Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:38, курсовая работа
Цель: Изучить уровень готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1.Проанализировать теории и подходы к проблеме готовности дошкольников к обучению в школе.
2.Подобрать методики для диагностики готовности дошкольников к обучению в школе.
3.Провести измерения готовности детей к школе в подготовительной группе детского сада (средний возраст 6,5 лет).
Введение…………………………………………………………….
3
Глава 1. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе………………………………………………………..
6
1.1. Социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе………………………………………………………..
6
1.2. Интеллектуальная готовность к обучению в школе……….
17
1.3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ……………………………………………………
21
Глава 2. Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………….
28
2.1.Организация и методы исследования……………………….
28
2.2. Анализ полученных результатов……………………………
30
Заключение…………………………………………………………
37
Список литературы………………………
Проанализировав таблицу мы видим, что у подавляющего большинства испытуемых – 60% (12 детей) сформирован средний уровень произвольного внимания, а у 30 % дошкольников (6 человек) преобладает высокий уровень сформированности произвольного внимания. Этот факт указывает на то, что эти дети в принципе готовы к обучению в школе и не должны испытывать больших трудностей при смене ведущей деятельности при поступлении в школу. Как и в результатах теста Кёрна-Йирасека 10% (2 человека) испытуемых обнаружили низкий уровень готовности к школьному обучению.
Таблица 3
Оценка результатов по методике «Четвертый лишний»
№пп |
Кол-во баллов |
Уровень развития произвольного внимания |
1 |
5 |
Средний |
2 |
3 |
Низкий |
3 |
3 |
Низкий |
4 |
4 |
Средний |
5 |
7 |
Средний |
6 |
6 |
Средний |
7 |
3 |
Низкий |
8 |
6 |
Средний |
9 |
4 |
Средний |
10 |
7 |
Средний |
11 |
10 |
Очень высокий |
12 |
8 |
Высокий |
13 |
8 |
Высокий |
14 |
3 |
Низкий |
15 |
2 |
Низкий |
16 |
8 |
Высокий |
17 |
5 |
Средний |
18 |
8 |
Высокий |
19 |
6 |
Средний |
20 |
9 |
Высокий |
Проанализировав таблицу, мы можем сделать следующие выводы: 45% испытуемых (9 человек) имеют средний уровень сформированности процесса образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у данных детей соответствуют возрасту. 30% испытуемых (6 человек) имеют высокий и очень высокий (25% и 5% соответственно) уровни сформированности указанных процессов. Эти дети безусловно готовы к обучению в школе. Однако, 25% детей (5 человек) обнаружили низкий уровень сформированности образно-логичского мышления. Это может говорить о том, что у этих детей могут наблюдаться трудности при адаптации к школьному обучению.
Уровень концентрации внимания у старших дошкольников мы исследовали с помощью методики корректурная проба Бурдона. Результаты, полученные по итогам ее проведения представлены в таблице №4.
Таблица №4
Результаты по методике Корректурная проба Бурдона
№пп |
Результат, % |
Уровень концентрации внимания |
1 |
51 |
Средний |
2 |
33 |
Низкий |
3 |
35 |
Низкий |
4 |
47 |
Средний |
5 |
79 |
Высокий |
6 |
62 |
Высокий |
7 |
34 |
Низкий |
8 |
66 |
Высокий |
9 |
48 |
Средний |
10 |
71 |
Высокий |
11 |
13 |
Очень низкий |
12 |
85 |
Очень высокий |
№пп |
Результат, % |
Уровень концентрации внимания |
13 |
87 |
Очень высокий |
14 |
39 |
Низкий |
15 |
22 |
Низкий |
16 |
84 |
Очень высокий |
17 |
56 |
Средний |
18 |
88 |
Очень высокий |
19 |
61 |
Высокий |
20 |
93 |
Очень высокий |
Из таблицы мы видим, что в общей сложности 50% испытуемых (по 25% соответственно) имеют высокий и очень высокий уровни концентрации внимания. 20% детей (5 человек) показали средний уровень сформированности концентрации внимания. Вышеуказанные испытуемые имеют адекватный уровень подготовленности к обучению в школе. 25% дошкольников обнаружили низкий уровень концентрации внимания. А 5% (один ребенок) имеет очень низкий уровень концентрации внимания. Таким детям необходима поддержка и помощь в подготовке к обучению в школе, чтобы в дальнейшем избежать серьезных проблем при адаптации к школьному обучению.
Проблема эта по-прежнему актуальна, она заставляет искать более эффективные подходы к её решению.
Проводимая нами диагностика по определению готовности ребёнка к школьному обучению, позволила в сжатой форме получить картину психологического развития ребёнка.
В основе применённых в нашей работе методик заложена идея о том, что поступающий в школу ребёнок должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношении.
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе поднималась проблема социально-психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Суждение о подготовленности к школьному обучению складывается из многих показателей, отражающих важнейшие сферы формирующейся личности ребёнка: интеллектуальную, социально-нравственную, волевую, эмоционально-мотивационную.
Проблема эта по-прежнему актуальна. Первоклассник, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении.
Успешность обучения ребёнка в школе зависит от его психологической зрелости.
В первой главе нашей работы рассматривалась социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками, в умении подчинять своё поведение в обществе.
Личностная готовность к школе – это, прежде всего определённое отношение к себе, приобретение навыков общения, совместная деятельность.
Волевая готовность проявляется в возрастающем стремлении к преодолению трудностей.
Нравственная готовность формируется во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, изменением характера, проявлением чувств и убеждений под влиянием положительных и отрицательных эмоциональных переживаний.
Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Интеллектуальная готовность охарактеризована созреванием психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.
В целом можно говорить о том, что способности ребёнка развиваются с развитием тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, умения подражать образцу, сосредоточенно работать, не отвлекаясь над не очень интересным для него занятием.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию.
Целью исследования являлось изучение, уровня готовности старших дошкольников к школе.
В качестве испытуемых были дети подготовительной группы детского сада. Использовались следующие методики:
1.Ориентировочный тест
2. Методика «Домик» (автор Н.И.Гуткина)
3. Методика «Четвертый лишний»
4. Методика «Корректурная проба Бурдона»
Полученные результаты нашего исследования фиксировались в протоколах, обрабатывались с помощью методов математической статистики и анализировались.
Уровень готовности в подготовительной группе имеет достаточно высокие показатели, что ещё раз доказывают, что к этому периоду жизни почти сформированы мыслительные процессы, произвольная сфера более выражена, чем на более ранней стадии. Все вышесказанное подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Приобретение конкретных знаний и умений у детей старшего дошкольного возраста может служить критерием готовности к обучению.
Список литературы
Информация о работе Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе