Формирование личностной идентичности у разностатусных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Идентичность — это устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей. Для подростка этот процесс нелегок. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………….......6
1.1 Личная идентичность: понятие и структура…………………………….6
1.2 Формирование идентичности в подростковом возрасте……………...19
1.3 Социометрический статус: понятие и виды…………………………....26
1.4 Специфика личностных отношений в подростковом возрасте………………..31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РАЗНОСТАТУСНЫХ ПОДРОСТКОВ……………………..39
2.1 Организация и методы исследования……………………………………39
2.2. Результаты исследования личностной идентичности подростков с различным социометрическим статусом………………………………………….46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………61

Файлы: 1 файл

Психология (идентичность разностатусных подростков).doc

— 2.08 Мб (Скачать)

Для исследования идентичности Дж. Марсиа разработал метод полуструктурированного интервью. На основе анализа магнитофонной записи интервью группа экспертов приписывала индивиду один из следующих статусов идентичности.

Статусом достигнутой идентичности обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.

Термин «мораторий» вслед за Э. Эриксоном Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства [31, с. 41].

Преждевременная идентичность — этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как у достигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей [31, с. 41].

Состояние диффузной идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности [31, с. 41-42].

В работах А. Уотермана акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он предполагал, что сформированная идентичность включает в себя выбор целей, ценностей и убеждений. Этот выбор актуализируется в период кризиса идентичности и является основанием для дальнейшего определения смысла жизни [3, с. 42]

Исследования идентичности, проводимые в рамках интеракционистской ориентации, исходят из концепции «Я» Дж. Мида. Рассматривая проблему соотношения личных и социальных начал в человеке, Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность [28,с. 114].

М. Кун, автор теста «Кто Я», внес существенный вклад в разработку проблемы самосознания личностии механизмов ее идентификации . По его мнению, самость человека представляет собой относительно устойчивый набор определений, отражающих его социальные и личностные особенности. Этот набор идентичностей регулирует взаимодействие человека с другими людьми [19,с. 14].

В работе Н.В  Антоновой при анализе соотношения осознаваемой и неосознаваемой идентичностей в работе Дж. Мида подчеркивается, что неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает тогда, когда человек начинает размышлять о себе и своем поведение. Однако осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума, поскольку она формируется при помощи приобретенных в социальном взаимодействии категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать ритуализированному развертыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения [1, с. 42-43].

Дж. Мид считал, что при  рождении человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми. Таким образом, акцент делается на социальной обусловленности идентичности: она возникает только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы. Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой [28,с. 114-115].

Л. Краппман систематизировал идеи Дж. Мида об осознаваемой идентичности. Он рассматривал условия социальной ситуации, при которых идентичность остается сохранной, и назвал ряд способностей, необходимых человеку для сохранения своей идентичности в ситуации взаимодействия. Представления принимающих участие во взаимодействии партнеров о значении одних и тех же символов различны, часто противоречивы. Постоянно поступающая в процессе взаимодействия новая информация должна перерабатываться индивидом так, чтобы привести ее в соответствие с прежним накопленным опытом. При этом особенно важна самопрезентация во взаимодействии. Успех поддержания идентичности зависит от наличия у человека следующих способностей: способности к ролевому дистанцированию, к эмпатии, толерантности к противоречиям, успешной презентации своей идентичности [27, с. 117] .

Ю. Хабермас понимает личностную и социальную идентичность как два измерения, в которых реализуется балансирующая Я-идентичность. Вертикальное измерение — личностная идентичность — обеспечивает связность истории жизни человека. Горизонтальное измерение — социальная идентичность — обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я-идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью. «Установление и поддержание этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия, среди которых исключительное значение отводится языку. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям партнера. В то же время человек стремится к выражению своей неповторимости» [1, с. 112] .

В рамках когнитивистской  ориентации проблематика идентичности активно разрабатывалась в таких социально-психологических концепциях, как теория социальной идентичности Г. Тэджфела и теория самокатегоризации Дж. Тернера. В этих концепциях особое внимание уделялось анализу соотношения личностной и социальной идентичностей в структуре Я – концепции личности. В теориях Г. Тэджфела и Дж.Тернера личностная и социальная идентичность рассматриваются как взаимоисключающие категории. Так, в теории Г. Тэджфела утверждается, что в зависимости от ситуации может актуализироваться либо личностная, либо социальная идентичность. Основной механизм, который запускает процесс актуализации той или иной идентичности, представлен мотивационной структурой, ориентированной на достижение личностью позитивной самооценки. Человек будет прибегать к межгрупповым формам поведения (актуализируя социальную идентичность), если это кратчайший путь к достижению позитивной самооценки. В случае если человек может достичь ее на уровне межличностного общения (актуализируя личностную идентичность), ему нет нужды переходить к противоположным формам поведения.

