Формирование личностной идентичности у разностатусных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Идентичность — это устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей. Для подростка этот процесс нелегок. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………….......6
1.1 Личная идентичность: понятие и структура…………………………….6
1.2 Формирование идентичности в подростковом возрасте……………...19
1.3 Социометрический статус: понятие и виды…………………………....26
1.4 Специфика личностных отношений в подростковом возрасте………………..31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РАЗНОСТАТУСНЫХ ПОДРОСТКОВ……………………..39
2.1 Организация и методы исследования……………………………………39
2.2. Результаты исследования личностной идентичности подростков с различным социометрическим статусом………………………………………….46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………61

Файлы: 1 файл

Психология (идентичность разностатусных подростков).doc

— 2.08 Мб (Скачать)

 

1.4 Специфика личностных отношений в подростковом возрасте

 

В подростковом возрасте значительно расширяется  круг знакомств с другими людьми, глубже становятся мысли, устойчивее чувства, появляется интерес к другому полу. Зарождается сфера интимных отношений.

У подростка  уже складываются определенные представления о себе, о своих возможностях и способностях. Особенно примечательным в поведении подростка является желание делать все, как взрослые. Это чувство «взрослости» и пробуждает у него стремление к самостоятельности, хотя по сути дела он еще далеко не взрослый.

В этом возрасте потребность в общении проявляется и в неоднократно отмеченном многими исследователями явлении — активном поиске близкого друга.

Общение с близким товарищем, отмечает Т.В. Драгунова, выделяется в совершенно особую деятельность подростка. Она существует как самостоятельная деятельность, которая может быть названа деятельностью общения. Предмет этой деятельности — товарищ-сверстник как человек. Эта деятельность существует, с одной стороны, в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой — в форме размышлений о поступках товарища и взаимоотношениях с ним [24, с. 45-47].

Наблюдения и некоторые исследования показывают, что школьник аффективно, эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает на различные, иногда даже антиобщественные поступки. В связи с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем, прежде всего проблема изолированного ребенка, ученика, которого никто не выбирает, никто в классе не любит. У такого школьника в классе не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей — потребность в общении, и это формирует у него целый ряд отрицательных черт личности и особенностей поведения. Особую тревогу вызывает тот факт, что именно дети-одиночки, дети, не принятые в своей группе, часто становятся правонарушителями.

Рассмотрим, как осознает человек свои взаимоотношения с другими членами группы. Это осознание принципиально отличается от осознания своего положения в других системах отношений. Дело в том, что положение в учении и положение в системе отношений «ответственной зависимости» непосредственно «открыты», они характеризуются определенными объективными показателями: школьными оценками по предмету, общественными поручениями и т.д. Положение в системе личных взаимоотношений, которые нигде формально не фиксируются и в большей мере складываются стихийно, не дается самому человеку в подобных внешних критериях. Оно неизвестно школьнику так, как, например, известны ему его собственные успехи и успехи товарищей в учении, за которые ставятся отметки, или общественные поручения, выполнение которых оценивается коллективом. Более того, перед учеником задача такого осознания в открытой форме ставится очень редко. Как показывают наблюдения, она возникает чаще всего при каких-либо осложнениях, нарушениях в отношениях с товарищами и тогда переживается очень остро и зачастую болезненно.

Особенно остро взаимоотношения с товарищами переживаются в подростковом и юношеском возрасте. Любое нарушение в этой сфере, действительная или мнимая потеря привычного положения, воспринимается человеком нередко как трагедия.

Все сказанное выше еще раз доказывает и несомненную важность изучения проблем, связанных с осознанием и переживанием человеком своих личных взаимоотношений в коллективе, и чрезвычайную методическую трудность такого изучения. Ведь даже приведенные предельно искренние высказывания не могут служить объективным источником для научного изучения: во-первых, они взяты из уникальных человеческих документов, во-вторых, отражают лишь субъективную сторону проблемы, оставляя совершенно неясным вопрос о действительном положении авторов дневника в системе личных взаимоотношений. Кроме того, подобный анализ своих взаимоотношений, как показывает опыт, доступен далеко не всем юношам и девушкам, не говоря уже о дошкольниках и младших школьниках [12, с. 67-69].

Анализируя дружеские отношения подростков, И.В.Страхов отмечает, что одинаково неправильно было бы рассматривать дружеские отношения подростков как основанные лишь на неосознаваемом эмоциональном тяготении или, наоборот, понимать их как рассудочные процессы. Однако автор не указывает, в каком соотношении находятся эмоциональные и рассудочные компоненты, что является для каждого возраста ведущим. Кроме того, достаточно полно рассматриваются только явно выраженные дружеские отношения, тогда как у нас речь идет не только о них, но и о таких отношениях, которые нельзя наблюдать непосредственно, так как они выражают внутренние состояния личности: отношения симпатии, тяготения друг к другу и т.д.[29, с. 46-47].

Исследование нравственных качеств подростков-организаторов показало, что некоторые из них действительно грубы, нечутки, хвастливы. Нередко педагоги выдвигают в актив детей, которые не могут быть организаторами, а с другой стороны, у детей-организаторов эти черты иногда появляются из-за педагогических ошибок. Объективно эти исследования говорят о том, что деформация личности будущей номенклатуры начиналась уже в школьные годы.

Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Все то, что не нравится родителям в друзьях, вызывает бурный протест и негодование. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят.

Чтобы понять сущность подростковой дружбы, обратимся к исследованиям А. В. Петровского, начатым им еще в середине 60-х гг. XX в. Речь идет о сплоченности людей в процессе совместно выполняемой деятельности. Ученый пишет: «В общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями». Привлекает в такой позиции указание на то, что отношения в процессах общения зависят от деятельности, которую люди выполняют [18, с. 90-92].

Дружба между подростками складывается в основном по половому признаку, но через определенное время в подростковые объединения включаются и ребята противоположного пола [15, с. 87-89].

Эти отношения могут возникнуть тогда, когда взаимодействие в окружении сверстников становится особенно тесным. Приятное времяпрепровождение подростков с течением времени становится «взаимным обучением», которое часто переходит в экспериментирование при свиданиях. Свидания выполняют несколько функций: отдыха (возможность повеселиться с человеком противоположного пола), социального экспериментирования (возможность узнать ближе человека противоположного пола, научиться полезному взаимодействию), повышения статуса (тебя видят, например, с отличником, что повышает твой статус), товарищества (возможность иметь друга противоположного пола, с которым можно делиться переживаниями, обмениваться мнениями), близости (установление близких значимых отношений с человеком противоположного пола), интимных отношений (возможность испытать сексуальный опыт), проекции семейных отношений (общение с противоположным полом для составления портрета будущего мужа или жены) [15, с. 23-25].

В дружбе подросток начинает определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что от него ждут другие. Он думает, как привести свои мнения, чувства или поступки в соответствие с уже принятыми группой. Поэтому оказывается, что конкретная личность — это то, что есть не для себя, а для других, поскольку только через других личность обретает себя и в других она продолжается и живет. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек отражается в них. Важно и то, что в группе (или в диаде) возникает феномен возложения ответственности. Это устойчивая позиция личности, связанная с признанием правомерности другого наложить санкции в форме одобрения либо наказания за успех или неудачу совместного мероприятия. Если в группе сплоченность низкая, то неудача приписывается другому, если же высокая, то личность становится причастной к успеху, которого добились все.

Следовательно, взрослый может увидеть по характеру дружбы, что в ней находит подросток, и понять, почему иногда он стремится к другим, не вызывающим одобрения у родителей или учителей. Это тем более важно, потому что подросток, как уже было сказано, более 50% свободного времени проводит с друзьями [2, с. 145].

Дружба с конкретным другим возникает по разным причинам. Если в значимой группе, с которой общается мальчик, ценится сила, выносливость, ловкость и пр., то он объединяется с ребятами, имеющими эти физические качества. Дружба в этом случае будет иметь как бы «пристройку снизу вверх». Такая дружба способствует тому, что мальчик будет заниматься физическими упражнениями или спортом. Он чувствует себя защищенным. Такая дружба основана на внушаемости. Подросток хочет быть таким же, как другие. Поэтому подражает более сильному в одежде, манере держаться и разговаривать. Еще один вариант: подросток стремится к ребятам, которые ценят его за какое-то качество (знания, умения что-то изобретать, играть в шахматы или шашки и т. п.). Его личность становится ценной для других, и он чувствует себя нужным. Такая дружба развивает навыки управления, командования. Подросток становится увереннее и ощущает себя лидером. Дружба в этом случае имеет «пристройку сверху вниз». Взаимодействие ребят при этом происходит в форме доминирования. Один диктует свои правила, другие должны подчиняться. Третий вариант подростковой дружбы: оба (или несколько) имеют одинаковый потенциал и становятся лидерами. [8, с. 112-114].

Зарубежные психологи выделяют несколько типов групп сверстников: компании, клики, диады и «одиночки». Более крупные группы, включающие примерно от 15 до 30 членов, называют компаниями. Группы до 3 человек, более сплоченные, — кликами. Их члены имеют похожее происхождение, особенности, интересы или сходную репутацию. Клики состоят либо из мальчиков, либо из девочек, но могут быть и разнополыми.

Примерно 80% подростков входит в диады, клики и компании, 20% — «одиночки». На самом деле это не означает, что «одиночки» всегда одиноки. Такие виды деятельности, как рисование или музыка, требуют одиночества. В одиночестве может быть масса положительных сторон: много времени для творчества, ощущение прилива энергии, отсутствие прессинга. Однако сильные переживания могут быть только тогда, когда одиночество возникает в результате отвержения, а не добровольного согласия [17, с. 56].

Большинство подростков склонно считать, что развлечение и статус — наиболее важные основания для встреч. Они полагают, что надо встречаться с физически привлекательными, хорошо одетыми людьми и теми, кто нравится другим, т. е согласно социометрическому статусу являются «звёздами» [4, с. 90-92].

Подростки очень  требовательны к другим, хотя менее требовательны к себе. Им кажется, что они слишком много знают о мире, о вещах, а поэтому их суждения часто категоричны, безапелляционны. Это тоже форма самоутверждения. А на самом деле знания подростков сплошь и рядом бывают поверхностными и отрывочными, высказывания недостаточно обоснованными и доказательными. Отсюда — обидчивость, а иногда и грубость как реакция на мнимую недооценку их способностей и «философских» суждений в коллективе.

В подростковом возрасте происходит резкий перелом, обостряется потребность в общении со сверстниками, желание участвовать во всем происходящем в классе. Усиливается стремление не только к установлению личных контактов. Дети стремятся найти в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами какое-то свое место. Конечно, и в начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, и в начальной школе дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием. Но у подростков все эти тенденции проявляются более остро, поэтому довольно часто это способствует формированию негативной идентичности личности.

Таким образом, в подростковом возрасте происходит резкий перелом, обостряется потребность в общении со сверстниками, желание участвовать во всем происходящем в классе.

Общение со сверстниками открывает подростку самые разные перспективы — от благополучной жизни, в которой раскроются его потенциалы, до болезненных разочарований. Это касается не только общения между девочками и мальчиками, но и взаимодействия подростков одного пола, которое может способствовать как конструктивной деятельности, так и деструктивной (конфликты).

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Итак, краткий  психологический анализ феномена идентичности позволяет сделать некоторые обобщения.

1. Идентичность — это устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе.

2. Выделяют два типов идентичности: социальную и личностную  (персональную) идентичность. Различают такие статусы идентичности, как статус достигнутой идентичности, мораторий,   преждевременная идентичность, диффузная идентичность.

3. Развитию идентичности подростков мешают резкие социальные и политические катаклизмы, потому что у подростков появляется неуверенность, разрываются связи с миром, происходит угроза традиционным ценностям и появляется неудовлетворенность общепринятыми вещами, возрастает пропасть между поколениями.

4. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

5. Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней. Выделяют такие социометрические статусы, как социометрические звёзды, предпочитаемые, пренебрегаемые или изгои, изолированные или отверженные.

Информация о работе Формирование личностной идентичности у разностатусных подростков