Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:38, курсовая работа
Цель: Изучить уровень готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1.Проанализировать теории и подходы к проблеме готовности дошкольников к обучению в школе.
2.Подобрать методики для диагностики готовности дошкольников к обучению в школе.
3.Провести измерения готовности детей к школе в подготовительной группе детского сада (средний возраст 6,5 лет).
Введение…………………………………………………………….
3
Глава 1. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе………………………………………………………..
6
1.1. Социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе………………………………………………………..
6
1.2. Интеллектуальная готовность к обучению в школе……….
17
1.3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ……………………………………………………
21
Глава 2. Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………….
28
2.1.Организация и методы исследования……………………….
28
2.2. Анализ полученных результатов……………………………
30
Заключение…………………………………………………………
37
Список литературы………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе……………………………………………………….. |
6 |
1.1. Социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе……………………………………………………….. |
6 |
1.2. Интеллектуальная готовность к обучению в школе………. |
17 |
1.3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению …………………………………………………… |
21 |
Глава 2. Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе……………………………………. |
28 |
2.1.Организация и методы исследования………………………. |
28 |
2.2. Анализ полученных результатов…………………………… |
30 |
Заключение…………………………………………………… |
37 |
Список литературы……………………………………………….. |
39 |
Приложения…………………………………………………… |
42 |
Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе – одна из важных проблем современной психологии, от решения которой зависит формирование полноценной учебной деятельности, определение целей и принципов организации обучения и воспитания.
Проблема эта по-прежнему является одной из самых важных на этапе интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Одной из самых сложных проблем в современной отечественной психологии является подготовленность ребёнка в школе. Очень высокие требования к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные социально-психологические подходы, нацеленные на проведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский одним из первых чётко выразил мысль о том, что психологическая готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребёнка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. Эта идея в дальнейшем получила своё подтверждение и развитие в работах крупных детских психологов А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, Л.А.Венгера [4, 40].
Многие авторы включают в готовность к школьному обучению определённый уровень общения ребёнка. М.И. Лисина пишет, что показателем готовности является уровень сформированности внеситуативно-личностного общения. Этот вид общения характеризуется стремлением ребёнка к сопереживанию и взаимопониманию [33].
Е.Е.Кравцова полагает, что центральным психологическим новообразованием является воображение, которое обеспечивает готовность к школьному обучению [33].
Н.Г. Салмина утверждает,что к моменту поступления ребёнка в школу у него должен быть сформирован такой вид знаково-cимволической деятельности, как замещение (употребление заменителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет. Так, в игре ребёнок замещает лошадку палочкой и скачет на ней верхом) [33, 36].
Кроме произвольности готовность к школьному обучению включает ещё несколько важных новообразований. Д.Б. Эльконин определяет ещё два: уровень владения средствами, прежде всего – знаково-символическими, а так же умение учитывать позицию другого человека. [33]
За рубежом проблема социально-психологической готовности к школьному обучению так же не нова, она отражена в работах Г.Геттера, А.Кёрна, С.Штребела , И.Йирасека ,изучающих школьную зрелость детей ещё в ХХ веке. Актуальность этой проблемы определила тему нашего исследования.
Цель: Изучить уровень готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1.Проанализировать теории и подходы к проблеме готовности дошкольников к обучению в школе.
2.Подобрать методики для
3.Провести измерения
Гипотеза: Психологическая готовность к обучению в школе формируется к концу старшего дошкольного возраста.
Предмет: Особенности готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Объект: Дети старшего дошкольного возраста.
Методики:
1.Ориентировочный тест школьно
2. Методика «Домик» (автор Н.И.Гуткина);
3. Методика «Четвертый лишний»;
4. Корректурная проба Бурдона.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1.Социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Подготовка ребёнка к школе начинается заблаговременно, с младшего дошкольного возраста, протекает она не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Увеличение детского опыта и объёма знаний надо понимать не только как количественное увеличение круга представлений, но и как формирования у детей качественных, мыслительных способностей. Умственное развитие ребёнка идёт в двух направлениях: за счёт возрастающей умственной активности, накапливание определённой суммы знаний доступной ребёнку [15].
Однако, наличие тех или иных конкретных знаний и умений у ребёнка не может служить критерием его готовности к школе.
Чтобы определить степень развития основных психических функций: памяти, внимания, мышления, воображения и других, необходимо исследование ребёнка по разработанным методикам и программам. Проведение диагностики и коррекционные занятия помогут ребёнку подготовиться к обучению в школе [9].
Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворённость в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтные ситуации в семье, отрицательный стиль отношения воспитателя в детском саду, конфликты между родителями и воспитателями – всё это затрудняет и создает препятствия в психологической подготовке к школе [24].
Ведущая деятельность старшего дошкольника – игра. Она является добровольным занятием ребёнка: хочет – играет, не хочет – не играет. Поступая в школу, ребёнок перейдет в иную деятельность – учения. Как ребёнок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни ребёнка или вскроет ранние невидимые трудности, всё это зависит от подготовленности его к школе [24].
Подготовка детей к обучению в школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Психологическая готовность к школе – только один из аспектов школьной зрелости. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. Е.Е.Кравцов считает, что проблема психологической готовности к обучению в школе получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе [21].
Л.И Божович еще в 60-е годы ХХ века замечала, что готовность к обучению в школе формируется из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, говоря, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции [15].
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга [23].
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность долгое время делать не очень привлекательное задание, во время игр [23].
Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями к трудам Л.С. Выготского [23].
Так Л.И. Божович определяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Самым важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были определены две группы мотивов учения:
Новообразование «внутренняя позиция школьника», формирующееся на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку войти в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, иными словами, произвольном поведении ученика [38].
Большинство авторов, изучающих психологическую готовность к обучению в школе, уделяют произвольности особое место в исследуемой проблеме. Существует точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения – вопрос, очень слабо описанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, формирующимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе [38].
Информация о работе Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе