Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить уровень готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1.Проанализировать теории и подходы к проблеме готовности дошкольников к обучению в школе.
2.Подобрать методики для диагностики готовности дошкольников к обучению в школе.
3.Провести измерения готовности детей к школе в подготовительной группе детского сада (средний возраст 6,5 лет).

Оглавление

Введение…………………………………………………………….
3
Глава 1. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе………………………………………………………..

6
1.1. Социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе………………………………………………………..

6
1.2. Интеллектуальная готовность к обучению в школе……….
17
1.3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ……………………………………………………

21
Глава 2. Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………….

28
2.1.Организация и методы исследования……………………….
28
2.2. Анализ полученных результатов……………………………
30
Заключение…………………………………………………………
37
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Изучение готовности дошкольника к обучению в школе (1).doc

— 361.50 Кб (Скачать)

 

 

Проанализировав таблицу мы видим, что у подавляющего большинства испытуемых – 60% (12 детей) сформирован средний уровень произвольного внимания, а у 30 % дошкольников (6 человек) преобладает высокий уровень сформированности произвольного внимания. Этот факт указывает на то, что эти дети в принципе готовы к обучению в школе и не должны испытывать больших трудностей при смене ведущей деятельности при поступлении в школу. Как и в результатах теста Кёрна-Йирасека 10% (2 человека) испытуемых обнаружили низкий уровень готовности к школьному обучению.

Результаты, полученные по итогам проведения методики «Четвертый лишний» представлены в таблице №3.

Таблица 3

Оценка результатов по методике «Четвертый лишний»

№пп

Кол-во баллов

Уровень развития произвольного внимания

1

5

Средний

2

3

Низкий

3

3

Низкий

4

4

Средний

5

7

Средний

6

6

Средний

7

3

Низкий

8

6

Средний

9

4

Средний

10

7

Средний

11

10

Очень высокий

12

8

Высокий

13

8

Высокий

14

3

Низкий

15

2

Низкий

16

8

Высокий

17

5

Средний

18

8

Высокий

19

6

Средний

20

9

Высокий


 

Проанализировав таблицу, мы можем сделать следующие выводы: 45% испытуемых (9 человек) имеют средний уровень сформированности процесса образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у данных детей соответствуют возрасту. 30% испытуемых (6 человек) имеют высокий и очень высокий (25% и 5% соответственно) уровни сформированности указанных процессов. Эти дети безусловно готовы к обучению в школе. Однако, 25% детей (5 человек) обнаружили низкий уровень сформированности образно-логичского мышления. Это может говорить о том, что у этих детей могут наблюдаться трудности при адаптации к школьному обучению.

Уровень концентрации внимания у старших дошкольников мы исследовали с помощью методики корректурная проба Бурдона. Результаты, полученные по итогам ее проведения представлены в таблице №4.

 

Таблица №4

Результаты по методике Корректурная проба Бурдона

№пп

Результат, %

Уровень концентрации внимания

1

51

Средний

2

33

Низкий

3

35

Низкий

4

47

Средний

5

79

Высокий

6

62

Высокий

7

34

Низкий

8

66

Высокий

9

48

Средний

10

71

Высокий

11

13

Очень низкий

12

85

Очень высокий

№пп

Результат, %

Уровень концентрации внимания

13

87

Очень высокий

14

39

Низкий

15

22

Низкий

16

84

Очень высокий

17

56

Средний

18

88

Очень высокий

19

61

Высокий

20

93

Очень высокий


 

Из таблицы мы видим, что в общей сложности 50% испытуемых (по 25% соответственно) имеют высокий и очень высокий уровни концентрации внимания. 20% детей (5 человек) показали средний уровень сформированности концентрации внимания. Вышеуказанные испытуемые имеют адекватный уровень подготовленности к обучению в школе. 25% дошкольников обнаружили низкий уровень концентрации внимания. А 5% (один ребенок) имеет очень низкий уровень концентрации внимания. Таким детям необходима поддержка и помощь в подготовке к обучению в школе, чтобы в дальнейшем избежать серьезных проблем при адаптации к школьному обучению.

Основная проблема в нашей работе была психологическая готовность к школьному обучению. От решения этой проблемы зависит формирование полноценной учебной деятельности, определение целей и принципов организации обучения и воспитания детей.

Проблема эта по-прежнему актуальна, она заставляет искать более эффективные подходы к её решению.

Проводимая нами диагностика по определению готовности ребёнка к школьному обучению, позволила в сжатой форме получить картину психологического развития ребёнка.

В основе применённых в нашей работе методик заложена идея о том, что поступающий в школу ребёнок должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношении.

 

Выводы

  1. Проанализировав литературу по теме исследования выявилось, что психологическая готовность ребёнка к обучению вшколе – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
  2. Готовность к школьному обучению – это сформированность основных компонентов школьной зрелости.
  3. Ориентировочный тест Кёрна-Йирасека определил готовность большинства детей к школе в подготовительной группе детского сада.
  4. Методика «Домик» (автор Гуткина Н.И.) определила в основном средний уровень развития произвольной сферы у детей подготовительной группы детского сада.
  5. Методика «Четвертый лишний» показала, что у большинства детей дошкольной группы детского сада адекватным образом сформировано произвольное внимание.
  6. Методика корректурная проба Бурдона обнаружила, что концентрация внимания у подавляющего большинства испытуемых соответствует необходимому уровню для готовности к обучению в школе.
  7. Проведённые диагностические исследования показали сформированность произвольной сферы у детей подготовительной группы и доказали, что практически все дети готовы к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

В нашей работе поднималась проблема социально-психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Суждение о подготовленности к школьному обучению складывается из многих показателей, отражающих важнейшие сферы формирующейся личности ребёнка: интеллектуальную, социально-нравственную, волевую, эмоционально-мотивационную.

