Готовность дошкольников к обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы пре­дусматривает начало обучения детей с 6-летнего возраста. В связи с этим серьезное внимание ученых в области педагогики, психологии, физиологии, медицины приковано к шестилетним детям. Этот возраст рассматривается как переходный от старшого дошкольного к младшему школьному (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 5
1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Виды психологической готовности к школьному обучению 10
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 20
2.1. Процедура определения психологической готовности к школьному обучению 20
2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Файлы: 1 файл

готов. детей ук обучению.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

При описании мотивов мы используем следующую классификацию:

1) учебно-познавательный мотив, понимаемый как стремление к решению познавательных задач, проявляющийся в наличии интереса к процессу решения, нацеленности на результат. Этот мотив характеризуется отношением к заданию как к познавательной задаче, где проявляются удовлетворенность, положительные эмоции, которые зависят от процесса решения, а не от отношения психолога, когда внимание ребенка сосредоточено не на отношении, а на собственно материале предлагаемой задачи.

2) "позиционный" мотив, наличие которого связано со стремлением занять новое положение в общении окружающими, увлеченность внешними атрибутами новой социальной роли возможностью сидеть "в позе ученика", получать оценки и проч.).

3) игровой мотив, который характеризуется увлеченностью содержанием, соответствующим ситуативным, актуальным интересам ребенка, непосредственностью эмоций, связанных с предъявляемым содержанием.

4) мотив социальной оценки, проявляющийся в желании правильно выполнить задание, характеризуемый зависимостью от оценки взрослого, при этом внимание в большей степени сосредоточено на отношении к себе, а не материале задания.

Низкая дифференцированность мотивов проявляется в отсутствии живых эмоциональных реакций, формальном отношении к школе, заданиям, контакту со взрослым. Преобладающие во время обследования мотивы связаны также с определенной социальной готовностью ребенка

Социальная позиция ребенка включает представления ребенка о новой роли, ее требованиях, ожиданиях взрослых, связанных с его эмоциональными переживаниями. Сформированная социальная позиция проявляется прежде всего в том, что ребенок готов участвовать в моделировании отношений "ученик - учитель". При этом он не сбивается на игровую позицию, в которой актуализируются разные роли, не пытается вовлекать взрослого в свою игру, не переходит на "ты", не предлагает вернуться к понравившемуся заданию, сохраняет адекватную социальную дистанцию, не спрашивает взрослого: А ты как думаешь? - вместо ответа на заданный вопрос.

Эмоционально - волевая зрелость - незрелость имеет разные проявления во время обследования. Наиболее характерные при

Таблица квалификации мотивационных тенденций по поведенческим реакциям


Поведенческие реакции/преобладающие мотивы


Учебно-познавательный мотив


Позиционный мотив


Игровая мотивация


Социальная оценка


живые эмоциональные реакции на задание, успех


+


-


+


-


стремление доделать до конца


+


-


-


+


сохранение интереса при неудаче


+


-


-


-


постоянно следит за реакцией психолога, ищет его одобрения


+


-


-


+


скука во время выполнения, отсутствие интереса


+


-


+


+


снижение уровня выполнения задания при затруднениях, тревожность


-


-


-


+


пытается в той или иной форме узнать, хорошо ли справился с заданием


-


-


-


+


обращается к психологу на ты, пытается изменить задание, игнорирует условия взрослого


-


-


+


-


быстрая утрата интереса при затруднениях


+


+


+


-


ведет себя как хороший ученик, принимает нарочитую позу ученика


+


+


-


+


неоднородность уровня выполнения заданий


-


+


-


+

Знаки незрелости: отвлекаемость, недостаточная целенаправленность действий (вспоминают о чем-либо не связанном с ситуацией обследования, отклоняются от инструкции), трудность сосредоточения внимания на задании, двигательная и вербальная расторможенность.

Количественная обработка результатов обследования. Шкальные оценки субтестов программы

В соответствии с задачами программы была сформирована выборка стандартизации. Нормативные данные получены на основании обследования 195 испытуемых - детей обоего пола, идущих в первый класс. На момент обследования детям исполнилось не менее 6 лет 8 мес., т.е. к 15 сентября все обследуемые дети достигают семилетнего возраста и соответствуют по возрасту ученикам первого класса. В выборку вошли только дети, которые по медицинскому заключению рекомендованы к обучению в массовой школе. Дети, рекомендованные для обучения в классах выравнивания и классах компенсирующего обучения, в выборку не вошли.

Получены данные, позволяющие судить о валидности программы. Суммарный балл по субтесту значимо коррелирует со школьной успеваемостью детей. Коэффициент корреляции (Спирмена) равен 0.6105 при 0.0096 уровне значимости.

Обработка результатов 3 субтестов программы основана на эмпирическом анализе. Эти шкалы помечены * и не имеют статистических характеристик распределения. Вместе с тем, квалификация результатов выполнения субтестов дается не произвольно. Она основана на анализе распределения сырых данных по выборке. При этом получены характеристики выполнения субтеста группой наиболее успешных детей (верхние 27%), и группой наименее успешных (нижние 27%). Произведен анализ графических изображений распределения данных в выборке. Необходима дальнейшая проработка критериев выполнения с целью получения статистически более обоснованных нормативных данных.

Статистическая обработка данных сопровождалась определением характера распределения результатов выполнения субтестов в выборке, характеристик распределения и получения процентильных норм с использованием пятибалльной шкалы.

*Субтест 1. "Кубики"

Показатели по данному субтесту не имеют четкой статистической проверки. Они получены путем визуального анализа кривой распределения результатов выполнения детьми данного задания. Квалификация данных основана на определении количества способов выполнения и одновременно уровня выполнения задания.

 

1 уровень (5 баллов) - все три варианта решений в наглядно-образном плане.

2 уровень (4 балла) - два варианта в наглядно-образном и один вариант в наглядно-действенном плане, 1 способ решения в наглядно-образном и 2 в наглядно-действенном плане или 2 способа решения в наглядно-образном плане действия.

3 уровень (3 балла) - 1 вариант решения дается в наглядно-образном и 2 в наглядно-действенном плане или 3 варианта в наглядно-действенном плане, или 1 в наглядно-образном и 1 в наглядно-действенном, или 1 в наглядно-образном, или 2 в нагляднодейственном плане.


Способы выполнения задания


Шкальные оценки


Уровни выполнения
 


Нет способов решения


1 балл


V уровень


Предлагает 1 способ наглядно-действенный


2 балла


IV уровень
 


2 способа наглядно-действенно или - 3 способа наглядно-действенно или - 1 способ наглядно-образно и 2 наглядно-действенно


3 балла


III уровень
 


2 способа наглядно-образно или - 2 способа наглядно-образно или 1 способ наглядно-действенно


4 балла


II уровень


3- способа наглядно-образно


5 баллов


I уровень
 


1 способ решения в наглядно-действенном плане.
 


4 балла


4 уровень


не выполняет задание.


1 балл


5 уровень

Субтест 2. Запоминание 10 слов

Показателем эффективности запоминания служит максимальное отсроченное воспроизведение. Ниже представлены статистические характеристики распределения сырых данных, которые свидетельствуют о приближении данного распределения к нормальному.

Статистические характеристики распределения

 

 

 


Среднее значение


Медиана


Мода


Дисперсия


Минимальное значение


Максимальное значение
 


6,87


7


7


1,7


1


10

Таблица перевода сырых данных в шкальные оценки


Сырые значения


Шкальные оценки


Уровни выполнения


менее 4 слов


1 балл


V уровень


5-6 слов


2 балла


IV уровень


7-8 слов


З балла


III уровень


9 слов


4 балла


II уровень


10 слов


5 баллов


I уровень

Информация о работе Готовность дошкольников к обучению