Формирование личностной идентичности у разностатусных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Идентичность — это устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей. Для подростка этот процесс нелегок. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………….......6
1.1 Личная идентичность: понятие и структура…………………………….6
1.2 Формирование идентичности в подростковом возрасте……………...19
1.3 Социометрический статус: понятие и виды…………………………....26
1.4 Специфика личностных отношений в подростковом возрасте………………..31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РАЗНОСТАТУСНЫХ ПОДРОСТКОВ……………………..39
2.1 Организация и методы исследования……………………………………39
2.2. Результаты исследования личностной идентичности подростков с различным социометрическим статусом………………………………………….46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………61

Файлы: 1 файл

Психология (идентичность разностатусных подростков).doc

— 2.08 Мб (Скачать)

Знание социометрического  статуса даёт информацию о положении  человека в системе межличностных  отношений. Чем больше взаимных выборов  имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным является его  положение в системе межличностных  отношений.

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ   РАЗНОСТАТУСНЫХ ПОДРОСТКОВ

 

2.1 Организация и методы исследования

 

Цель исследования: исследование  личностной идентичности разностатусных подростков в   возрасте от 13 до 14.

Задачи исследования:

- определить статус  подростков посредством методики  «Социометрия»;

- исследовать особенности личностной идентичности подростков посредством методики изучения личностной идентичности (МИЛИ)  Л.Б. Шнейдер.

Гипотеза данного  исследования ― существует статуса личностной  идентичности подростка от их  социометрического   статуса

План исследования:

1. Подборка методик  для эмпирического исследования

2.  Социометрия, с  целью выявления   социометрического  статуса подростков.

3. Исследование особенностей личностной идентичности подростков посредством  методики изучения личностной идентичности (МИЛИ)  Л.Б. Шнейдер.

  1. Обсуждение результатов эмпирического исследования.

Выборка: в исследовании принимало участие  30 человек (подростки  в возрасте 13-14 лет 6 «А» класса сш № 14 г. Берёзы).

Наблюдения за реальными отношениями, складывающимися в классе, убеждают, что иногда существуют противоречия между положением, которое занимает ученик в системе ответственной зависимости, и его местом в системе личных взаимоотношений.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.

Социометрическая техника  применяется для диагностики  межличностных и межгрупповых отношений  в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

В западной социометрии разработана специальная терминология для обозначения статуса (положения) человека. Люди, которые в результате экспериментов получают наибольшее число выборов, именуются «звездами». Эти члены группы, как пишет Морено, привлекают столь много выборов, что они захватывают центр сиены подобно звезде. Позднее Бронфенбреннер в монографии «Измерение социометрического статуса, структуры и развития» уточняет это понятие, указывая, что «звезда» — это индивидуум, который получил больше выборов, чем можно ожидать по теории вероятности». Но на практике в высшую группу относят обычно не всех, получивших больше среднего количества выборов, а только тех, кто получил значительно больше. Так, в наших исследованиях к высшей I группе по числу полученных выборов были отнесены те, кто получил 6 и более выборов, т.е. в 2 и более раз больше среднего количества выборов, которое могли получить дети. (Напомним, что в наших экспериментах каждый испытуемый делал три выбора.) Бронфенбреннер рекомендует следующие числовые характеристики для обозначения «звезд» при различном числе выборов, которое делают испытуемые. Если в эксперименте разрешено сделать 1 выбор, к высшей группе относят тех, кто получил 4 выбора, соответственно при 2 выборах — 6, при 3— 7, при 4—8, при 5—9 [3, с. 235-236].

Если ученик в эксперименте получил меньше среднего количества выборов, его по социометрической терминологии относят к «пренебрегаемым». Тех школьников, которых никто не выбрал, считают «изолированными». Если в эксперименте использовались отрицательные критерии, т.е. у испытуемых спрашивали о том, с кем они не желают общаться, появляется категория лиц, которых по социометрической терминологии, принятой за рубежом, относят к «отверженным»: они получают отрицательные выборы.

В результате социометрического (или иного обработанного соответствующим способом) эксперимента мы получаем таблицу, из которой видно, сколько выборов получил каждый член группы. Это число является мерилом положения человека в системе личных отношений, или, по принятой в социометрии терминологии, измеряет его «социометрический статус». На самом деле, отдавая в эксперименте свой выбор тому или иному однокласснику, ученик как бы заявляет: «С этим одноклассником я хотел бы поддерживать близкие отношения, его я предпочитаю всем остальным». Иными словами, в эксперименте выявляется потребность каждого ученика в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение.

Для социометрического  исследования важно, чтобы любая  структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей  социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Эти методы позволяют объективно определять место каждого ребенка в системе личных взаимоотношений, которые складываются в детсадовских группах и школьных классах. Психолог и педагог смогут выявить детей, наиболее предпочитаемых сверстниками и оказавшихся в этом смысле в благоприятном положении, с одной стороны, и ребят, которые находятся в своеобразной психологической изоляции, с другой. Индивидуально-психологическое изучение этих детей поможет выяснить факторы, обеспечивающие ученику то или иное место в системе личных взаимоотношений, и наметить такие педагогические мероприятия, которые обеспечили бы каждому ребенку благоприятное место в этой системе.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После  постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.

