Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить уровень готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1.Проанализировать теории и подходы к проблеме готовности дошкольников к обучению в школе.
2.Подобрать методики для диагностики готовности дошкольников к обучению в школе.
3.Провести измерения готовности детей к школе в подготовительной группе детского сада (средний возраст 6,5 лет).

Оглавление

Введение…………………………………………………………….
3
Глава 1. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе………………………………………………………..

6
1.1. Социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе………………………………………………………..

6
1.2. Интеллектуальная готовность к обучению в школе……….
17
1.3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ……………………………………………………

21
Глава 2. Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………….

28
2.1.Организация и методы исследования……………………….
28
2.2. Анализ полученных результатов……………………………
30
Заключение…………………………………………………………
37
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Изучение готовности дошкольника к обучению в школе (1).doc

— 361.50 Кб (Скачать)

 

 

Приложение 1.

 

Ориентировочный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека

 

Перед выполнением первого задания каждому ребёнку предлагается изобразить фигуру мужчины на листе бумаги. Помогать испытуемым нельзя, можно только подбодрить сказав: «Рисуй, у тебя всё получиться»

По окончанию рисования детей просим перевернуть лист бумаги на другую сторону и предлагаем скопировать буквы коротких слов – это второе задание.

В третьем задании детям предлагаем скопировать группу нарисованных точек

Во время выполнения заданий, дополнительные пояснения детям не даются. После того, как рисунок закончен, он оценивается с учётом оценочной шкалы рисунков. Наиболее высокую оценку получают рисунки, стоящие под номерами 1, 2.

Оценка результатов теста

Задание 1.

Самая высокая оценка 1 балл ставится за рисунок в котором фигура мужчины легко узнаваема, т.е. изображены все её части: голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея. На голове изображены волосы, возможна шапка и уши. На лице – глаза, брови, рот, нос. Верхние конечности заканчиваются кистью с пальцами. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. Соблюдены пропорции тела, отражены характерные признаки мужской одежды. Эта фигура мужчины изображена синтетическим контурным способом (рисуется сразу, как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей), при котором всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. Есть ещё и примитивный аналитический способ рисования, когда фигура рисуется из составляющих частей (рисуется туловище к нему прикрепляется голова , руки и ноги). Если все эти требования выполнены за такой рисунок ставится 1 балл.

2 балла – когда все требования (кроме использования синтетического способа рисования) выполняются на единицу. Отсутствие трёх деталей (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла – фигура должна иметь  голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями. Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев, ступней и одежды.

4 балла – примитивный рисунок  с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 баллов – отсутствует чёткое  изображение туловища или обеих  пар конечностей. Каракули.

Задание 2.

Во втором задании ребёнку надо скопировать рукописную фразу «Он ел суп». Дети ещё не умеют писать и читать прописные буквы, поэтому от них требуется копировать изображение. Задание выявляет, насколько созрело двигательная моторика руки ребёнка.

1 балл – ставится тогда, когда  образец целиком скопирован. Буквы  превышают размер букв образца  не более, чем в два раза. Первая  буква по высоте соответствует  прописной. Буквы четко связаны в слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более,чем на 30 градусов.

2 балла – образец скопирован  разборчиво. Размер букв и соблюдение  горизонтальной линии не учитываются.

3 балла – явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла – с образцом совпадают  хотя бы две буквы. Воспроизведенный  образец всё ещё создаёт строку  надписи.

5 баллов – каракули.

Задание 3.

Третье задание заключается в том, что ребёнку предлагается скопировать, срисовать группу из десяти точек, расположенных в форме пятиугольника. При выполнении такого задания ребёнок проявляет свои возможности в пространственной ориентировки и точности выполнения, делая при этом волевое усилие над собой, над не очень интересным для него занятием.

1 балл ставится за почти совершенное  копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более, чем в двое. Рисунок параллелен образцу.

2 балла – число и расположение  точек должны соответствовать  образцу, можно не учитывать отклонение  не более трёх точек на половину  ширины зазора между строкой  или колонкой.

3 балла – рисунок в целом  соответствует образцу, не превышая  его по ширине и высоте более, чем в двое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот – даже на 180 градусов.

