач.
Таким образом, решение Ш и 1У "загадок" может прояснить, осуществляет ли испытуемый перенос правила обозначения фигурок о одного признака на другой в результате эмпирического обобщения отличительных", признаков или в результате содержательной абстракции. Для уточнения характера обобщения при "отгадывании загадок" следует беседовать с детьми после каждой "отгадки", расспрашивая их о том, почему именно так обозначены фигурки, причем вслед за выделением ребенком отличительного признака в качестве ориентира в его работе должен следовать вопрос: "Почему если этот признак есть (напр., шляпы), то ты обозначаешь фигурку "I"? Такой вопрос может позволить выделить детей с эмпирическим обобщением отличительных признаков, которое чаще осознается и легче вербализуется, чем выделенный общий принцип решения.
Обработка результатов методики проводится количественно и качественно. Ранее уже отмечалось, что на этапе обучения каждый неправильный ответ оценивается 1 баллом. Неправильно решенная "загадка" также оценивается 1 баллом, а правильно решенная - "О", затем вычисляется суммарный балл по всем четырем "загадкам" (обучающий этап в суммарный балл не входит). Чем хуже справился ребенок с заданием, тем больше его суммарный балл. Качественный анализ ошибок позволяет лучше понять причину неудачи испытуемого в том или ином задании и выявить, какого рода обучение нужно ему для овладения той или иной мыслительной операцией.
В начале описания методики мы отметили, что она позволяет выявить как актуальный уровень процесса обобщения у испытуемого так и зону его ближайшего развития. Объясним это на примере. Обследование ребенка по методике показало, что он легко освоил обучающий этап., может самостоятельно справиться с 1 "загадкой, П может одолеть с помощью взрослого, а Ш и 1У не понимает даже тогда, когда экспериментатор показывает ему решение. Интерпретируются полученные результаты следующим образом: испытуемый умеет работать по правилу (хорошее усвоение обучающего этапа), может применить известное ему правило на новом конкретном материале (самостоятельно решил 1 "загадку"), в зоне его ближайшего развития лежит построение эмпирического обобщения (решенная с помощью взрослого П "загадка" ) , а теоретическое обобщение пока не находится в зоне его ближайшего развития, о чем свидетельствует непонимание испытуемым решения III и IУ "загадок", требующих обобщения на абстрактном уровне. Получив такие данные, можно сделать вывод, что в данный момент этому ребенку необходимо обучение, которое будет способствовать развитие эмпирического обобщения, поскольку именно этот тип обобщения находится в зоне его ближайшего развития.
Ряд авторов предлагают свои программы психологической диагностики готовности к обучению в школе, например Н.В. Афанасьева, Е.Н.Дубиненков.[11] Появление предлагаемой программы и вызвано стремлением получить статистически обоснованные нормы, прежде всего, интеллектуальной готовности ребенка. Вместе с тем при составлении программы присутствовал интерес к выделению и систематизации поведенческих критериев проявления мотивационной и социальной готовности. Программа может использоваться и как психометрическая, и параллельно допускает возможность дополнительной качественной интерпретации полученных данных. Программа может быть применена для решения разных задач. Ценность предлагаемой программы состоит в получении показателей интеллектуального развития детей перед поступлением в школу. Она позволяет иметь данные, которые дают основания для проведения развивающих, коррекционных мероприятий, могут служить прогнозом адаптации ребенка в школе (Приложение 2).
Психологическую готовность к школе в самом общем виде можно определить как комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе; она включает несколько компонентов:
1) личностная готовность (положительное отношение к школе и учению);
2) волевая готовность (достаточно высокий уровень развития произвольности поведения);
3) интеллектуальная, или умственная, готовность (наличие определенных умений, навыков, уровня развития познавательных процессов);
4) социальная, или нравственная, готовность (сформированность тех качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т. п.).
Психологическая готовность к школьному обучению, таким образом, предполагает, что ребенок уже овладел (или находится в процессе овладения) умениями, знаниями, мотивацией и другими необходимыми для освоения школьной программы поведенческими характеристиками.
Психологическая готовность к школе находится в тесной связи с физическим и морфофункциональным развитием ребенка. Речь идет, прежде всего, о таких характеристиках, как умение различать звуковые сочетания, наличие необходимой двигательной координации, умение сосредоточенно работать в течение определенного времени, уровень психической активности и концентрации внимания, способность к подражательным действиям, необходимый уровень развития памяти и т. п. Психологическая готовность к школьному обучению заключается не в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические черты, которые отличают школьника. Такие черты могут кристаллизоваться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. Итогом развития ребенка в дошкольном возрасте являются предпосылки возникновения этих черт. Одна из основных - восприятие ребенком школьного обучения как ступеньки к взрослости. Другая предпосылка психологической готовности - наличие у ребенка выраженных познавательных интересов, а также умение в определенной степени "владеть собой".
В отечественной и зарубежной психологии накоплен большой опыт по проведению тестирования готовности к школе. Можно выделить два принципиально различных подхода к конструированию таких тестов. В первом случае основной акцент делается на тестировании необходимых навыков, второй подход - ближе к клиническому комплексному психологическому исследованию. В соответствии с тем, какого возраста и для каких классов (общего, специального, дифференцированного и прочего обучения) отбираются дети, различаются задачи диагностического тестирования психологической готовности к школе и сам набор используемых методов.