Основное понятие для характеристики структуры личных взаимоотношений должно включать в свое содержание все основные типы личных взаимоотношений между учениками, взаимные и невзаимные отношения, а также отношения с неустойчивой взаимностью. Это понятие должно быть применимо для характеристики личных отношений каждого ученика класса, а не только тех, кто входит в группировки. Таким основным понятием для характеристики структуры личных взаимоотношений может, как нам кажется, служить понятие круга желаемого общения. В каждом классе для каждого ученика существуют три круга общения.

В этот наиболее важный для ребенка круг входят те одноклассники, которые являются для него объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, т.е. у этого ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.

В первый круг желаемого общения учеников входит обычно от 1 до 5 одноклассников. Этот круг расширяется в зависимости от возраста детей и качества воспитательной работы в классе. В каждом классе есть дети, не имеющие первого круга желаемого общения, т. е. те, у кого в коллективе нет устойчивых привязанностей, нет ни постоянных товарищей, ни детей, которым бы они постоянно симпатизировали. Это, по всей вероятности, говорит об отклонениях во взаимоотношениях этих учеников с одноклассниками.

На фоне хорошо организованного коллектива легче устанавливаются благоприятные отношения между его членами и наоборот.

Итак, основными понятиями для характеристики структуры личных взаимоотношений следует считать понятия кругов желаемого общения. Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общения, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Наконец, школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов.

Рассмотрим  процедуру  проведения социометрии. Ученикам раздают листочки бумаги и предлагают проверить, хорошо ли они знают друг друга (практикант не должен упоминать о том, что его интересует на самом деле). Далее сообщается, что необходимо написать на листочке фамилии трех своих одноклассников, с которыми они могли бы отправиться, например, в длительное путешествие. При этом должно соблюдаться одно условие — самый первый в списке должен быть наиболее предпочитаемый одноклассник (одноклассница). На втором месте тот, которого ученик предпочел бы выбрать во вторую очередь. В отношении третьего ученика — то же самое.

Важно не забыть предупредить всех о нежелательности  излишнего любопытства к ответам друг друга. Спустя 10 минут студент может собрать листочки.

Обработка результатов  может быть проведена по-разному: от простого подсчета количества выборов до развернутого статистического анализа. Существуют два взаимно дополняющих друг друга графических способа: 1) основные таблицы результатов и 2) карты групповой дифференциации.

Основные  таблицы результатов напоминают турнирные таблицы спортивных соревнований. По вертикали записываются под номерами фамилии всех членов изучаемой группы (как правило, по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки). По горизонтали — только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1,2,3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь.

Далее переходим  к обозначению взаимных выборов. Если среди тех, кто выбрал учащегося, есть ученики, которых он выбрал сам, то это значит, что у них с этим учеником взаимный выбор. Этот взаимный выбор на основной таблице результатов обводится кружком у обоих.

После того, как зафиксированы все выборы, приступаем к их суммированию. Подсчитываем по вертикали количество полученных выборов каждым учеником и количество взаимных выборов, полученных учеником.

Для нас представляет интерес социометрический статус  учеников класса О первом можно судить по количеству выборов полученных учениками: чем их больше у ученика, тем выше его социометрический статус в системе межличностных отношений в классе (тем популярнее он является в нем).

В качестве методики для  диагностики индивидуальных особенностей  подростков использовалась методика  изучения личностной идентичности Л. Шнайдер.

Для изучения личностной идентичности используется методика, построенная на принципах прямого  и цепного ассоциативного теста. Первоначально испытуемым предъявлялось  два слова-стимула: «живое» и «мертвое», на которые каждый испытуемый записывал  по 10 ассоциативных реакций. Затем уже на эти 10 слов-стимулов вновь предлагалось записать 10 любых слов, пришедших в голову. Все ассоциативные реакции (первичные и вторичные) испытуемых сводились воедино.

Затем по каждому начальному слову-стимулу «живое» и «мертвое» проводилась следующая обработка: группы слов, образующие «гнездо ассоциаций», заменялись одним словом Слова, встречающиеся по обоим стимулам, исключались, явные (откровенные) ассоциации так же удалялись из общего набора. В итоге оставлены ключевые ассоциации со словами-стимулами. Испытуемым  даётся следующая инструкция: «Пожалуйста, прочитай и подчеркни среди слов ассоциации, который, на твой взгляд, имеют отношение к тебе и твоей жизни» (см. Приложение 1).

Сначала   подсчитывается   число  совпадений по ключу с самоописаний себя в категориях мёртвого. Далее количество  слов-рекций   описания  себя  как живого  нужно разделить на количество слов-реакций описания себя как мёртвого.

 

 

2.2. Результаты    исследования личностной  идентичности  подростков с различным социометрическим статусом

Информация о работе Формирование личностной идентичности у разностатусных подростков