4 балла – контур рисунка не  соответствует образцу, но всё  же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются, иные  формы (линии) не допускаются.

5 баллов – каракули.

Результат каждого задания оценивается по 5-ти бальной системе.(1 – высший, 5 – низший балл), затем вычисляется суммарный итог по трём заданиям. Развитие детей получивших в сумме от 3-х до 6-ти баллов рассматривается как выше среднего, от 7-ми до 11-ти баллов как средние, от 12-ти до 15-ти как ниже нормы. Детей получивших 12-15 баллов, следует углублённо обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые .

 

Приложение 2

 

Методика «Домик» (автор Гуткина Н.И.)

 

Перед испытуемым кладётся лист бумаги, на котором нарисован домик. К ребёнку нужно обратится словами: «Перед тобой лежит лист бумаги, карандаш. На этом листе ты должен нарисовать точно такую же картинку, какую видишь на рисунке. Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы рисунок был точно такой же, как этот образец. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ластиком нельзя. Надо поверх неправильного рисунка, или рядом правильно нарисовать. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка результатов.

Производится подсчет баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, труба, крыша, окно, основание домика) – 4 балла;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более, чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (баллы начисляются за каждую деталь) – 3 балла;

в) неправильно изображённый элемент (колечки дыма, забор – правая и левая стороны, штриховка на крыше, окно, труба) – 2 балла.

Элемент оценивается в целом, если часть его скопирована, верно, то начисляется 1 балл. Количество элементов в детали рисунка не учитываются;

г) неправильное расположение детали в пространстве (забор не на общей с основанием домика линии, смещении трубы, окна и так далее) – 1 балл;

д) отклонение прямых линий более, чем на 30 градусов от заданного направления (перенос вертикальных и горизонтальных линий, заваливание забора) – 1 балл;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (за каждый разрыв ) – 1 балл. В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до её линии, 1 балл ставится за всю штриховку в целом;

ж) если одна линия заходит за другую (за каждое залезание), то ставится 1 балл. Штриховка крыши оценивается в целом;

з) безошибочное копирование рисунка - 0 баллов. За хорошее выполнение рисунка выставляется «0». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Итак, 0 баллов – хорошо развито произвольное внимание, 1-2 балла – средне развитое, больше 4-х баллов слабо развитое произвольное внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Методика "Четвертый лишний"

 

                           Картинки к методике «Что здесь  лишнее?» 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

 

 

 

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1   балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.  

 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл - очень низкий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Корректурная проба Бурдона

 

Необходимы материалы: специальные бланки и секундомер.

На бланках (лист А4) напечатаны буквы кириллицы в произвольном порядке построчно. Испытуемым предлагается зачеркивать или подчеркивать одну или несколько букв из этого бланка по очереди в каждой строке. Например, задание может звучать так: сейчас необходимо подчеркивать каждую букву Л и зачеркивать каждую букву Я, просматривайте каждую строчку, как при чтении, выполнять задание нужно максимально быстро, но внимательно, начинайте работать по команде. Когда услышите "Черта!", поставьте вертикальную линию там, где в этот момент работаете.

Задание, как и очередность букв в бланке, устанавливается произвольно. Тестирующий через каждые 30 или 60 секунд (для этого и нужен секундомер) дает команду "Черта!". Весь опыт проходит 10 минут. "Отчеркивание" дает возможность проследить, как меняется внимание с течением времени, т.е. утомляемость.

По окончании теста участников опрашивают, узнают их субъективное мнение о тесте, его прохождении, количестве предполагаемых ошибок, это даст возможность более точно интерпретировать численные данные.

Проверка результатов

Корректурная проба Бурдона дает нам данные для таблицы, когда проверяющий сверяет бланки испытуемых с правильными ответами (зачеркиваниями).

Коэффициенты правильности и продуктивности рассчитываются, исходя из данных, по формулам: В = (С - Р) / (С + О) Е = Ю x В.

Для оценки способности тестируемого к концентрации внимания существует такая формула: К = (∑С - ∑О - ∑Ю) / ∑Р х 100%.

Результаты сравнивают со шкалой:

Концентрация внимания

Результат, %

Характеристика

0-20 очень низкая

21-40 низкая 

41-60 средняя 

61-80 высокая 

81-100 очень  высокая

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе