Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Идентичность — это устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей. Для подростка этот процесс нелегок. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………….......6
1.1 Личная идентичность: понятие и структура…………………………….6
1.2 Формирование идентичности в подростковом возрасте……………...19
1.3 Социометрический статус: понятие и виды…………………………....26
1.4 Специфика личностных отношений в подростковом возрасте………………..31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РАЗНОСТАТУСНЫХ ПОДРОСТКОВ……………………..39
2.1 Организация и методы исследования……………………………………39
2.2. Результаты исследования личностной идентичности подростков с различным социометрическим статусом………………………………………….46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………61
После проведения «Социометрии» следует выделить категории школьников, относящихся к различным статусным структурам:
а) «звезды» — лица, которых назвали в качестве наиболее близких друзей 5 и более человек
б) «предпочитаемые» — те, кого назвали 3—4 человек (суммарно в оценке по пунктам 1 и 2);
в) «преебрегаемые» — лица, указанные 1—2 раза (суммарно в оценке по пунктам 1, 2, 3);
г) « отвергнутые» — лица, не получившие выборов.
Указанные структуры не являются жесткими, возможны промежуточные статусы.
Отметим, что полученные результаты не подлежат огласке, а должны сохраняться в тайне как исходная психолого-педагогическая информация, необходимая для целенаправленной воспитательной работы в классе.
Результаты исследования были сведены в таблицу 2.2 (см. Приложение 2)
Итак, выявлены следующие статусы подростков: 1 изолированный — 3,4%, 3 пренебрегаемых — 10%; 6 звёзд — 20%, 20 предпочитаемых—66,6%; Представим полученные результаты в виде диаграммы (см. рис. 2.1)
Рисунок 2.1 — Результаты исследования социометрического статуса подростков (в % от общего количества характеристик)
Нами было проведено исследование с целью изучения личностной идентичности разностатусных подростков.
Также нами была проведена методика изучения личностной идентичности (МИЛИ) Л.Б. Шнейдер [31, с. 12-14].
Итак, у 13,3% (4 подростков) был выявлен статус «мораторий», у 13,3% (4 подростков) — достигнутая позитивная идентичность, у 16,6% ( 5 человек) — псевдопозитивная идентичность, диффузная идентичность — у 56,6% (17 человек)
Результаты методики изучения личностной идентичности (МИЛИ) представлены на рисунке 2.2
Рисунок 2.2. — Результаты исследования личностной идентичности по методике МИЛИ подростков (в % от общего количества характеристик)
Подростки имеют нулевой показатель преждевременной идентичности. Это говорит о том, что подростки имеют тенденцию к социальной зависимости характерологических особенностей, при этом личностная идентичность не осознается, показатели независимости жизненных выборов низкие.
Показатели статуса «мораторий» также высокие у 1 изолированного (25%) и 3 предпочитаемых (75%) подростков (см рис. 2.3)
Рисунок 2.3 — Статус «мораторий» у разностатусных подростков
Итак, показатели статуса «мораторий» личностной идентичности выявлены у всех подростков, имеющих низкий социометрический статус.
Мораторий — это кризис идентичности. Подросток ставит вопросы по поводу своего жизненного пути. Он оценивает свои выборы, критически относится к некоторым своим идеям.
Высокие показатели диффузной идентичности выявлены у 14 подростков(46,6%) (см. рис. 2.4) с социометрическим статусом предпочитаемые.
Диффузия идентичности состоит в том, что подросток еще не думает о соответствии (или несоответствие) «Я» в реальности и в «Я» будущем. У него нет и четкого представления о выборе жизненного пути или какого-либо идеала («Я пока не думал об этом и не знаю, стоит ли этим заниматься»). Незрелая личность не делает самостоятельный выбор, хотя определенные черты идентичности есть («Мои родители врачи, я тоже буду врачом. Это как-то привычнее»).
Самым болезненным процессом для подростков является длительная стагнация. Если у них нет четкой идентичности, они становятся депрессивными или приобретают негативную идентичность, противопоставляя себя другим, без соревновательности и престижной мотивации. Низкое самоуважение подчас приводит таких подростков в группу риска.
Рисунок 2.4 — Диффузная идентичность у разностатусных подростков
Достигнутая позитивная идентичность выявлена у 1 подростка (25%) со статусом звезды и 3 предпочитемых (75%). Достижение идентичности происходит после пятнадцати лет, когда человек после долгих метаний наконец понимает, что ему надо, убеждается в правильности своих поисков ( см. рис. 2.5)
Рисунок 2.5 — Достигнутая позитивная идентичность у разностатусных подростков
Показатели
статуса «псевдопозитивной
Рисунок 2.6 —Псевдопозитивная идентичность у разностатусных подростков
Это говорит о том, что для них характерна тенденция амбициозного подчеркивания своей уникальности, гипертрофированности идентификации, ригидности Я – концепции, низкая рефлексия.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В ходе проведения «Социометрии» выявлены высокастатусные подростки — «звезды», среднестатусные — «предпочитаемые», низкостатусные —«пренебрегаемые» и « отвергнутые».
Указанные структуры не являются жесткими, возможны промежуточные статусы. Результаты, полученные в ходе проведения социометрии, не подлежат огласке, а должны сохраняться в тайне как исходная психолого-педагогическая информация, необходимая для целенаправленной воспитательной работы в классе. И, наоборот, о низком статусе свидетельствует минимальное количество предпочтений, либо их полное отсутствие.
Методика изучения личностной идентичности (МИЛИ) Л.Б. Шнейдер построена на принципах прямого и ассоциативного теста. В результате проведения данной методики были определены типы личностной идентичности: преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий, достигнутая позитивная идентичность, псевдопозитивная идентичность —разностатусных подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. На современном этапе проблемы идентичности рассматриваются как проблемы самопонимания, самосознания и самопознания человека
Социально-ролевое обогащение современного человека, расширение пространственно - временного и внутреннего опыта несет в себе множество новых и возможностей общения, познания, творчества. Но сложность и многомерность этого современного человеческого самопонимания, формирование объективной идентичности становится одной из актуальных проблем современной личности.
2. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать себя как личность и сформировать идентичность личности.
3. Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней. Выделяют такие социометрические статусы, как социометрические звёзды, предпочитаемые, пренебрегаемые или изгои, изолированные или отверженные.
Отношение человека к своему положению в группе включает в себя два основных психологических компонента: переживание и осознание. Переживание и осознание теснейшим образом связаны между собой, но это разные психологические характеристики отношения к окружающему. Человек может что-то осознавать, но это оставляет его более или менее спокойным, эмоционально не затрагивает. И наоборот, у него могут быть переживания, истинных причин которых он не осознает.
4. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования позволяет отметить, что статус «мораторий» выявлен отвергнутых и пренебрегаемых подростков, диффузная идентичность — у предпочитаемых подростков, псевдопозитивныя идентичность — подросткам со статусом звезды, достигнутая идентичность свойственна предпочитаемым подросткам-звёздам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова. – Минск: Народная асвета, 2003. – 234 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аверсэв, 2006. – 345 с.
3. Белинская, Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы / Е.П. Белинская // Социальная психология в современном мире; под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 42–56.
4. Динамика
личностной идентичности в
5. Учитель и детский коллектив / Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1975. — 234 с.
6. Содержание и динамика профессиональной идентичности психологов образовательных учреждений: дисс. ... канд. психол. наук: шифр специальности: 19.00.01 / Л.В. Гурылёва. – М., 2007. — 234 с.
7. Идентичность как философская проблема / дисс. ... канд. фил. наук: шифр специальности: 09.00.11 / И. Зверева. – М., 2010. – 189 с.
8. Казанская,
В.Г. Подросток: трудности взро
9. Коломинский,
Я.Л. Психология личных
10. Коломинский, Я.Л. Диагностика педагогического взаимодействия / Я.Л. Коломииский, П.А. Панько. – Минск: ФУ Аинформ, 2003. – 289 с.
11. Коломинский,
Я.Л. Социальная психология
12. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 192 с.
13. Кондратьева,
С.В. Понимание учителем
14. Кэррел, С. Групповая психотерапия подростков / С. Кэррел. – СПб.: Питер, 2002. – 189 с.
15. Мир детства:
Подросток; под ред. А.Г.
16. Наумченко, И.Л. Подросток в семье / И.Л. Наумченко. – Минск: Народная асвета, 1990. – 93 с.
17. Социально-психологическая адаптация личности в структуре профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации: дисс. ... канд. псих. наук: шифр специальности: 09.00.05/ Е.А. Петраш. — Курск: Арион, 2009. —180 с.
18. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – М.: ТетраСистемс, 2003. – 765 с.
19. Психология личности: учеб. пособие / под ред. В.А. Лабунской. – М.: ЭКСМО, 2007. – 256 с.
20. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2002. – 498 с.
21. Психологические тесты / под ред. А.А. Каренлина: в 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Т. 1. – 312 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 178 с.
23. Саблин, В.С. Психология личности / В.С. Саблин, С.П. Слаева. – М.: Дашков и К. 2006. – 144 с.
24. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 с.
25. Сушков, И.Р.
Социально-психологическая теор
26. Трудности взросления. Подросток / сост. В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
27. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2005. – 376 с.
28. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 808 с.
29. Шапиро, Д. Конфликт и общение / Д. Шапиро. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 238 с.
30. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М.: Академа, 2009. – 288 с
31. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики/ Л.Б. Шнейдер.— М.: Москвский психолого-социальный институт, 2007. — 234 с.
32. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон. – М.: Академа, 1996. – 118 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Стимульный материал для методики изучения личностной идентичности (МИЛИ) Л.Б. Шнейдер
Обработка результатов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2.1— Обработка результатов эмпирического исследования социального статуса подростков
Ф.И.О. |
№ |
Количество положительных выборов, полученных каждым подростком |
Социальный статус |
Аня К. |
1. |
6 |
звезда |
Артём С. |
2. |
3 |
предпочитаемый |
Борис Т. |
3. |
6 |
звезда |
Виктор Д. |
4. |
6 |
звезда |
Дарья С. |
5. |
3 |
предпочитаемый |
.Ирина Л |
6. |
0 |
изолированный |
Ирина К. |
7. |
3 |
предпочитаемый |
Катерина О. |
8. |
3 |
предпочитаемый |
Марина Р. |
9. |
1 |
пренебрегаемый |
Михаил Т. |
10. |
6 |
звезда |
Наталья О. |
11. |
3 |
предпочитаемый |
Наталья Р. |
12. |
3 |
предпочитаемый |
Наталья Т. |
13. |
3 |
предпочитаемый |
Оксана П. |
14. |
3 |
предпочитаемый |
Олег С. |
15. |
1 |
пренебрегаемый |
Павел Т. |
16. |
1 |
пренебрегаемый |
Сергей Ж. |
17. |
3 |
предпочитаемый |
Сергей Н. |
18. |
6 |
звезда |
Сергей Т. |
19. |
3 |
предпочитаемый |
Татьяна Т. |
20. |
3 |
предпочитаемый |
Татьяна Р. |
21. |
6 |
звезда |
Татьяна Ч. |
22. |
3 |
предпочитаемый |
Тимофей Б. |
23. |
3 |
предпочитаемый |
Ульяна В. |
24. |
3 |
предпочитаемый |
Фёдор М. |
25. |
3 |
предпочитаемый |
Регина В. |
26. |
3 |
предпочитаемый |
Игорь Б. |
27. |
3 |
предпочитаемый |
Галина С. |
28. |
3 |
предпочитаемый |
Валентин Д |
29. |
3 |
предпочитаемый |
Виктория Ч. |
30. |
3 |
предпочитаемый |
Информация о работе Формирование личностной идентичности у разностатусных подростков