Формирование личностной идентичности у разностатусных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Идентичность — это устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей. Для подростка этот процесс нелегок. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………….......6
1.1 Личная идентичность: понятие и структура…………………………….6
1.2 Формирование идентичности в подростковом возрасте……………...19
1.3 Социометрический статус: понятие и виды…………………………....26
1.4 Специфика личностных отношений в подростковом возрасте………………..31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РАЗНОСТАТУСНЫХ ПОДРОСТКОВ……………………..39
2.1 Организация и методы исследования……………………………………39
2.2. Результаты исследования личностной идентичности подростков с различным социометрическим статусом………………………………………….46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………61

Файлы: 1 файл

Психология (идентичность разностатусных подростков).doc

— 2.08 Мб (Скачать)

 

 После  проведения «Социометрии» следует выделить категории школьников, относящихся к различным статусным структурам:

а) «звезды» —  лица, которых назвали в качестве наиболее близких друзей  5 и более человек

б) «предпочитаемые» — те, кого назвали 3—4 человек (суммарно в оценке по пунктам 1 и 2);

в) «преебрегаемые» — лица, указанные 1—2 раза (суммарно в оценке по пунктам 1, 2, 3);

г) « отвергнутые» — лица, не получившие выборов.

Указанные структуры  не являются жесткими, возможны промежуточные статусы.

Отметим, что полученные результаты не подлежат огласке, а должны сохраняться в тайне как исходная психолого-педагогическая информация, необходимая для целенаправленной воспитательной работы в классе.

Результаты  исследования были сведены в таблицу 2.2 (см. Приложение 2)

Итак,  выявлены следующие статусы подростков: 1 изолированный — 3,4%, 3 пренебрегаемых — 10%;   6 звёзд — 20%, 20 предпочитаемых—66,6%;    Представим полученные результаты в виде диаграммы (см. рис. 2.1)

 

Рисунок 2.1 — Результаты исследования  социометрического  статуса подростков (в % от общего количества характеристик)

Нами было проведено исследование с целью изучения личностной идентичности разностатусных  подростков.

Также нами была проведена методика изучения личностной идентичности (МИЛИ)  Л.Б. Шнейдер [31, с. 12-14].

Итак, у  13,3% (4 подростков)  был выявлен  статус «мораторий», у   13,3% (4 подростков)  — достигнутая позитивная идентичность,  у 16,6% ( 5 человек) — псевдопозитивная  идентичность,   диффузная идентичность — у 56,6% (17 человек)

Результаты  методики изучения личностной идентичности (МИЛИ)  представлены на рисунке 2.2

 

Рисунок 2.2. — Результаты исследования  личностной  идентичности  по методике МИЛИ подростков (в % от общего количества характеристик)

Подростки имеют нулевой показатель преждевременной  идентичности. Это говорит о том, что подростки имеют тенденцию к социальной зависимости характерологических особенностей, при этом личностная идентичность не осознается, показатели независимости жизненных выборов низкие.

Показатели статуса «мораторий» также высокие у 1 изолированного (25%)  и 3 предпочитаемых (75%) подростков (см рис. 2.3)

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 —  Статус «мораторий» у разностатусных подростков

Итак, показатели статуса «мораторий» личностной идентичности выявлены у всех подростков, имеющих низкий социометрический статус.

Мораторий —  это кризис идентичности. Подросток  ставит вопросы по поводу своего жизненного пути. Он оценивает свои выборы, критически относится к некоторым своим  идеям.

Высокие показатели диффузной идентичности выявлены у   14  подростков(46,6%) (см. рис. 2.4) с социометрическим  статусом предпочитаемые.

Диффузия  идентичности состоит в том, что  подросток еще не думает о соответствии (или несоответствие) «Я» в реальности и в «Я» будущем. У него нет и четкого представления о выборе жизненного пути или какого-либо идеала («Я пока не думал об этом и не знаю, стоит ли этим  заниматься»). Незрелая личность не делает самостоятельный выбор, хотя определенные черты идентичности есть («Мои родители врачи, я тоже буду врачом. Это как-то привычнее»).

Самым болезненным  процессом для подростков является длительная стагнация. Если у них нет четкой идентичности, они становятся депрессивными или приобретают негативную идентичность, противопоставляя себя другим, без соревновательности и престижной мотивации. Низкое самоуважение подчас приводит таких подростков в группу риска.

 

 

 

 

Рисунок 2.4 — Диффузная идентичность у разностатусных подростков

Достигнутая позитивная   идентичность выявлена  у 1 подростка (25%) со статусом звезды и 3 предпочитемых (75%). Достижение идентичности происходит после пятнадцати лет, когда человек после долгих метаний наконец понимает, что ему надо, убеждается в правильности своих поисков ( см. рис. 2.5)

Рисунок  2.5 — Достигнутая позитивная идентичность у разностатусных подростков

Показатели  статуса «псевдопозитивной идентичности»  имеет большую выраженность у 5 подростков-звёзд (100%).  (см. рис. 2.6).

Рисунок   2.6 —Псевдопозитивная идентичность у разностатусных подростков

Это говорит  о том, что для  них характерна тенденция амбициозного подчеркивания  своей уникальности, гипертрофированности идентификации, ригидности Я – концепции, низкая рефлексия.

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ  ПО  ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

В ходе проведения «Социометрии»   выявлены  высокастатусные  подростки — «звезды»,  среднестатусные — «предпочитаемые»,  низкостатусные —«пренебрегаемые» и « отвергнутые».

Указанные структуры  не являются жесткими, возможны промежуточные статусы. Результаты, полученные  в ходе проведения социометрии, не подлежат огласке, а должны сохраняться в тайне как исходная психолого-педагогическая информация, необходимая для целенаправленной воспитательной работы в классе. И, наоборот, о низком статусе свидетельствует минимальное количество предпочтений, либо их полное отсутствие.

Методика  изучения личностной идентичности (МИЛИ)  Л.Б. Шнейдер построена на принципах  прямого и ассоциативного теста. В результате проведения данной методики были определены типы личностной идентичности: преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий, достигнутая позитивная идентичность, псевдопозитивная идентичность —разностатусных подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. На современном этапе проблемы идентичности рассматриваются как проблемы самопонимания, самосознания и самопознания человека

Социально-ролевое обогащение современного человека, расширение пространственно - временного  и внутреннего опыта  несет в себе множество новых  и возможностей общения, познания,  творчества. Но сложность и многомерность этого современного человеческого  самопонимания, формирование объективной идентичности становится одной из актуальных проблем  современной личности.

2. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать себя как личность и сформировать идентичность личности.

3. Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней. Выделяют такие социометрические статусы, как социометрические звёзды, предпочитаемые, пренебрегаемые или изгои, изолированные  или отверженные.

Отношение человека к своему положению в группе включает в себя два основных психологических компонента: переживание и осознание. Переживание и осознание теснейшим образом связаны между собой, но это разные психологические характеристики отношения к окружающему. Человек может что-то осознавать, но это оставляет его более или менее спокойным, эмоционально не затрагивает. И наоборот, у него могут быть переживания, истинных причин которых он не осознает.

 

 

4. Сравнительный анализ  результатов эмпирического исследования позволяет отметить, что статус «мораторий»   выявлен отвергнутых и пренебрегаемых  подростков,  диффузная идентичность — у предпочитаемых подростков,  псевдопозитивныя идентичность  — подросткам со статусом звезды,  достигнутая идентичность  свойственна   предпочитаемым подросткам-звёздам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова. – Минск: Народная асвета, 2003. – 234 с.

2. Андреева, Г.  М. Социальная психология / Г. М.  Андреева. – М.: Аверсэв, 2006. – 345 с.

3. Белинская,  Е.П. Исследования личности: традиции  и перспективы / Е.П. Белинская // Социальная психология в современном мире; под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 42–56.

4. Динамика  личностной идентичности в подростковом  возрасте: дисс. ... канд. психол. наук: шифр специальности: 19.00.13 / О. В. Беляева. – М., 2001. – 134 c.

5. Учитель  и детский коллектив / Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1975. — 234 с.

6. Содержание  и динамика профессиональной  идентичности психологов образовательных учреждений: дисс. ... канд. психол. наук: шифр специальности: 19.00.01 / Л.В. Гурылёва. –  М., 2007. —   234 с.

7. Идентичность как философская проблема / дисс. ... канд. фил. наук: шифр специальности: 09.00.11 / И. Зверева. –  М., 2010. – 189 с.

8. Казанская,  В.Г. Подросток: трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей /  –  СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

9. Коломинский,  Я.Л. Психология личных взаимоотношений  и детском коллективе / Я.Л. Коломинский. –  Минск: ФУ Аинформ, 2003. –  234 с.

10. Коломинский,  Я.Л. Диагностика педагогического взаимодействия / Я.Л. Коломииский, П.А. Панько. –  Минск: ФУ Аинформ, 2003. –  289 с.

11. Коломинский,  Я.Л. Социальная психология школьного  класса: научно-методическое пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. –  Минск: ФУ Аинформ, 2003. –  305 с.

12. Психология  старшеклассника / И.С. Кон. –   М.: ВЛАДОС, 2006. –  192 с.

13.  Кондратьева,  С.В. Понимание учителем личности  учащегося / С.В. Кондратьева // Вопросы психологии. –  1990. –   № 5. –  С. 12 – 16.

14. Кэррел, С.  Групповая психотерапия подростков / С. Кэррел. –  СПб.: Питер, 2002. –  189 с.

15. Мир детства:  Подросток; под ред. А.Г. Хрипковой;  отв. ред. Г.Н. Филонов. –  М.: Педагогика, 1991. –  256 с.

16.  Наумченко,  И.Л. Подросток в семье / И.Л.  Наумченко. –  Минск: Народная асвета, 1990. –  93 с.

17. Социально-психологическая адаптация  личности в структуре  профессиональной  идентичности на разных  этапах  профессионализации: дисс. ... канд. псих. наук: шифр специальности: 09.00.05/ Е.А. Петраш. — Курск: Арион, 2009. —180 с.

18. Платонов, К.К. Краткий словарь системы  психологических понятий / К.К.  Платонов. –  М.: ТетраСистемс, 2003. –  765 с. 

19. Психология  личности: учеб. пособие / под ред. В.А. Лабунской. –  М.: ЭКСМО, 2007. –  256 с.

20. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2002. –  498 с.

21. Психологические  тесты / под ред. А.А. Каренлина: в 2 т. –  М.: ВЛАДОС, 2003. –  Т. 1. –  312 с.

22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –  СПб.: Питер, 2000. –  178 с.

23. Саблин, В.С.  Психология личности / В.С. Саблин, С.П. Слаева. –  М.: Дашков и К. 2006. –  144 с.

24. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. –  Ростов н/Д: Феникс, 2003. –  544 с.

25. Сушков, И.Р.  Социально-психологическая теория Джона Тернера / И.Р. Сушков // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. –  № 3. –  С. 115-125.

26. Трудности  взросления. Подросток / сост. В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2006. –  240 с.

27. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2005. –  376 с.

28. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. –  808 с.

29. Шапиро, Д.  Конфликт и общение / Д. Шапиро. –  Ростов н/Д: Феникс, 2006. –  238 с.

30. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. –  М.: Академа, 2009. –  288 с

31. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики/ Л.Б. Шнейдер.— М.: Москвский психолого-социальный институт, 2007. — 234 с.

32. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон. –  М.: Академа, 1996. –  118 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Стимульный  материал  для методики изучения личностной идентичности (МИЛИ)  Л.Б. Шнейдер

 

Обработка результатов

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Таблица 2.1— Обработка результатов эмпирического исследования  социального статуса подростков

Ф.И.О.

Количество  положительных выборов, полученных каждым подростком

Социальный  статус

Аня К.

1.

6

звезда

Артём С.

2.

3

предпочитаемый

Борис Т.

3.

6

звезда

Виктор Д.

4.

6

звезда

Дарья С.

5.

3

предпочитаемый

.Ирина Л

6.

0

изолированный

Ирина К.

7.

3

предпочитаемый

Катерина О.

8.

3

предпочитаемый

Марина Р.

9.

1

пренебрегаемый

Михаил Т.

10.

6

звезда

Наталья О.

11.

3

предпочитаемый

Наталья Р.

12.

3

предпочитаемый

Наталья Т.

13.

3

предпочитаемый 

Оксана П.

14.

3

предпочитаемый

Олег С.

15.

1

пренебрегаемый

Павел Т.

16.

1

пренебрегаемый

Сергей Ж.

17.

3

предпочитаемый

Сергей Н.

18.

6

звезда

Сергей Т.

19.

3

предпочитаемый

Татьяна Т.

20.

3

предпочитаемый

Татьяна Р.

21.

6

звезда

Татьяна Ч.

22.

3

предпочитаемый

Тимофей Б.

23.

3

предпочитаемый

Ульяна В.

24.

3

предпочитаемый

Фёдор М.

25.

3

предпочитаемый

Регина В.

26.

3

предпочитаемый

Игорь Б.

27.

3

предпочитаемый

Галина С.

28.

3

предпочитаемый

Валентин Д

29.

3

предпочитаемый

Виктория Ч.

30.

3

предпочитаемый

Информация о работе Формирование личностной идентичности у разностатусных подростков