Проблема эта по-прежнему актуальна. Первоклассник, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении.

Успешность обучения ребёнка в школе зависит от его психологической зрелости.

В первой главе нашей работы рассматривалась социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками, в умении подчинять своё поведение в обществе.

Личностная готовность к школе – это, прежде всего определённое отношение к себе, приобретение навыков общения, совместная деятельность.

Волевая готовность проявляется в возрастающем стремлении к преодолению трудностей.

Нравственная готовность формируется во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, изменением характера, проявлением чувств и убеждений под влиянием положительных и отрицательных эмоциональных переживаний.

Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Интеллектуальная готовность охарактеризована созреванием психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.

В целом можно говорить о том, что способности ребёнка развиваются с развитием тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, умения подражать образцу, сосредоточенно работать, не отвлекаясь над не очень интересным для него занятием.

Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию.

Целью исследования являлось изучение, уровня готовности старших дошкольников к школе.

В качестве испытуемых были дети подготовительной группы детского сада. Использовались следующие методики:

1.Ориентировочный тест школьной  зрелости Кёрна- Йирасека.

2. Методика «Домик» (автор Н.И.Гуткина)

3. Методика «Четвертый лишний»

4. Методика «Корректурная проба  Бурдона»

Полученные результаты нашего исследования фиксировались в протоколах, обрабатывались с помощью методов математической статистики и анализировались.

Уровень готовности в подготовительной группе имеет достаточно высокие показатели, что ещё раз доказывают, что к этому периоду жизни почти сформированы мыслительные процессы, произвольная сфера более выражена, чем на более ранней стадии. Все вышесказанное подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Приобретение конкретных знаний и умений у детей старшего дошкольного возраста может служить критерием готовности к обучению.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Педагогическая симфония. Здравствуйте, дети! Книга 6. Часть I. – М: Книга по требованию, 2014. – 320с.
  2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Педагогическая симфония.Как живете, дети. Книга 6. Часть II – М.: Книга по требованию, 2014. – 256с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Мир вокруг меня. 5-7 лет. – М.: Дрофа, 2015. – 40с.
  5. Битянова М.Р. Социальная психология. – 2-е изд. испр. и доп. – С.-Пб.: Питер, 2010. – 368с.
  6. Большой психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 4-е изд. - М.: АСТ, 2012. – 816с.
  7. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80с.
  8. Венгер А.Л., Цукерман Е.А. Развитие учебной самостоятельности. – М.: Авторский клуб, 2015. – 559с
  9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 446с.
  10. Возрастная и педагогическая психология / Сост.: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.А.Зацепин. – М.: Академия, 2014. – 368с.
  11. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы. – М.: Владос, 2013. – 513с.
  12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. - М.: Книга по требованию, 2012. – 431с.
  13. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: КДУ, 2011. – 400с.
  14. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Академия, 2010. – 464с.
  15. Евдокимова Л. Большие заботы маленького школьника. – М.: Рама паблишинг, 2012. – 256с.
  16. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: МПСИ, 2011. – 336с.
  17. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - М.: Речь, 2010. – 320с.
  18. Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.В.Пилипко. – М.: Перспектива, 2011. – 48с.
  19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебник. – М.: Академия, 2013. – 416с.
  20. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 254 с.
  21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: Академический проект, 2013, - 432с.
  22. Лебединская Л.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. – М.: Трикста, 2013. – 304с.
  23. Мухина В.С. Детская психология. – 2-е изд. - М.: Книга по требованию, 2012. – 272с
  24. Панько Е.А., Чеснокова Е.П., Недвецкая Т.М. Психологическое здоровье ребенка. О путях и способах его укрепления в семье. – М.: Речь, 2014. – 176с.
  25. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. - М.: Юрайт, 2015. - 576с.
  26. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой, 2-е изд. – С-Пб.: Питер, 2011.
  27. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. – М.: Бахрах-М, 2011. – 640с.
  28. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики: Учебное пособие / Под ред. М.В.Фирсова, Б.Ю.Шапиро – М.: Юрайт, 2012. – 400с.
  29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С-Пб.: Питер, 2015. - 718с.
  30. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Перевод с англ.: С.Комарова. – С.-Пб.: Питер, 2011. - 592 с.
  31. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф.Басова – М.: Дашков и Ко, 2015. – 352с.
  32. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. - М.: Лумина, 2011.- 624с.
  33. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 2013. - 288 с.
  34. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М.Безруких, Д.Фарбер – М.: Модек, МПСИ, 2010. – 768с.
  35. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология / Под.ред. И.В. Дубровиной, В.В. Зацепина. - М.: Академия, 2014 – 368 с.
  36. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 128 с.
  37. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2014.
  38. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 384с.
  39. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Книга по требованию, 2012. - 228с.
  40. Ямбург Е.А. Школа и ее окрестности. - М.: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2011. - 592 с.

Информация о работе Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе