Формирование личностной идентичности у разностатусных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Идентичность — это устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей. Для подростка этот процесс нелегок. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………….......6
1.1 Личная идентичность: понятие и структура…………………………….6
1.2 Формирование идентичности в подростковом возрасте……………...19
1.3 Социометрический статус: понятие и виды…………………………....26
1.4 Специфика личностных отношений в подростковом возрасте………………..31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РАЗНОСТАТУСНЫХ ПОДРОСТКОВ……………………..39
2.1 Организация и методы исследования……………………………………39
2.2. Результаты исследования личностной идентичности подростков с различным социометрическим статусом………………………………………….46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………61

Файлы: 1 файл

Психология (идентичность разностатусных подростков).doc

— 2.08 Мб (Скачать)

Лысюк Марина Александровна. Группа ППз-32. Тема: «Особенности личностной идентичности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………….......6

1.1 Личная идентичность: понятие и структура…………………………….6

1.2 Формирование идентичности в  подростковом возрасте……………...19

1.3 Социометрический статус: понятие и виды…………………………....26

1.4 Специфика личностных отношений в подростковом возрасте………………..31

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ  ГЛАВЕ…………………………………………….37

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ   РАЗНОСТАТУСНЫХ ПОДРОСТКОВ……………………..39

2.1 Организация и методы  исследования……………………………………39

2.2. Результаты    исследования  личностной  идентичности подростков с различным социометрическим статусом………………………………………….46

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...55

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...58

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………61

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Идентичность  — это устойчивое и последовательно  появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей. Для подростка этот процесс нелегок. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими. Несоответствие между ними создает ощущение трудностей, потерянности, ненужности, невостребованности и приводит к депрессиям [8, с. 79].

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в психологии в последние десятилетия двадцатого столетия. Начиная с 70-х годов понятие идентичности становится в психологии очень популярным, дополняя, уточняя, а нередко и заменяя собой более традиционные понятия Я-концепции, образа «Я», self, самости. Обращение к категории идентичности дает возможность увидеть механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречивость групповых и личных начал в человеке.

В связи с этим представляется, что исследование возрастной динамики процесса развития личностной идентичности подростков является одной из наиболее значимых и актуальных проблем как в плане анализа закономерностей становления личности и самосознания человека, так и в плане изучения оптимизации процесса вхождения подростков в мир взрослых, их социализации.

Актуальность исследования связана с тем, что социальные процессы, происходящие в последнее  десятилетие, радикально изменили весь прежний уклад общественной жизни. Глубина и значительность этих изменений  такова, что не могла не отразиться и на содержании самосознания людей. Однако трансформация многих значений и личностных смыслов, идущая в настоящее время, не задает ясных ориентиров для поиска новой системы смыслов и ценностей, что затрудняет не только социально-психологическую адаптацию людей, но и становление их личностной идентичности.

В этих условиях все более  сложным становится процесс присвоения подростками своего индивидуального  и родового прошлого, ставится под  сомнение способность аутентично конструировать свое будущее. Освоение системы социальных отношений и формирование на этой основе личностной идентичности — важнейшая возрастная задача подросткового возраста. На личностном уровне ее решение тесно связано со становлением и развитием самосознания подростка. Динамика взаимосвязи между особенностями представления подростков о себе и их социальными ожиданиями со стороны значимого окружения относится к наиболее интересным и недостаточно изученным направлениям психологии развития.

Проблемой личностной идентичности занимались такие исследователи, как Э. Эриксон, Л.Б.Шнейдер, М. Кун, О.В.Беляева, Дж. Марсиа, Н.В Антонова, Л.В. Гурылёва, И. Зверева, В.Г. Казанская, Петраш и другие.

Социальный статус  изучался Н.А.  Березовиным, И.С.Коном, Я.Л. Коломинским и другими.

Проблема личностной идентичности разностатусных подростков мало исследована в психологической литературе.

Объект исследования — личностная идентичность подростков.

Предмет исследования — особенности личностной идентичности разностатусных подростков.

Цель исследования — проанализировать особенности личностной идентичности разностатусных подростков.

Гипотеза исследования — существуют различия в личностной идентичности подростков, имеющих разные социометрические статусы.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Представить психологическое  содержание категории «идентичность» на основе анализа психологической и педагогической литературы.

2. Проанализировать особенности формирования идентичности в подростковом возрасте.

3. Охарактеризовать социальный статус и процедуру его определения.

4. Выявить специфику личностных отношений в подростковом возрасте.

В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; графический метод.

Научная новизна  исследования заключается в том, что выявлены особенности личностной идентичности в подростковом возрасте у разностатусных подростков.

Практическое  значение работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике работы школьных психологов, как при диагностике, так и при проведении работы по профилактике трудностей личностного роста подростков.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

 

1.1 Личная идентичность: понятие и структура

 

Обратимся в первую очередь  к определению понятия идентичности. В «Кратком словаре системе психологических понятий» приводится ставшее классическим определение: «Идентичность – чувство непрерывности своего бытия как сущности, отличной от всех других» [18, с. 113-114].

Понятие идентичность в научный дискурс вошло сравнительно недавно и означает соответствие самому себе. Под понимают осознанное единство и преемственность телесных и психических процессов, самосознание индивида, то, как он сам рефлексирует себя в целом и в каждом из аспектов своей личности. Считается, что впервые термин «идентичность» стал использовать в своих работах З.Фрейд, в его работах можно обнаружить применение данного термина в нескольких различных смыслах. Далее на развитие теории идентичности оказала сильное влияние философская рефлексия взаимодействий «Я» [18,с. 114].

Идентичность индивида, таким образом, включает двойственную характеристику, основанную на субъективно-объективном принципе. Многие исследователи, начиная от классиков — основателей теории социальной идентичности (А. Тешфел) и самокатегоризации (Дж. Тернер), представителей интеракционистской школы (Дж. Мид, Э. Гоффман), школы социальных представлений (С. Московичи, М. Заваллони),— рассматривают идентичность как один из уровней Я-отнесенности (самокатегоризации, «Я-концепции») [6, с. 112-113].

Содержательный анализ понятия «идентичность» позволил выделить следующие ее структурные компоненты (элементы): ценности, цели, убеждения (Э. Эриксон); потребности, способности, убеждения, индивидуальная история (Дж. Марсия). Идентичность с процессуальной стороны представляет собой постоянно меняющуюся динамическую структуру, компоненты которой меняются или встраиваются в структуру при помощи механизмов дифференциации и интеграции (Э. Эриксон), ассимиляции и аккомодации (Г. Брэйкуэлл). А. Беляева выделяет в личностной идентичности когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты, при этом, она указывает, что на протяжении всего подросткового периода когнитивный компонент по своему значению и темпу развития опережает эмоционально-ценностный [4, с. 3]

Становление идентичности происходит под влиянием оценочного отношения социального окружения, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих действий и поступков с канонами и нормами поведения. Идентичность формируется через механизм идентификации с некоторым эталоном, или образцом, индивидуальным для каждого субъекта. Далее идентичность реализуется через поведение/роль.

Методологическим положением, касающееся механизмов формирования идентичности, является положение о том, что субъективные переживания определяют процесс отнесения себя к конкретной социальной группе (этносу, профессиональной половой) (Г. Г. Шпет). Если происходит только внешнее усвоение нового языка, культуры или норм поведения, человек остается маргиналом [7, с. 8-9].

Формирование идентичности — это не единичный акт, оно происходит нелинейно, может идти вспять, возможны возникновения кризисов даже уже на фоне сформированной идентичности (А. Ватерман, Д. Маттесон, Дж. Колеман). Источниками формирования идентичности является решение центральных проблем каждого возрастного периода (Э. Эриксон), решение проблем возникающих в жизни (Дж. Марсия, А. Ваттерман).

Анализ рассматриваемого феномена показал, что исследователи выделяют несколько видов идентичности или аспектов идентичности. В процессе теоретического осмысления понятия идентичности, стали выделять персональную (личностную) идентичность (тождественность самому себе) и социальную, ориентированного на социальное окружение (Г. Тэджфел, В.А. Ядов, Э. Эриксон и др.).

Проблема идентичности разрабатывалась представителями  психоаналитической, интеракционистской, когнитивистской ориентаций.

Первыми к психологическому анализу  феномена идентичности обратились сторонники психоаналитического направления. Детальная разработка феномена идентичности была представлена в известной работе Э. Эриксона «Детство и общество» (1950). Понимая идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», Э. Эриксон делает акцент на динамичности, изменяемости идентичности на протяжении всей жизни человека, выделяя в качестве основной адаптационную функцию данной личностной структуры. [32, с. 35].

Согласно Э. Эриксону процесс становления и развития идентичности «оберегает целостность и индивидуальность опыта человека, дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» [32, с. 35-36]. Следовательно, понятие идентичности соотносимо для Э. Эриксона, прежде всего, с понятием постоянного, непрекращающегося развития «Я» в социуме.

Свою модель Э. Эриксон основывал на эпигенетическом принципе, взятом из эмбриологии: каждый этап развития содержит моменты, решающие для дальнейшей эволюции. Идентичность создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Переход от одной формы идентичности к другой вызывает кризисы идентичности [32, с. 36].

Эриксон выделил некоторые элементы идентичности на уровне индивидуального опыта:

1) чувство идентичности — это чувство личностного тождества и исторической непрерывности личности;

2) сознательное чувство личностной  идентичности основано на двух  одновременных наблюдениях: восприятии  себя как тождественного и  осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, — с другой;

3) переживание чувства идентичности  с возрастом и по мере развития  личности усиливается: человек  ощущает возрастающую непрерывность  между всем тем, что он пережил за все свое детство, и тем, что он предполагает пережить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе [32, с. 36-37]

Из теории Э. Эриксона следует двойственность идентичности: идентичность достигает в своем развитии кульминации и обретает определенную целостность и законченность в пубертатный период развития, в то же время, идентичность находится в непрерывном процессе развития, таким образом, непрерывно изменяясь[32, с. 45]

Операционализация категории идентичность была осуществлена Дж. Марсиа Он выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем», т.е. актуализируется в ситуации социального выбора. Так, к примеру, подросток для достижения идентичности должен решить такие проблемы, как: идти работать или учиться, какую работу или учебное заведение выбрать, продолжать общаться с теми сверстниками, которые не нравятся родителям или нет и т.д. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности [23, с. 12-13].

В статусной модели Дж. Марсиа выделяются четыре состояния (статуса) идентичности. Для построения модели используются два параметра:

1) наличие или отсутствие кризиса — состояния поиска идентичности;

2) наличие или отсутствие единиц идентичности — личностно значимых целей, ценностей, убеждений.

Информация о работе Формирование личностной идентичности у разностатусных подростков