Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить уровень готовности дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1.Проанализировать теории и подходы к проблеме готовности дошкольников к обучению в школе.
2.Подобрать методики для диагностики готовности дошкольников к обучению в школе.
3.Провести измерения готовности детей к школе в подготовительной группе детского сада (средний возраст 6,5 лет).

Оглавление

Введение…………………………………………………………….
3
Глава 1. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе………………………………………………………..

6
1.1. Социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе………………………………………………………..

6
1.2. Интеллектуальная готовность к обучению в школе……….
17
1.3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ……………………………………………………

21
Глава 2. Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………….

28
2.1.Организация и методы исследования……………………….
28
2.2. Анализ полученных результатов……………………………
30
Заключение…………………………………………………………
37
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Изучение готовности дошкольника к обучению в школе (1).doc

— 361.50 Кб (Скачать)

В учебную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие подготовительных процессов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Мотивационная незрелость часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу. Его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу хорошего ученика [35].

В тех случаях, когда внутренняя позиция школьника не удовлетворена, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: ожидание успеха в школе, плохого отношения к себе, боязнь школы, нежелание посещать ее.

Таким образом, у ребенка возникает чувство беспокойства, это является началом для появления страха и тревоги. Страхи бывают возрастные и невротические.

Возрастные страхи отмечаются у эмоциональных, чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под воздействием следующих факторов: наличие страхов у родителей (тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов и угроз со стороны взрослых) [35].

Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и направленностью, длительным течением или постоянством. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности может спровоцировать появление страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, быть осужденным, наказанным.

Первоклассники, которые по разным причинам не могут справиться с учебной нагрузкой, со временем попадают в ряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школьной боязни. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения с взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности в адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей [35].

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, сверстников. Ребенок чувствует собственную неполноценность. Однако это как правило не вызывает сильного беспокойства со стороны взрослых. Однако тревожность – это один из предвестников невроза и работа по его преодолению – это работа по психопрофилактике невроза [35].

После адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируется. Именно после этого можно выделить детей с подлинной школьной тревожностью.

Работа учителя или психолога по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы, а также в специальной группе. Она будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и школе, поддерживающим ребенка позитивном отношении к нему со стороны окружающих [35].

Все выше сказанное говорит, что несформированность одного компонента школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам  адаптации к школе.

Это делает необходимым психологическую помощь на этапе подготовки ребенка к школе, чтобы устранить возможные отклонения.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

 

 

2.1.Организация и методы исследования

 

 

 

Одной из самых важных проблем в начале школьного обучения является психологическая готовность ребёнка к школе.

Цель: уровень готовности ребёнка к школе детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Подобрать методики для диагностики  готовности ребёнка к школе.

2.Провести измерения готовности детей к школе в подготовительной группе детского сада (средний возраст 6,5 лет).

3.Проанализировать полученные результаты.

Предмет исследования: Особенности готовности ребёнка к школе.

Объект: Старшие дошкольники в возрасте 6-6,5 лет.

Гипотеза: Психологическая готовность к обучению в школе формируется к концу старшего дошкольного возраста

Испытуемые: Дети из детского сада в количестве 20 человек в возрасте 6-6,5 лет. Все испытуемые посещают подготовительную группу детского сада.

Все дети, принимающие участие в исследовании, достаточно интеллектуально-развитые, хорошо ориентируются в окружающем мире и познают его, активные, эмоционально-уравновешенные, самостоятельно обыгрывают персонажи в сюжетно-ролевых играх.

Методики:

1.Ориентировочный тест школьной  зрелости Кёрна-Йирасека.

Цель: определение картины общего психического развития ребёнка.

Тест состоит из трёх заданий.

  1. Рисование мужской фигуры человека.
  2. Срисовывание письменных букв.
  3. Срисовывание группы точек.

Все задания теста направлены на определение:

  • Развитие тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки;
  • Уровня интеллектуального развития ребёнка (рисунок мужской фигуры);
  • Выявление его умения подражать образцу (срисовывание букв и точек);
  • Способности ребёнка сосредоточенно работать не отвлекаясь, над не очень интересным для него занятием [26].

Инструкция и оценка результатов теста представлены в приложении 1.

2. Методика «Домик» (автор Гуткина Н.И.)

Цель: Исследовать уровень развития произвольной сферы при определении готовности детей к школе.

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки [26].

Инструкция и обработка результатов представлены в приложении 2.

3. Методика «Четвертый лишний»

Методика призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении инструкции.

Инструкция и обработка результатов представлены в приложении 3.

4.Корректурная проба Бурдона.

Цель методики: определение устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста. Есть только два условия: человек должен быть зрячим и способным удержать в руках ручку или карандаш.

Порядок проведения и обработка результатов представлены в приложении 4.

В задачи нашего исследования входило провести диагностику готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

В исследовании приняли участие 20 детей дошкольников из подготовительной группы детского сада.

 

 

 

2.2.Анализ полученных результатов

 

 

 

Диагностика готовности детей к обучению в школе в подготовительной группе детского сада по тесту Кёрна-Йирасека показала следующие результаты (Таблица 1).

 

Таблица № 1

Результаты теста Кёрна-Йирасека у детей 6,5 лет и 7 лет

Задания

/ № пп.

Рисунок мужчины

Буквы

Точки

Итоговый балл

1

1

1

3

5

5

3

13

1

1

2

4

Задания

/ № пп.

Рисунок мужчины

Буквы

Точки

Итоговый балл

1

1

1

3

3

5

5

13

1

3

1

5

1

2

4

7

1

1

1

3

3

3

5

11

5

1

3

9

1

3

1

5

5

1

2

8

2

4

1

7

1

1

3

5

3

3

5

11

1

1

5

7

1

3

1

5

5

5

1

11

2

2

4

8

1

1

1

3


 

Как видно из таблицы № 1 у 45% испытуемых (9 человек) наблюдается высокий уровень готовности к обучению в школе. Также 45% детей (9 человек) показали средний уровень готовности к школьному обучению. И только 10 % (2 человека) обнаружили низкий уровень готовности к школе. Эти дети в последствии могут иметь трудности при адаптации к школьному обучению. Имеет смысл на данном этапе уделять им больше внимания в плане подготовки к обучению в школе.

В таблице №2 представлены результаты по Методике «Домик» (автор Гуткина Н.И.).

Таблица № 2

Результаты методики «Домик» (автор Гуткина Н.И.)

№пп

Кол-во баллов

Уровень развития произвольного внимания

1

4

Средний

2

1

Средний

3

0

Высокий

4

0

Высокий

5

2

Средний

6

5

Низкий

7

1

Средний

8

3

Средний

9

0

Высокий

10

2

Средний

11

4

Средний

12

1

Средний

13

0

Высокий

14

2

Средний

15

0

Высокий

16

5

Низкий

17

1

Средний

18

3

Средний

19

0

Высокий

20

2

Средний

Информация о работе Эмпирическое исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе