Готовность дошкольников к обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы пре­дусматривает начало обучения детей с 6-летнего возраста. В связи с этим серьезное внимание ученых в области педагогики, психологии, физиологии, медицины приковано к шестилетним детям. Этот возраст рассматривается как переходный от старшого дошкольного к младшему школьному (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 5
1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Виды психологической готовности к школьному обучению 10
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 20
2.1. Процедура определения психологической готовности к школьному обучению 20
2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Файлы: 1 файл

готов. детей ук обучению.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурным образованием, структура психологической готовности соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества) определяются особенностями учебной деятельности и  спецификой материала на начальном этапе обучения.

Формирование психологической готовности ребенка к школе  представляет собой становление и развитие психологической системы учебной деятельности. Уже в дошкольном возрасте в привычных для ребенка видах деятельности закладываются основные компоненты психологической структуры учебной деятельности, которые развиваются неравномерно. На ранних этапах учебной деятельности ее успешность во многом определяется уровнем развития  отдельных индивидуальных качеств ребенка. Их взаимосвязи обусловлены в большей степени функциональной целостностью детской психики, чем учебными задачами, которые еще не осознаются ребенком в полной мере. На этом этапе психологическая структура деятельности еще не обладает свойствами системы, еще не настроены на достижение учебных  целей.

К концу дошкольного возраста под руководством взрослого в структуре деятельности происходят существенные изменения: образуются функциональные связи между отдельными ее  компонентами, обеспечивающие принятие ребенком учебной задачи;  появляются осознание способов ее достижения, возможность контролировать свои действия и оценивать их результат (на элементарном уровне). В тоже время возможности ребенка целенаправленно усваивать знания еще ограничены: управление учебной деятельностью носит внешний характер и осуществляется взрослым, знания не полны и имеют конкретный характер, не сформированы связи между информационной основой и исполнительной частью предметного действия.

В процессе школьного обучения создаются условия  для развития учебно-важных качеств и установления взаимосвязей между ними в соответствии с целями обучения и содержанием  усваемого материала, формируется новый уровень психической организации деятельности (вторичная  готовность к обучению), обеспечивающий усвоение более сложного учебного материала. Успешность усвоения определяется теперь не уровнем развития  отдельных качеств, а характером их взаимосвязей. Психологическая структура готовности к школе приобретает системный характер. Таким образом, основным содержанием понятия  «психологическая готовность к обучению в школе» является  «готовность к учебной деятельности (учению)».

Конкретное содер­жание психологической готовности не является стабильным — оно изменяется, обогащается.

Составными компонентами психологической готов­ности являются личностная, волевая, интеллектуальная.[4]

Личностная готовность ребенка к школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готов­ности к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, лич­ностная готовность, выражается в отно­шении ребенка к школе, к учебной дея­тельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной дея­тельностью — учением. И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при нали­чии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуаль­ного развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредствен­ный интерес. Но если его нет и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то та­кой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного ре­зультата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей неве­лико, они вызывают особую тревогу. Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспита­ния детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям. Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обуче­нием в школе. На­много разумнее — сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. При формировании такого отно­шения родителям нужно учесть, что оно связано не только с расширением и углублением представлений ребенка об окружающем, оно определяется воспи­тательной ценностью, доступностью, до­стоверностью сообщаемой информации и, что следует отметить особо, способом его подачи школьнику.

Создание эмоционального опыта, по­следовательное углубление эмоциональ­ного отношения к учению в процессе деятельности ребенка — необходимое условие формирования его положитель­ного отношения к школе.

Родители должны способствовать и формированию у детей таких личност­ных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привык­ли обходиться какое-то время без роди­телей, быть в окружении сверстников, оказы­ваются в школе среди не знакомых им людей.

Умение ребенка войти в детское об­щество, действовать совместно с други­ми, уступать, подчиняться при необхо­димости, чувство товарищества — ка­чества, которые обеспечивают ему безбо­лезненную адаптацию к новым социаль­ным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальней­шего развития.  

Волевая готовность ребенка к школе. Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проя­вить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения. Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации. Значительно изменяется к 6 годам степень произвольности движений ребенка. Так, если в 3 года ребенок осознает результат и способ действий с предметом, но не способен еще осознать отдельные этапы движения, то в 6-7 лет движения становятся объектом сознательной волевой деятельности. «Воз­растающее умение анализировать собственные движения и внимание к точнос­ти рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обуче­нию в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца», - писала психолог Я. 3. Неверович. [5]Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения - это очень важно. Важно в плане развития его личности, важно для создания предпосылок развития воли. Поэтому так необходимо в этом возрасте развить способность действовать по моральным мотивам, отказываться от того, что непосредственно привлекает.

Следует иметь в виду, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является единство мотивационной и операционной сторон, т. с. характерного для ребенка отношения к трудностям и типичных для него способов их преодоления. Как показывают специальные психологические исследования, первостепенное значение в формировании во­ли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятие их), стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе. Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих 6-летнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, знаний, по объему «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о жи­вой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы 6-летнему ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. «Пустая голова не рассуждает, - справедливо замечал психолог П. П. Блонский,   чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать». Ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки - это определяющее и единственное мерило интеллектуальной готов­ности ребенка к школе.

Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потре­буют достаточно развитых познавательных процессов. Исследования обнаружили, например, что к старшему дошкольному воз­расту дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных эталонов; Применение их дает возможность ребенку дифферен­цирование воспринимать, анализировать сложные предметы. Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих закономер­ностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, зависимость между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов, является развивающим, ориентированным, как писал Л. С. Выготский, на «зону бли­жайшего развития».

Шестилетний ребенок может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, не еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального раз­вития дошкольника. Опираясь на высшие схематизированные формы образного мышления, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. С помощью наглядно-схематического мышления дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются. Однако, даже приобретая черты обобщенности, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».

Не только педагогам, но и родителям полезно знать положение психоло­гов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной роли наглядно-действенного и наглядно-образного мышления специфически дошкольных форм мышления.

В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в млад­шем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка умений, требуемых в этой деятельности. Обладание такими умениями обеспечивает высокий уровень обучаемости, характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Это не просто для детей, не всем и не сразу удается. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка не только определенного уровня интеллектуального развития, но и познавательного отношения к действительности, способности удивляться и искать причины замеченной перемены, новизны. Познавательная потребность ярко выражена у большинства детей в 6-7-лет­нем возрасте. У многих она связана с бескорыстным интересом ко всему ок­ружающему; у многих, но не у всех. Такие дети требуют особого внимания: развития у них любознательнос­ти, познавательного отношения к окружающему, кругозора, поисков особых форм и методов работы с ними. Внимания требуют не только дети с практическим умом, но и те, чья познавательная активность имеет теоретическую направленность.

И если мы хотим, чтобы наши дети успешно учились в школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем. К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города или деревни, где он проживает, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих ро­дителей, кем они работают, и понимают, что их бабушка - чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основ­ные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т. е. они ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта. Взрослые зачастую уверены, что специального обучения здесь и не требуется. Однако на самом деле это не так. Как правило, дети очень наблюдательны, им только не всегда хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явле­ние. А иногда приходится специально обращать их внимание на что-то давно привычное. Беседа с ребенком об окружающем не должна быть слишком сложной, длинной и утомительной. Интерес - критерий доступности. Если ребенок начал зевать и отвлекаться, значит, объяснения уже недоступны ему. Познавая окружающий мир, ребенок учится мыслить: анализировать явления, обобщать их и сравнивать, делать выводы. Идти по пути накопления сведений из какой-то области знаний нужно осторожно, не забывая о законах детского развития.

Информация о работе Готовность дошкольников к обучению