По мнению X. Тэджфела, личностная и социальная идентичности представляют собой два полюса одного биполярного континуума. На одном полюсе — поведение, полностью определяющееся личностной идентичностью, на втором — поведение, полностью определяющееся социальной идентичностью. Более типичным является поведение, находящееся между этими полюсами [1, с. 13-14]

Г. Брейкуэлл, по-иному  решает проблему соотношения личностной и социальной идентичности. Она подчеркивает взаимосвязь между ними. С точки  зрения реальной динамики личностная и социальная идентичности — не различные части или аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней. [7,с. 66-67].

 Г. Брейкуэлл выделяет следующие структурные компоненты идентичности.

1. Биологический организм. Идентичность является продуктом  взаимодействия биологического организма с социальным контекстом. Биологический организм — «сердцевина» идентичности, однако со временем он становится все менее значимой ее частью.

2. Содержательное измерение.  Включает все характеристики, которыми  индивид пользуется, чтобы описать себя, и которые описывают его как уникальную личность.

3. Ценностное  измерение. Каждый элемент содержательного  измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную, которая  приписывается ему индивидом, исходя из социальных норм и ценностей. Оценки также нестатичны, они могут меняться в соответствии с изменениями в наличной социальной ситуации. Таким образом, ценности индивида находятся в состоянии изменения.

4. Время. Развитие идентичности  протекает в плане субъективного  времени. Биографическое же время определяется содержательным и ценностным параметрами измерения.

Можно было бы сказать, что  люди с простой структурой идентичности имеют незрелую идентичность, однако Г. Брейкуэлл считает, что для  этого нет оснований, так как  нет оснований полагать, что иметь идентичность с более дифференцированной структурой «лучше», чем с простой структурой. И содержательное, и оценочное измерения идентичности развиваются в соответствии с особенностями социального опыта индивида. Если разнообразие опыта ограничено, может сформироваться простая структура идентичности. Но даже при полном прекращении изменений во внешнем мире (если такое возможно) изменения в структуре идентичности не прекращаются, обеспечиваясь взаимодействием между ее элементами [7,с. 67].

Развитие идентичности осуществляется с помощью двух основных процессов:

1) ассимиляции и аккомодации:  происходит отбор новых компонентов  в структуру идентичности, а затем  приспособление структуры к этим  компонентам (переструктурирование);

2) оценки — определения значения и ценности содержаний идентичности, как новых, так и старых. Эти процессы взаимосвязаны: процесс оценивания может влиять на отбор содержания для ассимиляции и на форму аккомодации. С другой стороны, ассимилируются также ценности, которые задают критерии оценки. [7,с. 67-68].

Взаимодействие этих процессов во времени приводит к  формированию содержательного и  ценностного измерений идентичности.

Дж. Тернер от мотивационно-когнитивных оснований теории социальной идентичности перешел к собственно когнитивным основам в своей теории самокатегоризации (самокатегоризация — когнитивное группирование себя с некоторым классом идентичных объектов). Одним из базовых постулатов его теории является выделение трех уровней самокатегоризации:

-  самокатегоризация себя человеческого существа (человеческая идентичность);

-     групповая самокатегоризация (социальная идентичность);

-     личностная самокатегоризация (персональная (личная) идентичности) [25, с. 116] .

Между выраженностью  одного уровня самокатегоризации и другими ее уровнями существует функциональный антагонизм: с позиций личностной идентичности человек не видит сходства между группами, с позиций групповой идентичности не различает индивидуальных характеристик отдельных членов группы. Категоризовав себя со своей группой в поисках положительных отличий от других групп субъекты будут вести себя групповым образом. Восприятие себя как члена ингруппы (отличного от члена аутгруппы) снижает восприятие себя как уникального индивида (отличного от членов ингруппы), т.е. происходит деперсонализация восприятия. Это приводит к тому, что люди начинают воспринимать себя и других как взаимозаменяемые, идентичные элементы одной категории [25, с. 115-117] .

В работах А. Ватермана в большей степени акцентируется ценностноволевой аспект развития идентичности. А. Ватерман считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности. Они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни.

А. Ватерман рассматривает  идентичность с процессуальной и  содержательной сторон. Во-первых, процесс формирования и существования идентичности охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Так, подросток осуществляет выбор из огромного количества потенциальных элементов идентичности, оценивая преимущества и ограничения каждого из них, а также значимость каждого элемента для собственной личности. Во-вторых, идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает. Каждый элемент идентичности относится к какой-либо сфере человеческой жизни.

 А. Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:

1) выбор профессии  и профессионального пути;

2) принятие и переоценка  религиозных и моральных убеждений; 

3) выработка политических  взглядов;

Информация о работе Формирование личностной идентичности у разностатусных подростков