Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:47, контрольная работа
Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает начало обучения детей с 6-летнего возраста. В связи с этим серьезное внимание ученых в области педагогики, психологии, физиологии, медицины приковано к шестилетним детям. Этот возраст рассматривается как переходный от старшого дошкольного к младшему школьному (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 5
1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Виды психологической готовности к школьному обучению 10
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 20
2.1. Процедура определения психологической готовности к школьному обучению 20
2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
1 уровень. (14-5 баллов) - чтение целостное, осмысленное, с достаточной скоростью.
2 уровень. (12-3 баллов) - чтение целостное, осмысленное с недостаточной скоростью.
3 уровень. (9-11 баллов) - чтение по слогам без ошибок, осмысленное; по слогам, с ошибками, осмысленное.
4 уровень. (6-8 баллов) - чтение по слогам без ошибок, малосмысленное, целыми словами, недостаточно осмысленное.
б уровень. (1-5 баллов) - чтение по слогам с ошибками, малоосмысленное.
Счет
3 балла за каждое правильно выполненное задание.
Первая часть программы. Проводится психологом, прошедшим специальную психометрическую подготовку на специальном семинаре в ИПК и ППК г. Вологды.
Диагностические задания первой части программы предъявляются в следующем порядке:
1. Задача "Кубики".
2. Запоминание 10 слов.
3. Нестандартные задачи
4. Последовательные картинки.
5. Осведомленность.
6. Кубики Кооса.
7. Складывание фигур.
8. Вопросы.
9. Шифровка.
10. Проверка запоминания.
11. Оценка своей работы.
Обследование начинается с установления контакта с ребенком. Первичное собеседование преследует цель снятия избыточного напряжения, раскрепощения ребенка, формирования адекватной мотивации на ситуацию обследования. Оно не оценивается в количественном выражении, но используется при качественном анализе степени готовности. Для сохранения единообразия ситуации обследования следует сохранять единый перечень вопросов.
Ниже приводится список вопросов для установления контакта с ребенком. (Перед началом работы психолог называет себя).
- Меня зовут... а тебя?
- Ходишь ли ты в детский сад?
- Где ты живешь?
- Сколько тебе лет?
- Ты хочешь идти в школу?
- Почему ты хочешь идти в школу?
- Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду?
- Ты знаешь, что в школе дети учатся, выполняют разные задания. Я тоже тебе хочу предложить задания.
(Ответы заносятся в регистрационный лист.)
Субтест 1
Психолог открывает коробку с кубиками (карандашами, счетными палочками). Обращает на них внимание ребенка.
Инструкция: "Я возьму несколько кубиков из этой кучки. Остальные пока оставлю, может они нам понадобятся. Положу тебе 5 кубиков, себе 3 кубика. Как сделать, чтобы кубиков у нас стало поровну?", (дети предлагают два варианта ответа).
* Можно подругому сделать поровну?
3
[1] 14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: "Просвещение", 1991.-с. 32
[2] Выготский Л. С. Кризис 7 лет// Собр. соч. т.4- М., 1984.- с.376
[3] 4. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе.- Москва, 1994.- с.45
[4] Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: "Просвещение", 1988.- с. 78
[5] Практическая психология образования /Под редакцией Дубровиной И.В.– М, 1997.- с. 69
[6] Практическая психология образования /Под редакцией Дубровиной И.В.– М, 1997.- с.106
[7] Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1981.- с. 52
[8] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,1996.- с.94
[9] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,1996.- с.99
[10] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,1996.- с.103
[11] Афанасьева Н.В. Дубиненкова Е.Н. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе. - Вологда, 2006